Предвидеть – значит управлять, говорили мудрецы. Давайте заглянем в будущее и посмотрим, что ожидает систему образования в наступающем учебном году. Ведь он впервые будет проходить под знаком Концепции модернизации российского образования, принятой в 2001 году, и новшества посыпятся, как из рога изобилия. Удастся ли воплотить то, что задумали, как пойдут новые эксперименты и успешно ли завершатся начатые, чего ожидать всем нам от реформ, на что обратить внимание? Вот что по этому поводу говорят учителя, управленцы, ученые.
“Болевые” точки все те же
Владимир СОПКИН, доктор психологических наук, академик РАО, директор Центра социологии образования:
– Строить прогноз относительно того, как сложится будущий учебный год, довольно сложно, поскольку сегодня многосторонний и детальный анализ сферы образования, к сожалению, отсутствует. Можно называть “болевые” точки и надеяться, что проблемы будут разрешены. Это низкая заработная плата учителя, проблемы, связанные с общим финансированием и материально-техническим, программно-методическим и нормативно-правовым обеспечением сферы образования. И, несмотря на это, все же я верю, что ряд проблем будет решен. Первая – проблема образовательных стандартов. Хотелось бы, чтобы, наконец, они были утверждены и началась нормальная, полноценная работа по их реализации. Вторая – единый государственный экзамен. Важно, чтобы Министерство образования РФ детально проанализировало опыт этого года и приняло квалифицированные управленческие решения.
Грядет профильное обучение
Светлана ИВАНОВА, заместитель начальника Департамента общего образования МО РФ:
– Мы не можем говорить о том, что у нас мрачные перспективы. Идет кропотливая работа по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В эксперименте задействованы 76 регионов, более 1700 школ, 150 тысяч учеников, сотни ученых, десятки тысяч учителей. Мы развиваем направления, которые утверждены, апробированы, концептуально подготовлены. Эксперимент проводится на добровольной основе. В этом году мы провели широкий мониторинг состояния здоровья школьников и качества знаний. Сейчас школы принимают решения, какие экспериментальные направления они будут отрабатывать. В экспериментальном базисном учебном плане намечены три варианта. Два из них достаточно традиционны, хотя и включают в себя новые предметы. Третий вариант – блочно-модульный.
Мы дали свои рекомендации по введению новых предметов со второго класса. На их основании школы должны сделать выбор. Например, если в малокомплектной сельской школе всего один компьютер, то там вряд ли стоит вводить информатику на начальной ступени. А для гимназии или лицея это дело насущное. Что касается физической культуры, то добавленный час по этому предмету опять же должен учитывать специфику региона, его природно-климатические условия. Сегодняшняя программа ориентирована на усредненный вариант. В некоторых регионах, например в Чувашии, по указанию президента республики Федорова уже давно введен третий урок физкультуры.
В этом году мы должны подготовить программу, учебники, сменить базисные учебные планы по профильной школе. Нужно будет продумать систему предпрофильной подготовки в последнем классе основной школы. С 2003 года десятые классы начнут работать в режиме эксперимента по концепции профильного обучения. К этому времени должна быть подготовлена вся ее учебно-методическая база.
Мы – не временщики
Марк Цилевич, учитель истории московской школы-интерната N 25:
– 2002-2003 учебный год – это год 60-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, на Курской дуге, 190-летие Бородинской битвы, 300-летие Санкт-Петербурга. Считаю, что нужно объявить конкурс по стране среди учеников школ “Знаешь ли ты военную историю России?”, “Что ты знаешь о подвиге российского народа в Великую Отечественную войну?”
Дети должны знать о подвиге, совершенном нашими войсками под Сталинградом и Курском. Нужно организовывать конкурс ученических рефератов, сочинения, исторические исследования школьников, рисунков, поделок на эту тематику, стихов, посвященных Великой Отечественной войне, нашей памяти о ней.
К юбилею Санкт-Петербурга можно организовать научную работу школьников по изучению деятельности Петра I, творчества Пушкина, Полтавской битвы, Северной войны.
Я считаю, что работу всех без исключения школ, гимназий, лицеев России в новом учебном году нужно направить в русло воспитательной работы с детьми. Как бы ни было сейчас тяжело жить и работать, педагоги никогда не должны забывать о том, что духовность за один урок или за один день не создать – это постоянный и не такой уж легкий труд. Ведь с ребятами должна вестись “живая” работа – нужно ездить по местам боев, ходить в походы, посещать музеи, встречаться с людьми, героями войны, проводить для школьников интересные конкурсы… Мы не временщики на этой земле. Наш долг – изучать и уважать свою историю и воспитывать так наших детей. Нельзя замыкаться на материальных, хозяйственных проблемах, иначе мы потеряем поколение.
Репетиторы вымрут как класс
Евгений ТРАВИН, учитель истории и экономики, суперфиналист конкурса “Учитель года России-2000”, г. Кириши Ленинградской области:
– Знаменитый физик Резерфорд любил говорить: “Если я в течение пяти минут не смогу объяснить безграмотной уборщице, чем занимается мой институт, значит, я сам не понимаю, над чем работаю”. Ситуация с модернизацией образования парадоксально похожа. Что такое ЕГЭ, БУП, ГИФО, ни педагогам, ни управленцам так и не разъяснили. Иногда начинает казаться, что модернизация образования подобна американской СОИ. Это программа, о которой все говорили, в которую вложили миллиарды, но которой не было и быть не могло!
Даже если отказаться от утрированных сравнений, очевидны перспективы модернизации образования: верхи ее проведут, низы творчески переработают, в результате чего реформа не достигнет ни одной цели. К примеру, ЕГЭ в 2002-2003 учебном году могут провести уже все школы страны, но не в форме централизованного электронного тестирования, обеспечивающего независимую экспертизу, компьютерную объективность и консенсус школьных и абитуриентских программ, а в своей регионально-местной форме. Пестроте и разнообразию не будет предела! Кто-то проверит школьников по прошлогодним тестам, где-то педагоги окажут родным выпускникам благотворительную помощь в решениях, зачем-то проверка сотен тестов снова ляжет на плечи учителей, откуда-то издательства выпустят сборники тестов с ответами миллионными тиражами, почему-то одинаково решенные тесты наградят различным количеством баллов и т.д. Высшее образование в столице станет доступнее, и при помощи ЕГЭ туда поступят тысячи талантов из глубинки, но цены на жилье останутся труднодоступными, и учиться там в конечном итоге будут москвичи. Репетиторы вымрут как класс, но возродятся как тренеры, ибо подготовка к тестовому экзамену должна вестись уже на уровне инстинкта – “да – нет”, “нет – да”. Взятки в образовании легализуются, обрастут налогами и станут больше. В результате можно будет поблагодарить инициаторов реформы за то, что “хотели как лучше”, и убедиться в миссионерстве российского народа по той причине, что “получилось как всегда”.
Комментарии