Травля (буллинг) – это систематические издевательства группы людей над одним из своих членов. Буллинг оказывает крайне разрушительное влияние на развитие личности всех ее участников (не только жертвы) и крайне опасен – жертва может совершить самоубийство или устроить расправу над обидчиками. Давайте поговорим об эффективных способах профилактики травли в школе, но сначала рассмотрим, как профилактировать травлю неперспективно.
Причины
Среди причин возникновения травли выделю три обстоятельства.
Во-первых, Homo Sapiens – самый жестокий вид на Земле. Даже в современном гуманном и цивилизованном обществе считается нормальным убийство живых существ ради развлечения. Такой вид досуга – охота – считается даже элитным.
Дети более импульсивны, чем взрослые, поэтому меньше способны контролировать свои агрессивные побуждения.
Во-вторых, мы общественные животные. У школьников есть генетически запрограммированная потребность в принадлежности к группе и занятию своего места в группе.
В-третьих, школа по умолчанию не удовлетворяет естественную потребность в принадлежности к группе. Класс не является командой, которая объединена общей целью. Дети просто учатся рядом. У каждого школьника своя персональная цель – получить свои знания, свои оценки и свой аттестат. Достижение этих целей никак не связано с достижениями одноклассников.
Травля удовлетворяет естественную потребность в принадлежности к группе. В ситуации буллинга дети ощущают себя группой «нормальных», «правильных» ребят, которые противостоят «неправильной» жертве.
Таким образом, если принудительно собрать группу детей, поместить их в замкнутое пространство на длительное время и предоставить самим себе, то в большинстве таких групп сам собой зародится буллинг. Это вполне естественно и предсказуемо. Для такого результата достаточно ничего не делать.
В фильме «Чучело» хорошо показан процесс зарождения буллинга. Классный руководитель очень жестко наказала класс за срыв урока. Этим наказанием она создала мотив детям объединиться против ученика, который рассказал классному руководителю о срыве урока. И сразу после этого учитель уехала развлекаться в другой город, предоставив детей самим себе. Чтобы занять свободное время, дети решили объединиться в бойкоте «предателя». Взрослые не придумали, чем полезным и интересным занять детей. Дети тоже ничего толкового не изобрели. Это естественный результат. Сложно в нем упрекать детей.
Не недостатки
Травля – это способ взаимодействия группы. Поскольку это групповое явление, ошибочно искать решение проблемы в личностях детей.
Жертву обычно унижают, дразнят за реальные или мнимые недостатки. Поэтому может возникнуть идея искоренять травлю через устранение недостатков жертвы и повышение ее престижа. Такая работа неэффективна, потому что дразнят не из-за недостатков. Дразнят, потому что в группе принят такой способ общения.
Например, классическое обвинение жертвы заключается в том, что она не моется и от нее воняет. Это может быть правдой. Но в одной группе это будет поводом для травли. А в другой группе это будет поводом для максимально тактичного отношения, и такому ребенку на день рождения подарят гель для душа и дезодорант, тонко намекая, что мыться нужно чаще.
Не слабость
Непродуктивны рекомендации для жертвы подкачаться и научиться давать сдачи. Это может помочь в конфликте, но не в травле. Во-первых, многие проявления травли не связаны с прямой физической агрессией. Наоборот, ребенка могут избегать – не разговаривать с ним (бойкот), отказываться сидеть рядом с ним. Как здесь помогут навыки рукопашного боя?
Во-вторых, драка с десятками людей бесперспективна при любой физической подготовке. Даже львы в саванне подвергаются нападению стай гиен и стад буйволов. Если даже царь природы не может противостоять толпе, то что уж говорить о ребенке Sapiens без клыков, когтей, силы, скорости и уверенности в себе?
Поскольку силы не равны, рекомендация жертве жестко постоять за себя возможна только в форме вооруженного нападения на обидчиков. Таких случаев в школах России и мира было немало. Такой сценарий развития школьной травли показан в эстонском художественном фильме «Класс» (Ильмарр Рааг, 2007). В сюжете фильма явная аллюзия на массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году, когда два депрессивных подростка, подвергавшихся травле, убили 13 человек, ранили 23 человека и после этого застрелились сами. Такой борьбы с травлей нам не надо.
Не агрессор
Не стоит путать ситуацию травли и ситуацию присутствия в классе агрессивного ребенка. Агрессивный ребенок – это когда один против всех. Буллинг – это когда все против одного. Поэтому работа только с задирой травлю не прекратит. Травля – это проблема группы, а не отдельных личностей. Нужно менять систему взаимоотношений в классе.
Не конфликт
Не нужно путать травлю с конфликтом. Конфликт – это столкновение интересов. В конфликте есть предмет, по поводу которого происходит столкновение. Например, один ребенок забрал у другого 50 рублей. 50 рублей – это предмет конфликта. В травле нет никакого предмета, из-за которого происходят издевательства.
Поскольку травля сущностно отличается от конфликта, способы разрешения конфликтов не применимы к травле. Например, медиация малоэффективна для пресечения буллинга, потому что нет столкновения интересов. Раз нет предмета конфликта, то нет и предмета медиации.
Профилактика
Разумеется, травлю проще предотвратить, чем искоренить. Поэтому поговорим о профилактике. И обратимся к опыту американского педагога Рона Кларка.
Если вы никогда не слышали это имя, то рекомендую посмотреть фильм «Триумф: История Рона Кларка / The Ron Clark Story» (Рэнда Хайнс, 2006). Он художественный, но основан на реальных событиях. Еще в «Учительской газете» (№41 и 42 за 2018 год) были опубликованы 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребенка.
Система «домов»
Рон Кларк в своей частной школе ввел практику четырех «домов» (House System). Эту идею он заимствовал у школы чародейства и волшебства «Хогвартс», в которой учился Гарри Поттер.
Принадлежность к одному из четырех «домов» определяется случайным образом: ученик крутит специальное колесо. В каждый «дом» попадают дети разного возраста из разных классов. Поскольку распределение по «домам» происходит случайным образом, количество членов в «домах» разное.
У каждого «дома» свое название, цвет, герб, девиз. Как и в Хогвартсе, в Академии Рона Кларка проходит ежегодное соревнование между «домами» за обладание кубком, которое длится весь учебный год. В течение года учителя начисляют очки каждому «дому» за персональные учебные и внеучебные достижения членов «дома». Все ученики онлайн сразу видят, кто и сколько очков принес своему «дому».
Каждый год в Академию Рона Кларка набирают новый 4-й класс. Новички 1 сентября крутят колесо для определения «дома», в который они попадут. Члены этих «домов» искренне рады каждому новичку, потому что каждый ученик может приносить очки всему «дому» и увеличивает шансы на победу в ежегодном соревновании.
Таким образом, ученики школы Рона Кларка в первый же день пребывания в школе удовлетворяют потребность в принадлежности к группе, которая объединена общей позитивной целью.
Поскольку система «домов» является центром жизни школы, она крайне важна и эффективна, Рон Кларк создал отдельный сайт, посвященный этой теме, – rcahousesystem.com. На этом ресурсе размещены детальные методические рекомендации по внедрению системы «домов» в любое образовательное учреждение.
Имя
В школе Рона Кларка все ученики и персонал обязаны знать по именам и в лицо всех обучающихся, сотрудников и членов попечительского совета. Также от учеников требуют в общении называть собеседников по имени.
До начала учебного года все дети и персонал сдают экзамен на знание имен и лиц (по фотографиям) всех 30 новых учеников, которые придут в школу в сентябре. Одна ученица после первого дня в Академии Рона Кларка пришла домой и сказала родителям, что, вероятно, умерла и попала в школьный рай. Ощущение рая у нее возникло из-за того, что в новой школе ее все знали, все обращались по имени, все выражали доброжелательность и желали успехов.
Аплодисменты
У Рона Кларка есть список 55 правил, которые обязаны выполнять все ученики.
Правило №3 гласит: «Если кто-то из класса побеждает в игре или делает что-то хорошо, мы поздравляем его. Мы будем аплодировать ему по меньшей мере 3 секунды и максимально громко».
Ученики быстро осознают: если сегодня я с энтузиазмом аплодирую однокласснику, то завтра этот одноклассник с энтузиазмом и благодарностью будет аплодировать мне. Это выгодно – поддержка возвращается.
Выше я говорил, что люди могут быть очень жестоки. Но еще более естественно для людей проявлять поддержку и заботу. В аплодисменты дети играют с гораздо большим удовольствием, чем в травлю. Педагогам нужно лишь научить учеников этой игре.
Защита учителя
Два правила устанавливают обязанность детей обращаться к учителю за защитой.
Правило №45. Никогда не нарушайте очередь. Если кто-то пройдет без очереди перед вами, ничего не говорите и не делайте. Пусть так и будет, но дайте мне знать об этом. Я разберусь с этой ситуацией. Если вы начнете ссору с тем, кто нарушил очередь, то проблемы будут и у вас. Оно того не стоит, просто сообщите мне о случившемся. Так же нужно поступать, если ситуация возникла с ребятами из других классов, – сначала сообщите мне, прежде чем предпринимать что-то самим.
Правило №48. Если какой-то ребенок в этой школе докучает вам, дайте мне знать. Я ваш учитель, я здесь, чтобы заботиться о вас и защищать вас. Я никому не позволю в этой школе запугивать вас или вызывать чувство дискомфорта. Поэтому я прошу не самим разбираться, а позволить мне заняться этим делом.
Другие правила
В заключение еще несколько правил Рона Кларка, которые обязывают детей проявлять заботу об окружающих и убирают почву для зарождения буллинга.
Правило №4. Во время дискуссии мы уважаем комментарии других учеников, их точку зрения и идеи. Когда это возможно, мы говорим: «Я согласен с Юлией, и я так же чувствую…» или «У Максима интересная точка зрения…»
Правило №5. Если вы победили или сделали что-то хорошо – не хвастайтесь. Если вы проиграли – не показывайте гнев. Вместо этого скажите что-то вроде: «Мне понравился конкурс, я с нетерпением жду возможности сыграть еще раз», или «Хорошая игра». Или просто ничего не говорите. Когда вы демонстрируете гнев или сарказм словами «Я играл не в полную силу» или «Ты не так хорош на самом деле», вы показываете свою слабость.
Правило №8. Не чмокайте губами, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами.
Правило №10. Когда вы получаете что-то, никогда нельзя оскорблять подарок или дарителя, в том числе намеками, что подаренная вещь не является ценной.
Правило №11. Удивляйте окружающих какими-то неожиданными поступками доброты. Совершайте их хотя бы раз в месяц.
Правило №26. Не занимайте места в столовой. Если кто-то хочет сесть, позвольте ему сесть. Не пытайтесь кого-то не пустить за свой стол. Мы семья, и мы должны относиться друг к другу с уважением и добротой.
Правило №27. Когда я или другой учитель проводит воспитательную беседу с учеником, не глазейте на этого ученика. Вы не хотите, чтобы на вас смотрели другие обучающиеся, когда вам делают выговор, поэтому и вы не смотрите на других в этой ситуации. Если вам делает замечание учитель, то не выражайте гнев или беспокойство ученикам, которые смотрят на вас. Сообщите мне об этом, и я улажу ситуацию.
Правило №34. Всякий раз, когда вам предлагают угощения, в буфете или в классе, никогда не берите больше, чем вам полагается. Вы не хотите быть жадными и проявить неуважение к другим, не оставив достаточно для них.
Правило №35. В школе или в поездке, если кто-то что-то роняет, поднимите это и отдайте уронившему. Даже если он ближе к этой вещи. Это жест вежливости.
Правило №36. Придержите дверь. Если дверь открывается «на себя», то откройте дверь, встаньте сбоку и пропустите другого человека вперед, затем проходите сами. Если дверь открывается «от себя», то придержите ее, когда пройдете.
Правило №37. Если кто-то врежется в вас, даже если это не ваша вина, скажите: «Извините».
Правило №49. Отстаивайте то, во что верите. Вы не должны принимать никаких готовых решений, если ваше сердце и разум ведут вас в другом направлении, которое кажется вам верным.
Правило №55. Будь лучшим человеком, каким ты можешь быть.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии