Юнкоры школьных газет из 1354-й, 1368-й, 1883-й, 1981-й, 2009-й школ решили задать своим молодым учителям несколько вопросов. Почему они выбрали эту профессию? Кто их вдохновил? Изменился ли их профиль в социальной сети, после того как они стали учителями? И, конечно же, чему можно научиться у современных детей?
Анастасия КОНДРАТЬЕВА, школа №1354, учитель китайского и английского языков: – С выбором своей «двери» я определилась не сразу, но я не раз представляла, как помогаю детям общаться на другом языке и понимать друг друга. Как оказалось, профессия педагога весьма неоднозначна, и поначалу я не ожидала, что сразу возьму на себя весь груз ответственности за воспитание и обучение подрастающего поколения. Но постепенно, урок за уроком, страх уходил на второй план, а на его место приходило понимание того, что я и мои коллеги занимаемся делом чрезвычайной важности: ведь от того, что и как мы говорим, что делаем, сколько потратим сил и времени, зависит будущее пока еще не сформировавшейся маленькой личности. Каждый день мы пропускаем через себя эмоции сотен учеников, радуемся их достижениям и сочувствуем поражениям, разделяем их радости и переживания. И кто знает, может быть, через несколько лет найдется смельчак, который постучится в дверь с той же надписью и продолжит непростое дело своего учителя. У современных детей есть одно неоспоримое преимущество – они легки на подъем и готовы к экспериментам и нововведениям. Благодаря техническому прогрессу наш мир быстро меняется, и дети меняются вместе с ним. У взрослых процесс перестройки медленнее. Главное в нашей профессии – это идти в ногу со временем, но не забывать об опыте предыдущих поколений. Дмитрий МУХИН, школа №2009, учитель физики: – Я сейчас учусь на последнем курсе магистратуры МГТУ имени Н.Э.Баумана. Большинство родителей, являясь людьми зрелыми и опытными, прекрасно понимают, что небольшой возраст – это тот недостаток, который со временем уходит. Кроме того, почти все родители понимают, что за деятельностью молодых педагогов руководство школы следит очень внимательно, и если учитель продолжает работать, то он на своем месте. За полтора года, которые я работаю в школе, взаимодействие с родителями проходило плодотворно, без проблем, ведь задача подготовить ученика важна как для учителя, так и для родителей. В социальных сетях я общаюсь только с одиннадцатиклассниками. Мне кажется, что они достаточно повзрослели для того, чтобы осознавать, что социальные сети должны служить не столько развлечением и способом провести свободное время, но и удобным инструментом для решения некоторых задач. Так, например, если у одного из учеников возникает вопрос, он может задать его, не дожидаясь следующего урока, причем используя возможности, предоставляемые сетью, можно сделать, чтобы эти вопрос и ответ прочитали и другие ученики, и для них ответ на этот вопрос также может принести пользу. Варвара ШУНИКОВА, школа №1883, учитель истории: – Я никогда не задумывалась о том, что хочу стать учителем, я просто любила историю. Во многом это было связано с моей очень харизматичной учительницей. Помню, когда она рассказывала исторические заметки, весь класс замирал. Обстановка в школе для меня очень комфортная, так как я сама ее оканчивала. После первого проведенного мною урока я сразу поняла, что с учениками сложно устанавливать контакт, необходимо их заинтересовать, во время урока учитель затрачивает много энергии. Я использую социальные сети и иногда могу проконсультировать ученика по поводу домашнего задания. Сейчас я стараюсь выкладывать там небольшие заметки по истории, которые бы заинтересовали учеников (исторический юмор, фотографии исторических личностей, архитектурные сооружения). Мы можем научиться у современных детей умению воспринимать огромный поток информации, быстрой ориентации в работе с техникой. Ашхен ТИМОФЕЕВА, школа №1354, учитель английского языка: – Сколько себя помню, я никогда не спешила домой после уроков. Меня интересовала жизнь школы изнутри. Это был целый мир, который не заканчивался со звонком. Наоборот, начиналось все самое интересное: оформление стендов, верстка школьной газеты, подготовка к внеклассным мероприятиям, репетиция танцев, спектаклей или КВН. Большую часть времени занимала деятельность школьного совета. Меня увлекали работа в коллективе единомышленников и возможность воплощать в жизнь собственные идеи. Помимо академических знаний школа научила меня брать на себя ответственность, быть жадной до всего нового и проявлять инициативу. Вопрос, где я вижу себя через 10 лет, к моменту поступления отпал сам собой. Я не видела себя вне школы. В студенческие годы я работала в молодежной общественной организации, 5 лет занималась проведением выездных конференций и молодежных обменов в разных странах. В 2007 году я решила принять участие в конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». Это было очень интересно, познавательно и полезно. Я победила в городском этапе конкурса и прошла во всероссийский финал, а в 2011 году пробовала свои силы в «Учителе года». В этом году я участвую в конкурсе «Педагог года», для меня это действительно вызов. Конкурсные испытания сложные и объемные. Первый этап уже пройден, впереди еще два. Я убеждена, что участие в конкурсах необходимо для любого человека, если он хочет развиваться в своей области. Конкурсы – как раз тот случай, когда важно участие, а победа является приятным бонусом. Опыт, который мы приобретаем, общаясь с такими же фанатами своего дела, бесценен. Алексей Логинов, школа №1368, учитель физической культуры: – Я решил стать учителем в 19 лет, тогда я учился в Московском энергетическом институте и параллельно занимался баскетболом с детьми в школе. В МЭИ я проучился полтора года, но понял, что это не мое. Меня тянуло к детям и спорту. Отслужив в армии, я восстановился в МГПУ и благополучно окончил его в 2015 году. Как сейчас помню свой первый урок в 3-м «В». Я жутко волновался и не мог заснуть накануне, хотя в итоге все прошло замечательно. За поддержку и советы в то время хотел бы выразить благодарность коллегам и, конечно же, маме! Безусловно, молодым учителям тяжелее: дети проверяют на прочность, узнают тебя. Но, как мне кажется, все зависит от педагога, его качеств, как человеческих, так и профессиональных. Родители относились и относятся ко мне с уважением и пониманием, прислушиваются и спрашивают советов. Конечно, первое время было непривычно, что люди, которые на 10-15 лет меня старше, обращались ко мне по имени и отчеству. В современном мире без социальных сетей никуда: соревнования, тренировки. Детей намного проще и быстрее найти там, чем дозвониться. Сейчас у детей можно научиться тяге к исследованию и совершенствованию. Мир развивается и меняется, в том числе и профессия учителя. В любом случае важнейшая задача, которая стоит перед учителем, – это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе формируются будущая личность человека, моральные принципы и взгляды на жизнь. Залина АСКАНДАРОВА, школа №1883, учитель математики: – Я решила стать учителем в 7-м классе, на это меня вдохновила моя учительница математики Татьяна Ивановна. Она была просто потрясающим педагогом, прекрасно знала свой предмет и находила подход к любым ученикам. Первый день был очень волнительным, я не знала, что меня ждет. Прокручивала его в голове очень долго, но дети сразу меня приняли, и на душе стало спокойно. Я активно пользуюсь социальными сетями в работе. Ведь дети проводят там очень много времени, и я могу «поймать» их и сообщить какую-нибудь срочную новость. Если возникают вопросы, они также обращаются за помощью, и я им не отказываю. Но сразу предупреждаю: не нужно писать мне после 10 часов вечера, отвечать не буду. Все хорошо в меру. Ирина Полковникова, школа №1981, учитель начальных классов: – Мне с детства нравилось играть в школу. У меня была тяга к новым знаниям, и этими новыми знаниями мне хотелось делиться со всеми. Родители стали это замечать со временем. На тот момент я училась во втором классе. И однажды они подарили мне небольшую доску на ножках. Она была как школьная доска, только в миниатюре. Но так как желающих поиграть со мной в школу из родственников не было (ведь для них это было забавой, а я воспринимала все всерьез), я рассаживала свои плюшевые игрушки на диване, ставила напротив доску, брала свои школьные учебники и начинала «преподавать». Этот интерес не пропадал и со временем, поскольку моя тетя тоже учитель начальных классов. Именно она помогла мне сохранить на протяжении долгого времени это желание – стать учителем. Она много интересных историй рассказывала из своего опыта. Это все поддерживало мой интерес к педагогике. И вот настал тот день. Конечно же, самый первый вуз, в который я подала документы, – это МПГУ. Придя на свой первый урок к ученикам, я поняла, что не все так просто, как казалось в вузе, но и не так уж страшно. Дети очень милые, веселые, а главное – искренние. Александра Панюкова, школа №1354, учитель информатики, тренер JuniorSkills: – Желание стать учителем как детская мечта возникло еще в начальной школе. Но это были сложные времена, да и вокруг было столько всего интересного, чему также хотелось научиться. Тем не менее, чем бы я ни занималась, всегда находилось время сделать какой-либо продукт для образования или провести какие-то занятия. Я приняла решение пойти работать в школу позже, когда за плечами было два вуза и опыт работы по специальности. Перед тем как переступить ее порог в качестве учителя, я несколько раз переступала его в качестве учителя для учителей и преподавателя для студентов. Но дети – совсем другая аудитория. Они куда более открыты с точки зрения восприятия личности учителя, его жизненных ориентиров и опыта. Это куда большая ответственность.Социальные сети в современном мире – это нормальный канал для коммуникации. Такой же, как разговор по телефону, ведение переписки, личное общение. В моей работе социальные сети – одна из граней современной жизни, как сотовый телефон или электронная почта. Конечно, при необходимости я веду переписку с учениками. Но я не пытаюсь выдать себя за «своего». Впрочем, как и со всеми остальными контактами. Чему меня дети научили за время работы в школе? Уметь воспринимать мир каждый день с чистого листа, уметь отбрасывать стереотипы и давать второй шанс. Прошел тот век, когда можно было какую-то область изучить «от и до» и стать в ней специалистом. Информации слишком много, технологии слишком сложные. Как никогда, будет важно учиться взаимодействовать с окружающим миром, находить взаимовыгодные решения. Кому, если не учителю, открывать этот удивительный мир возможностей? Учитель может потерять географическую привязку к классу, но не потеряет эмоциональную. В мире, в котором можно будет сказать: «Окей, гугл» и получить подходящий ответ на любой вопрос, на первый план выходят совсем другие ценности.
Комментарии