Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Профессиональный стандарт педагога

УГ - Москва, №13 от 26 марта 2013. Читать номер
Автор:

​Мы завершаем публикацию проекта, который подготовила группа в основном московских педагогов во главе с директором Центра образования №109, членом Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгением Ямбургом.

Приложение 4Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагогаШаг первый    Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками.Цель обсуждения:    Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа.    Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью предлагаем создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя-2013».Задачи ассоциации:    Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя.    Мониторинг ситуации на местах.    Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности профессиональным стандартом учителя.    Оказание аналогичной поддержки тем педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые в связи с внедрением профессионального стандарта учителя готовы менять образовательные стандарты его подготовки и переподготовки.    Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога.    Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога.    Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня (педагог-психолог, дефектолог – специальный педагог, осуществляющий свои функции в массовой образовательной организации, тьютор – педагог, осуществляющий поддержку и индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями, обучающегося в массовой школе, менеджер образования).Шаг второйЗапуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога.Цель пилотных проектов:    Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации.    Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.На данном этапе внедрения отдельную задачу решают педагогические вузы и центры переподготовки учителей. Они отрабатывают новые стандарты подготовки и переподготовки педагогов, соответствующие требованиям профессионального стандарта учителя. Их включение в пилотные проекты происходит добровольно по согласованию с Министерством образования и наук РФ. Для решения поставленной задачи эти учреждения и организации (после предоставления программы модернизации подготовки учителей) должны получить право наряду с действующим стандартом подготовки педагогов третьего поколения использовать экспериментальные планы и программы, освобождающие их от действующих в настоящее время стандартов высшего педагогического образования. Такое право должно быть закреплено за ними специальным письмом Министерства образования и науки РФ.Кроме того, на данном этапе необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию.Шаг третийПолномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года.Мнение по поводуВ Интернете идет активное обсуждение профессионального стандарта учителя. Одним из первых высказал свое мнение старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института образования Высшей школы экономики Александр Вавилов.Такой стандарт нужен уже давно, так как не только в педагогике, но и в других сферах стандарты нужны для уточнения квалификационных характеристик, которые определены единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), эти характеристики общи и декларативны, дают лишь общее описание должностных обязанностей, в самом общем виде перечисляют, что должен знать работник, а в целом непригодны для определения его квалификации. Без правовых рамок работодателю трудно обосновать и узаконить в локальном документе требования к качеству работы специалиста.Профессиональный стандарт педагога будет иметь силу нормативно-правового документа, обязательного к применению при решении вопросов кадровой работы образовательных учреждений, его будут учитывать при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации. Сегодня много вопросов насчет того, можно ли будет уволить учителя, не соответствующего этому профессиональному стандарту педагогической деятельности, и кто сможет это сделать. Так вот установить несоответствие стандарту сможет только аттестационная комиссия, после чего учителя можно будет уволить по статье 81 п. 3 Трудового кодекса, затем работодатель должен будет с учетом мнения первичной профсоюзной организации предложить учителю другую работу в соответствии с его квалификацией при наличии вакансий.Но требования профстандарта в нынешнем его виде просто не способен выполнить один учитель без целой команды специалистов-помощников. Это главная сложность, и надо либо упростить требования, чтобы выполнение стандарта стало под силу одному учителю, либо наращивать вспомогательный персонал специалистов, которые будут помогать в решении тех вопросов обучения, воспитания и развития ребенка, в которых учитель не может быть компетентен по определению. В целом же проект стандарта написан хорошо, главная сложность все-таки состоит в том, как сделать профессиональный стандарт учителя реально выполнимым. Я считаю, что проект Евгения Ямбурга будет принят, так как понятнее других описывает, каким должен быть учитель хотя бы в идеале.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту