Предположительно в марте-апреле этого года в сфере образования пройдет очередное исследование национального масштаба. На сей раз оно коснется не учеников, а педагогов. В преддверии введения нового историко-культурного стандарта чиновники решили выяснить, а что, собственно, представляет собой социологический портрет современного учителя истории и насколько учитель готов к изменениям?
Накануне в Липецке прошел Всероссийский семинар-совещание по оценке качества образования. Одно из обсуждений встречи коснулось введения нового историко-культурного стандарта и грядущей в связи с ним оценки учителей истории.
Напомним, примерно год назад был представлен учебно-методический комплекс «Отечественная история». Спустя несколько месяцев из Рособрнадзора пришла новость: профессиональную компетенцию учителей истории и обществознания подвергнут проверке. Как она будет проходить? Как повлияют на работу педагогов её результаты? Наконец, появились подробности.
По словам Дениса Фомина-Нилова, заместителя председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, представившего проект будущего исследования, у экспертов нет более или менее объективной картины, каков сегодня социальный и профессиональный портрет учителя истории и обществознания: «Мы пока даже не понимаем, сколько всего у нас в стране учителей истории».
В итоге, на очередном совещании Российского исторического общества и было решено провести исследование по составлению такого портрета.
Работа началась осенью прошлого года. В ноябре, в рамках всероссийской конференции учителей истории и обществознания, которую провела профильная ассоциация, участникам предложили заполнить анкеты. Первые результаты оказались не слишком утешительными.
– Несмотря на то, что целевая аудитория участников конференции – это самые активные учителя истории в стране, оказалось, что с концепцией учебно-методического комплекса по отечественной истории спустя полгода после его представления знакомы немногим более половины. А с содержанием нового историко-культурного стандарта – только 72%, – рассказал Денис Фомин-Нилов. – При этом перед нами стоит задача, чтобы с первого сентября этого года учителя истории стали использовать эти научно-педагогические разработки.
Теперь экспертам предстоит выяснить картину в целом по стране. Разработкой методики исследования занимаются Институт социологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет и ФИПИ. Как рассказал зампред Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, процедура участия педагога будет состоять из двух частей. Первая включает вопросы по формированию социального портрета, а вторая – по профессиональной компетенции.
– Мы предполагаем, что будут охвачены все регионы. И по случайной выборке мы хотим опросить порядка 6 тысяч учителей. В целом, педагогу на прохождение потребуется не более 1,5 часа, – уточнил Денис Фомин-Нилов.
И, пожалуй, один из главных моментов: как утверждают специалисты, исследование будет полностью обезличенным и результаты теста никак не повлияют на работу учителя.
– Речь идет не о том, чтобы мы как-то оценили учителей, а больше о неком социологическом исследовании – для того, чтобы понять уровень подготовки учителей истории и обществознания, а не для того, чтобы кого-то наказать. Все исследование будет проходить деперсонифицированно, – пояснил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. – Насколько мы готовы к введению историко-культурного стандарта? Как надо изменить систему педагогического образования, систему подготовки учителей? Где у нас есть слабые моменты? Мы делаем некий срез для понимания общей ситуации: как совершенствовать экзаменационные материалы, учебное обеспечение и систему повышения квалификации.
Сергей Кравцов призвал региональных министров образования также включаться в эту работу. Планируется, что само исследование пройдет в школах в марте-апреле, а его результаты станут известны в мае этого года.
Фото автора
Комментарии