search
main
0

Профессиональное самоопределение без ошибок. В санкт-петербургской школе №35 разработали модель профориентационного воспитания

В современных условиях развития системы отечественного образования одной из актуальных задач современной школы является создание условий для успешной социализации обучающихся, их профессионального самоопределения на основе осознанного выбора жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда. Профориентация должна быть стержнем педагогического процесса, давая ответ на самый важный для школьника вопрос: \”Зачем учиться?\”, что позволит повысить мотивационную готовность к выполнению учебных задач в классе и внеучебной деятельности.

«Службы профориентационного тьюторинга» – обеспечить процесс личностного профессионального самоопределения учащихся средствами индивидуальной поддержки, консультирования и психологической диагностики Деятельность Службы профориентационного тьюторинга охватывает учащихся 8, 9, 10 и 11 классов                   Школа №35 – абсолютный (золотой) победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» – 2017 Подробнее о школе читайте в №5 от 30 января 2018 года

Важно отметить, что современный рынок труда характеризуется активным развитием новых профессий как в области гуманитарного, так и технического направлений профессиональной деятельности.

Можно отметить ряд противоречий, которые влияют на продуктивную социализацию выпускников школы:

• с одной стороны, имеется богатый выбор профессиональных возможностей на рынке труда, с другой стороны, отсутствует понимание учащихся основной и средней школы о содержании современных профессий и спроса работодателей на них;

• с одной стороны, в образовательных организациях профессионального образования (колледжи, вузы) имеется огромный выбор различных направлений и образовательных программ профессиональной подготовки, с другой стороны, в них недостаточно представлена конкретизация профессий и должностных позиций, что не позволяет выпускникам школы самостоятельно определиться с выбором своего профессионального маршрута;

• с одной стороны, в программах развития образования РФ актуализирована роль развития социального партнерства между школами, вузами и организациями-работодателями, с другой стороны, недостаточно разработаны механизмы и инструменты создания моделей взаимодействия, удовлетворяющие потребности всех участников образовательного процесса.

Выше обозначенные противоречия выявляют следующие проблемы в проектировании образовательного профиля учащихся школы:

• недостаточная проработанность методов и технологий проектирования образовательного профиля учащихся;

• недостаточно развитая инфраструктура профориентационной образовательной среды в школе;

• слабое развитие социального партнерства между школой и профессиональным образованием и организациями-работодателями.

Модель профориентационного воспитания молодежного образования в школе актуализирует внедрение новых элементов – «Студии профессий» и «Службы профориентационного тьюторинга».

Цель «Студии профессий» – создать условия для творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся в направлении изучения рынка труда, специфики профессиональных направлений и возможностей, решении конкретных профессиональных задач.

Другим важным компонентом модели профориентационного воспитания молодежного образования в сфере труда является «Служба профориентационного тьюторинга».

Цель «Службы профориентационного тьюторинга» – обеспечить процесс личностного профессионального самоопределения учащихся средствами индивидуальной поддержки, консультирования и психологической диагностики. Деятельность Службы профориентационного тьюторинга охватывает учащихся 8, 9, 10 и 11 классов.

Модель профориентационного воспитания молодежного образования в сфере труда представляет собой работу в следующих направлениях:

1. Профориентационная информация.

2. Профориентационное воспитание.

3. Профориентационное консультирование и сопровождение.

Профессиональная информация включает в себя последовательную работу с учащимися в формировании у них контента, отражающего сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений дополнительного образования и образовательных учреждений профессионального образования. Педагогическую работу в этом направлении необходимо осуществлять, начиная с 1-го класса и продолжать на протяжении всего процесса обучения учащихся в школе.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к активному участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

Профессиональное консультирование представляет собой изучение личности учащегося, и на этой основе предполагается выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация должна носить индивидуальный характер и реализоваться средствами «Службы профориентационного тьюторинга». Начальная школа в реализации направления профориентационного консультирования не участвует, в связи с недостаточным уровнем развития учащихся и их неготовностью осуществлять работу в этом направлении.

Ключевыми результатами внедрения модели являются:

• Повышение уровня информированности учащихся о сущности и содержании профессиональной сферы в различных секторах отечественной экономики.

• Эффективная социализация учащихся.

• Минимизация ошибок учащихся в профессиональном самоопределении.

• Снижение стресса учащихся в ходе профессионального самоопределения.

и др.

Аналоговый анализ свидетельствует о том, что профориентационная работа в школах осуществляется по различным направлениям. Исходя из результатов аналогового анализа, ожидается востребованность модели профориентационного воспитания молодежного образования в школе по следующим аспектам:

• востребованность педагогической концепции «Work based learning» в проектировании образовательных профилей учащихся для моделирования учебных занятий и внеучебной работы;

• востребованность методических материалов модели профориентационного воспитания молодежного образования в сфере труда в целях адаптации модели профориентационного воспитания и технологии педагогического проектирования образовательного профиля учащихся в других образовательных организациях;

• востребованность нормативной локальной документации в целях снижения организационно-кадровых рисков в процессе внедрения новых служб, направленных на профориентационную работу в школе;

• востребованность модели педагогического проектирования образовательных профилей учащихся в формате модели профориентационного воспитания молодежного образования в сфере труда в целях создания условий для успешной социализации обучающихся, их профессионального самоопределения на основе осознанного выбора жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда через проектирование образовательного профиля учащихся.

Таким образом, модель профориентационного воспитания молодежного образования в сфере труда является актуальной в современных условиях образовательной системы.

Авторский коллектив СОШ №35 с углубленным изучение английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

P.S.

Школа №35 – абсолютный (золотой) победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» – 2017. Подробнее о школе читайте в №5 от 30 января 2018 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте