Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Проектируем будущее. Логика проекта модернизации образования Воронежской области

Учительская газета, №07 от 12 февраля 2013. Читать номер
Автор:

Мощные финансовые вливания, которые на протяжении последних нескольких лет поступают в региональные системы образования, небезграничны. Поэтому очень важно так расходовать эти средства, чтобы все они сработали на качество образования. Не только у государства есть обязательства перед образованием, но и у самой системы образования должны быть обязательства перед государством.С таких, можно сказать, установочных тезисов начался наш разговор с руководителем Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области Олегом МОСОЛОВЫМ. Более подробно мы решили обсудить два момента – модернизацию общего среднего образования и модернизацию дошкольного образования. Олег Николаевич рассказал о выстраивании логики работы в этих двух особенно важных на сегодняшний день для региона проектных направлениях.

– Мы решили, что успешное выполнение проекта модернизации общего образования  невозможно без реализации двух основных направлений. Первое из них – это создание базовых условий для получения общего образования, а второе – реализация проектов, направленных на дальнейшее развитие региональной системы общего образования.Поэтому главное внимание было уделено ремонту и реконструкции всех школ, признанных ветхими и аварийными. В 2012 году мы эти 25 школ реконструировали, и сейчас в области нет аварийных школьных зданий, которые значатся в перечне таковых. Второе необходимое базовое условие, на которое мы обратили особое внимание в прошлом году, – это оборудование в каждой школе системы водопровода и канализации и теплого санузла. Такие работы были проведены в 263 школах области, что составляет примерно четверть от общего числа общеобразовательных учреждений. Еще одним моментом, на который мы обратили особое внимание, стала переподготовка всех учителей начальных классов для работы по новым стандартам начальной школы. Сегодня у нас в каждой школе все учителя, преподающие в классах первой ступени и работающие в соответствии с новыми стандартами, прошли повышение квалификации. Также каждую параллель начальных классов мы оснастили мультимедийным комплексом. Оборудование всех школьных автобусов системой ГЛОНАСС позволило отслеживать в режиме реального времени перемещение каждого автобуса. В наступившем 2013 году мы уже говорим о том, что надо в плановом режиме обновлять парк школьных автобусов, ведь некоторые используются уже 6-7 лет, и постепенно они будут обновляться. Также в прошлом году все наши школы прошли первичное энергетическое обследование. На 2013 год мы планируем оснастить каждый школьный кабинет автоматическим рабочим местом учителя. В прошлом году мы предоставили каждому молодому педагогу в личное пользование ноутбук, и в этом году такой проект будет продолжен. – А как же остальные педагоги? Сегодня многим учителям приходится после уроков занимать очередь в учительской, чтобы воспользоваться компьютером и заполнить электронный дневник.  – Конечно, такой очереди быть не должно. Поэтому мы установим стационарное компьютерное рабочее место в каждом рабочем кабинете во всех школах. И это будет не один компьютер, а еще и проектор с экраном или плазменной панелью, чтобы учитель мог продемонстрировать презентационный материал, выйти в Интернет и заполнить электронный журнал.  Правительством Российской Федерации была поставлена задача об оснащении школ мультимедийным комплектом оборудования. Мы хотим, чтобы в каждой средней школе было три таких комплекта – по одному в каждой ступени. В комплект входят интерактивная доска с проектором и компьютер. Если школа основная, комплектов как минимум должно быть два. Также в 2013 году мы постараемся купить в каждую школу, где есть учащиеся 5-9-х классов, минимальный комплект для реализации стандартов нового поколения. Возможно, это будет не настолько ультрасовременная техника, как та, которую мы покупали в прошлом году в 40 школ области, начавших в экспериментальном порядке обучение по стандартам нового поколения на основной  ступени. Тогда такие комплекты стоили по 4 миллиона рублей. А теперь минимальный набор нового оборудования должен будет поступить в каждую школу, стандарт должен быть реализован. Также все учителя в этом году должны пройти повышение квалификации по новым стандартам основной школы в 5-6-х классах. Еще один проект – дистанционное обучение и участие в нем детей-инвалидов. Более 200 ребят, а это практически все дети-инвалиды школьного возраста в области, сегодня охвачены дистанционным обучением. Но мы поняли и то, что есть еще группа детей, которые также не могут обучаться в школе по месту жительства, но инвалидами официально не являются. Это, например, дети, находящиеся на длительном лечении. Поэтому в 2012 году мы установили четыре класса открытого доступа, расположив их на базе учреждений здравоохранения.Также мы планируем  часть средств направить на приобретение учебников, чтобы в 2013 году полностью решить  проблему обеспечения учебной литературой. В особую группу базовых условий мы включаем систему работы с начинающими. На сегодняшний день у нас работает школа молодого учителя и создана Ассоциация молодых учителей. Педагоги общаются, вносят свои предложения, и мы стараемся с ними взаимодействовать. По инициативе губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева была достигнута договоренность с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, который выделил Воронежской области значительный участок земли из федерального земельного фонда. На этом участке мы сейчас начинаем строительство жилого дома для преподавателей вузов и учителей. В нем планируется не менее 800 квартир, и цена квадратного метра будет на 30% дешевле среднерыночной. – Вы рассказали о создании базовых условий, а над какими проектами надо будет работать? – Первый связан с реализацией стандартов основной школы. В прошлом году мы создали 40 инновационных экспериментальных площадок, на которых отрабатываются стандарты нового поколения в  основной школе. Оснастили их всем необходимым оборудованием, а педагогов направили на курсы в Московскую академию повышения квалификации, причем направляли целой школьной командой, по 5-10 человек от школы. Второй проект связан с совершенствованием региональной системы оценки качества образования. В 2012 году в области было создано 69 центров оценки качества. Мы закупили необходимое оборудование для тестирования и планируем выстроить работу этих центров по трем направлениям: государственная итоговая аттестация – ГИА и ЕГЭ, независимая оценка достижений учащихся, то есть промежуточное тестирование, и перевод в онлайн-режим аттестации педагогических работников. Задача – к сентябрю этого года прийти к тому, чтобы учитель из района не приезжал в Воронеж для тестирования, а проходил его по онлайн-связи. В свободное от работы время учитель сможет заполнить свое портфолио и выслать его по Интернету. В перспективе – получение через Интернет решения о присвоении квалификации. Третий проект на сегодня – это организация системы дистанционного обучения. У нас создан региональный центр, который занимается как обучением детей-инвалидов, так и сопровождением введения в регионе данной технологии. Четвертый проект – внедрение персонифицированной модели повышения квалификации. Мы направляем  в школы деньги на повышение квалификации педагогов, и они сами решают, где  пройти курсы и какие. Сейчас на нашем региональном рынке услуг по повышению квалификации действуют 4-5 крупных игроков, и выбор есть. – Олег Николаевич, хотя бы вкратце расскажите о переменах, которые ждут дошкольное образование. – Здесь у нас четкие и конкретные задачи. Первое – создать необходимое число мест в детских садах и ликвидировать очередь. В этом интересы государства и общества полностью совпадают, что подтверждается инициативой, возникшей в городе Воронеже. Представители бизнес-сообщества приняли решение за полтора года построить в областном центре 15 детских садов. К весне 2014 года будет введено более трех тысяч мест, что решит проблему очередности. Вторая задача – обеспечение должного качества предоставляемой услуги. В соответствии с законодательством с 2014 года часть полномочий по финансированию дошкольного образования переходит на региональный уровень, и на территории региона будет дан старт проекту, который мы уже реализуем в общеобразовательных учреждениях. Только называться он будет «Детский сад – лидер образования Воронежской области». Дошкольные учреждения будут защищать свои программы развития и получат дополнительное финансирование начиная с 2014 года. Статфакт    На модернизацию системы общего образования Воронежской области с 2011 по 2013 год из федерального бюджета получено около 2 млрд руб.     Общий объем субвенции на реализацию стандарта общего образования в 2012 году составил 6,8 млрд руб., в 2013 году – 8,3 млрд руб.    К концу 2012 года средняя заработная плата педагогических работников достигла 19543 руб., а средняя заработная плата по региону – 19213 руб.     В 2010 году на работу в учреждения образования региона пришли 496 молодых педагогов, в 2011 году – 531, в 2012 году – 614.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту