Смысловая воронка
Основные этапы работы с текстом
Не иметь, а быть
Образование должно быть возвращено на свою исконную территорию – к решению основных проблем бытия человека. Понять самого себя: не только, какой “я” есть, но каким могу и должен быть. Такое образование призвано придать Человеку его основное свойство – человечность. В противовес образованию технократическому, направленному на решение внешних проблем, это – гуманное образование. В этом случае для гуманного образования знание необходимо постольку, поскольку это инструмент для раскрытия потенции человека, его интеллектуальных, душевных и духовных сил.
Существующая система образования направлена на то, чтобы приобретать знание, как некое имущество, – чтобы иметь (знания, навыки, опыт, “духовные ценности”). Задачу же подлинного образования можно обозначить другим глаголом – быть. Быть, то есть реализовать идею Человека в себе, понять замысел и предназначение, иначе – понять самого себя.
В самой сжатой форме задачи формирования гуманитарного мышления выглядят так:
1. Необходима работа с подлинными текстами, носителями живых голосов культуры.
2. На первом этапе необходимо выполнение обычной школьной работы (составление плана, пересказ и т.д.).
3. Отдельного изучения заслуживает литературная форма текста.
4. Ученик должен уметь поставить вопросы Автору текста.
5. Восприятие текста идет по всем каналам связи человека с миром.
6. Ученик должен на время превратиться в Автора.
7. Ученик должен овладеть голосом Автора, чтобы ответить на свои же вопросы.
Для того чтобы обычная учеба стала развитием, необходимо, чтобы:
1. Ребенок не “проходил материал”, а искал ответы на свои же собственные вопросы, возникающие как в школе, так и (что самое интересное!) за ее пределами.
2. Для того чтобы развитие было естественным и свободным, ребенок сам должен стремиться к познавательной работе, элемент принуждения при этом сведен к минимуму или отсутствует вовсе.
3. Каждому ученику должна быть предложена задача по уровню его развития.
4. Ребенок имеет право на отличную оценку (пятерку), если он достигает отличных результатов не по абстрактной и обезличенной шкале, а по своей собственной, улучшив хоть ненамного свои прежние показатели.
5. Ребенок имеет возможность выбрать обьем работы и ее форму (письменно или устно) – это условие свободы.
6. Для того чтобы ученик превратился в исследователя, он должен иметь возможность самостоятельно сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, выводить закономерности, не опасаясь, что готовый ответ учителя прервет его поиск.
7. Цель должна быть творческой, итог работы – не в усвоении материала, а в создании собственного текста.
Как достичь желаемых целей?
Три этапа работы соответствуют трем уровням понимания Текста.
Первый – сбор информации.
Второй – анализ информации.
Третий – создание своего Текста.
Текст – это крепость. Задача – проникнуть внутрь. У нас есть три попытки…
Первый этап. Знакомство с текстом
Кто размышляет, не желая учиться,
окажется в затруднении…
Выбор текста
Идеальный текст отвечает следующим условиям.
1. Текст является подлинником – желательно, чтобы разговор с автором проходил без посредников.
2. Текст должен быть понятным, поэтому не исключена возможность некоторого купирования, сохраняющего авторскую мысль и стиль.
3. Текст – своего рода смысловая воронка, притягивающая большой фактический материал.
4. Текст должен вызывать вопросы у ученика, провоцировать непонимание.
5. Чтобы избежать плоскостного прочтения, текст должен быть метафоричным.
В идеальном случае все учебники заменяются сборниками текстов – Антологиями. Поэтому выбор текста очень важен: составить список текстов фактически означает написать программу курса.
Учебные цели на первом этапе
Ученик должен знать (помнить):
– важную информацию, содержащуюся в тексте;
– смысл незнакомых слов.
Ученик должен уметь:
– выделить главную мысль текста: дать заглавие тексту целиком и отдельным его фрагментам;
– структурировать текст: составить план (простой, развернутый, в виде вопросов, цитатный);
– пересказать текст;
– проанализировать текст по форме – выделить слова и обороты речи, присущие автору.
Виды работы (модули)
Всю учебную работу в рамках первого этапа можно разложить на определенное количество учебных заданий – модулей. Модуль – это типичное, повторяющееся от темы к теме задание, сформулированное в конкретной форме.
Перечень заданий по каждой теме содержится в Рабочей тетради ученика. (Речь идет в первую очередь о модулях, из которых складывается работа с письменным текстом, если речь идет о произведении изобразительного искусства или музыки, модули могут быть несколько другими). Приведу примеры нескольких модулей (заданий).
1. Придумать заголовок и составить план текста
Дать имя тексту (литературному произведению, картине, памятнику архитектуры) – это не так просто, как может показаться с первого взгляда: дать имя означает увидеть суть предмета, найти главную мысль. Большинство памятников имеют имена, данные им авторами, – можно скрыть их и выслушать варианты учеников. Составление плана – работа достаточно скучная, но полезная. Скрасить ее можно некоторым разнообразием: возможен обычный план, цитатный план, план в виде вопросов.
2. Выписать смысл неизвестных слов (работа со словарем)
Текст состоит из отдельных элементов: слов, архитектурных или художественных деталей. Незнание некоторых деталей препятствует знакомству с текстом, они как бы сдерживают нас, отвлекают внимание на себя, причиняя тем самым неудобство и беспокойство. Если это вербальный текст, такими деталями являются впервые встречающиеся слова, смысл которых неизвестен, – необходима в этом случае работа с толковым словарем.
3. Пересказать текст
Пользуясь планом как шпаргалкой, ученик пересказывает содержание текста. Заметим, что эта работа проходит в домашних условиях, и поэтому невозможно проверить, действительно ли ученик выполнил задание. Единственный надежный способ контроля в таких условиях – это доверие.
При первом пересказе, как правило, внимание обращается на сюжет, фабулу произведения, при этом ученики пользуются своими обычными словами.
4. Выписать “авторские слова”, найти авторские обороты речи
Это и следующее задание непривычны для традиционной школы, поэтому – несколько подробнее. Наша задача – понять не только что думает автор, но и как он выражает свою мысль, понять его манеру говорить, писать (литературный текст или живописное полотно), чтобы научиться выражать себя, пользуясь самыми разнообразными приемами работы с материалом.
После того как ученик пересказал текст, он читает его еще раз, обращая при этом внимание на форму произведения. Это увлекательная охота на авторские словечки, обороты речи, другие способы выразительности. Пока еще это чужие слова – ведь ученик совсем не так пересказывал содержание. Слова все известны и узнаваемы, но они как бы неживые – их трудно употребить в обычной речи. Это слова пассива языка. Развитие речи – не в многократном повторении хорошо известных своих слов и не в выучивании новых слов, а именно в пробуждении от сна пассивных слов, перевод их в актив языка.
5. Пересказать текст голосом автора
Нужен еще один пересказ текста – пересказ, опирающийся на выделенные (подчеркнутые, выписанные) слова. Это действительно пересказ от лица автора – голосом автора.
6. Выполнить задания теста
Знание фактической информации, содержащейся в тексте, проверяется при помощи теста, включающего вопросы, которые предполагают короткие и однозначные ответы. Тест по истории – это проверка знания дат, имен, фактов. По литературе можно предложить фрагмент текста с пропущенными словами, задача учеников – заполнить лакуны. Возможные варианты тестов по искусству и музыке – узнавание произведения по отдельным его фрагментам.
Организация работы
Работа происходит в два этапа:
первый – самостоятельная работа с текстом, как правило, в домашних условиях.
Ученик выполняет задания, указанные в Рабочей тетради (кроме теста);
второй – работа в группе (семинар). Проверяется выполнение каждым учеником каждого задания. Задача учителя – не в том, чтобы найти лучший ответ и отбросить все остальные. Важно не превратить этот урок в банальную проверку домашнего задания. Ответ каждого ученика одинаково ценен – это его золотая монетка, брошенная в общую копилку. Мы должны не только научить ребенка пересказывать, говорить, но и научить его слушать. Из отдельных ответов, догадок, фраз выстраивается общее видение текста. Таким образом, класс уже на этом этапе, предполагающем достаточно простую деятельность, превращается в сообщество ученых… Кроме того, учитель предлагает небольшой тест (задание 6).
Мы штурмуем крепость Текста. Это была первая попытка. Отряд сходил в разведку – и вот каждый рассказал, что он увидел и что запомнил. Из таких рассказов-донесений и складывается общее представление о тексте.
Что делать, если ученик не справился с заданиями?
В традиционной педагогике ученик, не выполнивший по каким-либо причинам задание, получает неудовлетворительную оценку – и вопрос считается исчерпанным.
Мы исходим из того, что задания первого этапа достаточно просты, они требуют работы “по образцу” и в принципе доступны всем ученикам. От учеников требуется запомнить конкретную информацию и совершать с ней простейшие действия (составлять план, пересказывать, обьяснять смысл непонятных слов и фрагментов). Если эти задания не выполнены – вряд ли стоит переходить к исследовательской работе.
Предполагается, что ученику, не справившемуся с этой работой, предоставляется вторая попытка. Очевидно, что условия работы должны быть изменены: ученик получает другую, более адаптированную работу (задание), или, есть такая возможность, работает в группе с более сильным учеником, или индивидуально с учителем. Первый вариант представляется более реальным.
Как это выглядит на практике? В то время как ученики, выполнившие работу первого этапа, переходят к следующим заданиям, несправившимся предлагается еще раз изучить текст. Для проверки можно предложить следующие задания:
– пересказать текст по готовому плану,
– ответить на вопросы теста,
– написать конспект текста.
Переход к следующему этапу возможен, когда ученик справляется с задачами первого уровня.
Второй этап. Диалог с автором
Кто учится, не размышляя –
впадает в заблуждение…
Учебные цели
Задача – определить собственные отношения с Текстом.
1. Что-то в тексте кажется своим. Некоторые фрагменты текста задевают за живое, заставляют переживать, пробуждают чувство. Речь идет о спонтанном, непосредственном восприятии текста, о способе восприятия, который называют “интуицией”, “образным восприятием”, умением “видеть сердцем”.
Эмоциональное восприятие, так же, как и рациональное, имеет несколько уровней:
– Текст или отдельные фрагменты его нравятся (приятно читать, смотреть, слушать). Это кажется красивым. Испытываешь удовольствие от текста.
– Более сильное проявление этого чувства – текст вызывает глубокие переживания (“над вымыслом слезами обольюсь…”). Это чувство могло бы быть названо страстью.
– Текст заставляет вовсе забыть о своем “я”, читатель (зритель) сам как бы становится частью его – хочется превратиться в действующее лицо произведения, стать автором. Текст вырывает тебя из жизни и несет в беспредельное…
2. Отдельные фрагменты вызывают удивление: текст не вписывается в привычную матрицу сознания, высказанные в нем идеи кажутся странными и непонятными. Текст и собственное сознание – разно заряженные потенциалы, и, как искры в точках короткого замыкания, возникают вопросы. Без таких вопросов диалог с Текстом будет невозможен.
Часто детские вопросы – не удивление, а простое любопытство. Учителю предстоит работать с теми вопросами, какие есть, – за ребенка ни о чем не спросишь.
Как правило, в школе работа с текстом ограничивается лишь первым уровнем – наша мысль как бы скользит по тексту, собирая лишь крупинки информации, не проникая вглубь. Иногда все же проблемные вопросы возникают, но их ставит учитель. Наша задача – не столько научить, сколько создать условия для развития, поэтому нужно, чтобы ученик сам видел несхожесть, непонятность нового материала и мог задать вопрос.
Виды работы (модули)
Ученик выполняет на этом этапе следующие задания.
Что особенно понравилось в тексте?
Задача – найти те слова, фрагменты, идеи, которые нравятся (кажутся красивыми, производят впечатление, вызывают сильные переживания). Эти фрагменты текста можно подчеркнуть, выписать, зарисовать (если речь идет о памятнике искусства) или просто назвать.
Эти места как маленькие островки своего “Я” на территории чужого текста.
Задать свои вопросы Автору.
Ученик записывает в Рабочей тетради вопросы, которые он хотел бы задать автору, – совсем как при настоящей встрече.
Третий этап. Изучение дополнительного текста
Как правило, вопросы требуют привлечения новой информации, дополнительного текста. Им могут быть: другие фрагменты того же текста; другие тексты, позволяющие понять исходный текст (возможно, учебник или рассказ учителя).
Один и тот же фрагмент может быть предложен всей группе или же каждый ученик получает отдельный фрагмент – этот вид работы более сложный и более интересный. В идеальном варианте – ученик получает дополнительный текст, который позволит ответить на вопрос, поставленный им самим.
Модули работы с дополнительным текстом такие же, как и с основным. В идеальном варианте ученик выполняет следующие задания: составить план текста; изучить терминологию; пересказать текст; изучить авторский стиль; пересказать текст голосом автора; ответить на вопросы теста; выделить любимые места текста; задать вопросы автору.
Как правило, последние два модуля отсутствуют. Бесспорно, любой текст может производить впечатление и ставить вопросы, но, как правило, дополнительный текст нам нужен для того, чтобы найти ответы, которые были поставлены первым текстом.
Завершился второй штурм – мы подошли вплотную к стенам крепости, убедились в их прочности и неприступности. Текст не пускает нас на свою территорию. Мы запросили дополнительную информацию – быть может, благодаря ей мы узнаем, где есть тайные ходы и лазы…
Четвертый этап. Создание своего текста
1. Учебные цели.
Задача – ответить на свои же вопросы от лица Автора.
Ответ автора – эта задача реализуется через написание учеником своего собственного текста, от имени автора. Это задание – вершина нашей работы, для выполнения его необходимо не только понять идею автора, но и овладеть присущей ему манерой самовыражения. Подделка должна быть выполнена настолько искусно, чтоб ее трудно было отличить от оригинала…
Виды работы (модули) и организация работы
1. Восстановление несохранившихся отрывков.
Очень увлекательное и творческое задание: ученику предлагается неизвестный фрагмент текста, часть слов в этом фрагменте пропущена. Задача – вставить слова, реконструировать текст. Для решения этой задачи необходимо понять и идею Автора, и способ ее выражения. Реставрация текста – репетиция перед выполнением главной работы – созданием собственного текста.
Создание собственного текста – особый вид работы. До этого нашей целью было усвоение уже накопленного опыта и знакомство с созданными ранее образцами – теперь ученик превращается в мастера, создающего свой образец.
Если все предыдущие виды работы укладывались в рамки привычного урока, теперь нам необходима принципиально другая форма организации труда – назовем это Мастерской. Мастерская – это пять-шесть часов напряженного и творческого труда, итогом которого является создание своего Текста. Желательно, чтобы эта работа проходила в один день и не прерывалась другими уроками. Мастерская включает в себя различные этапы: индивидуальная работа ученика с текстом, работа в группе (“круглый стол”), работа ученика с преподавателем. В отличие от практики школьного сочинения у каждого здесь собственная тема. Мы пишем книгу, и каждый работает над своей главой. Работа в Мастерской включает несколько модулей заданий.
2. Выступление на первом “круглом столе”.
Ученики узнают тему своей “главы”. Список глав составлен заранее, самими учениками, но до начала Мастерской никто не знает, какая тема кому выпадет. Ученик вытягивает билет с темой своей работы и через несколько минут, которые необходимы, чтобы сосредоточиться, делает сообщение (2-3 мин.), рассказывая, что он будет писать.
3. Обсуждение других выступлений.
Другие участники “круглого стола” могут высказать свое мнение и дать ему советы. Задача обсуждения – согласовать сюжет будущего произведения, избежать разрывов и накладок между главами.
После обсуждения ученикам дается время (один урок) на составление первого варианта текста. При этом, разумеется, нужно следить не только за сюжетом, но и за формой. Наша задача – написать литературную подделку!
4. Выступление на втором “круглом столе”.
Ученики читают первый вариант текста.
5. Обсуждение других выступлений.
На этот раз предметом обсуждения является не столько фабула (что сказал Автор), сколько стиль (как он это сделал). Каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу текста выступающего.
Ученики пишут второй вариант текста. Когда текст готов, они подходят к учителю, который корректирует текст, исправляя орфографические ошибки и указывая на неточности в стиле.
6. Презентация текста.
Третий вариант текста является окончательным. Ученики (в торжественной обстановке!) представляют свой шедевр. Все тексты-главки собираются вместе – книгу можно отдать в печать…
Завершилась третья попытка. Только те, кто сумел понять защищающих крепость, смогли проникнуть внутрь. Мы завоевали текст, но это мирное завоевание, единственная выгода от этой победы – овладение секретами правителя крепости – Автора текста.
Как оценить работу ученика?
Критерии оценки
Гуманная педагогика не может использовать традиционную пятибалльную систему оценки.
Оценки “три”, “четыре” и “пять” характеризуют выполнение учеником задач исключительно репродуктивного уровня (запомнить материал, пересказать, выделить главное и т.п.) – оценка же должна отражать развитие ученика, т.е. его способность решать задачи все более и более высокого уровня.
Более динамичной представляется система рейтинга. Рейтинг разбивает кастовость пятибалльной системы: нет ни “троечников”, ни “хорошистов”. Каждый ученик может улучшить свой результат и занять более высокое место в списке. Однако два серьезных возражения:
Первое. Как и в случае пятибалльной оценки, рейтинговый результат напрямую не связан со способностью решать более сложные учебные задачи, т.е. рейтинг не всегда отражает качественное развитие ученика.
Второе. Рейтинг – бесспорно, мощный стимул, но… Ученик работает лучше, потому что он хочет быть лучше другого – законы общества, основанного на принципе конкуренции, в чистом виде переносятся на школу. Не будем говорить о том, насколько конкуренция хороша для взрослого мира, но должны ли мы таким образом готовить к жизни наших учеников? Конечно, этот прием даст результаты, но не является ли он запрещенным приемом в гуманной педагогике?
Итак, идеальная система оценки должна выполнять две задачи:
– побуждать ученика к выполнению все более сложных заданий, в чем, собственно, и заключается развитие;
– исключить возможность соперничества с другими учениками, оставив другой, единственно возможный и приемлемый вид соревнования – с самим собой, через улучшение своих ранее достигнутых результатов.
Индивидуальная шкала оценки (Маршрутный лист)
1. Итак, оценка должна быть показателем уровня развития ученика. Как выполнить эту задачу?
Мы разделили всю работу с текстом на три этапа (Первое знакомство с текстом. Диалог с автором. Создание своего текста). Они соответствуют трем качественным уровням работы.
1. Первый этап – задания репродуктивного плана, достаточно простая работа по шаблону.
2. Второй этап – работа аналитического плана, предполагающая умение сопоставлять прежние знания и новую информацию, ставить проблемы и выдвигать гипотезы.
3. Третий этап – творческая работа, предполагающая переосмысление ранее изученного материала и создание собственного текста.
Если ученик выполняет работу первого уровня – он заслуживает оценку “хорошо”; второго – “очень хорошо”, “отлично”; за ответы третьего уровня он может быть награжден такими словами, как “великолепно”, “превосходно”, “гениально”. (Не стоит искать соответствий с пятибалльной системой, речь идет исключительно о словесных оценках).
Это самый простой способ выставления оценки. Мы выполнили первую задачу – оценка характеризует способность ученика решать нестандартные проблемы, побуждает к самостоятельной, исследовательской работе. Однако оценка по “трехбалльной шкале” за тему (например, за 6-8 уроков) не дает возможности посмотреть динамику развития ученика. Необходима более дробная шкала оценки, чтобы ученик мог, подобно спортсмену-легкоатлету, постепенно поднимать свою планку.
2. Для этого нужно выделить минимальный фрагмент работы, по которому каждый ученик может получить оценку. Такими фрагментами являются перечисленные выше учебные задания – модули. (Предполагается, что учитель имеет возможность по каждому модулю выслушать ответы всех учеников).
Выпишем все возможные модули работы с текстом (с учетом дополнительного текста). Напротив каждого задания проставим максимально возможный балл за его выполнение – от 1 до 3, в зависимости от уровня сложности задания (репродуктивный, аналитический, творческий) (см. таблицу).
Эта таблица – Маршрутный лист ученика: приступая к работе, отправляясь в Путешествие, ученик имеет перед собой план местности, он может оценить сложность предстоящего маршрута и определить ориентиры для себя.
За выполнение каждого модуля ученик получает соответствующее количество баллов, и после завершения работы по теме его результат может быть представлен в числовом выражении (например, 17 или 20 баллов). Этот результат будет отражать именно качественную сторону выполненной работы, так как больше баллов можно набрать главным образом за выполнение более сложной работы.
Возможны варианты Маршрутного листа.
Некоторые модули репродуктивного уровня предполагают дифференциацию оценки: например, ученик может составить “простой” или “развернутый” план, более или менее удачно справиться с заданием пересказать текст голосом автора. Следовательно, возможно выделение двух “подуровней” в рамках репродуктивной работы. Разумеется, учитель не будет говорить ученику: “Ты выполнил работу аналитического уровня и получил два балла” или “Это работа первого уровня, второго подуровня…” и т.д. Для определенности можно договориться, что один балл ставится за работу, которую учитель может охарактеризовать словом хорошо, два балла – очень хорошо, отлично, три балла – в том случае, если с уст учителя срываются неформальные характеристики работы, такие, как: замечательно, великолепно, гениально, бесподобно, восхитительно.
Еще одно замечание. Ученик получил за работу по теме, например, 19 баллов из 30 возможных. Хорошо это или плохо? Сравнить с другими результатами? Мы договорились не прибегать к этому приему. Сравнить со своим результатом, полученным за предыдущую тему? (Допустим, результат был 25 из 40 возможных). Сложность в том, что каждая тема состоит из разного количества модулей и максимальный балл может меняться, поэтому для сравнения нужно представить результаты в виде процента от максимального балла. В нашем случае получится: за предыдущую тему – 40, за новую тему – 45. Выражение результата в процентах представляет, конечно, некоторое затруднение для учителя, но благодаря этому становится возможным сравнение результатов ученика за разные темы.
Последнее замечание. Приступая к работе над темой, ученик (совместно с учителем) может поставить планку на определенную высоту. Если ученик берет высоту – ему засчитывается победа (что выражается в оценке “зачет”, “отлично” и т.п.). Если не дотягивает, есть возможность добрать нужное количество баллов.
Разумеется, это не более чем идеальная схема Маршрутного листа, некий каркас, который может быть заполнен любым содержанием. Если какие-то модули отсутствуют в теме, напротив этих заданий можно поставить прочерки. Если какое-либо задание (например, дополнительный текст) особенно трудоемко, можно ввести коэффициент и ставить больше баллов за его выполнение. Если нет возможности организовать Мастерскую по написанию собственного текста, можно сократить соответствующие модули.
Ученик может самостоятельно отмечать этапы прохождения маршрута, ставя плюсы в соответствующих клетках.
Конечно, эта система выставления оценки сложнее для учителя, чем традиционная пятибалльная. Однако позволим себе еще раз перечислить ее явные преимущества:
* Оценка напрямую связана со сложностью выполняемой работы и является, таким образом, показателем развития ребенка.
* Оценка достаточно дробная и отражает дальше небольшое продвижение ученика вперед.
* Оценка позволяет дозировать нагрузку индивидуально каждому ученику.
* Ученик может сам поставить планку на нужную высоту.
* Мотивация поддерживается не конкуренцией с другими, а желанием улучшить свои же собственные показатели.
* В течение работы над темой ученик имеет возможность доделать плохо выполненные задания и улучшить тем самым свой результат.
* Вся гигантская работа по теме разделена на мелкие этапы (модули) с конкретными критериями выполнения каждого из них: это укрепляет веру в победу – ведь каждые 15-20 минут ученик отмечает в Маршрутном листе прохождение определенного этапа.
* И, наконец, Маршрутный лист обязывает ко многому и самого учителя: он должен спросить и оценить работу каждого ученика по каждому модулю.
Вместо заключения
В своей школе мы сознательно ставим планку очень высоко: пусть каждый возьмет свою высоту.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы скрыть от ученика все технологии и методики – это все должно превратиться в невидимый каркас здания. Каркас должен быть жестким и прочным, а все остальное зависит от мастерства зодчего.
И еще. Замечание… Чтобы работа получилась, учитель должен… перестать быть учителем. Не учить, а внимательно следить за развитием интеллектуальных и душевных сил ребенка; не торопиться со своими выводами, оценками, мнениями, а наблюдать, набравшись терпения, за тем, как, подобно кристаллу, формируется мысль ученика; не поучать, а дать возможность каждому быть самим собой. Отказавшись от желания всех непременно чему-то научить, взрослый сам может многому научиться у ребенка.
Я предложил лишь один из вариантов организации работы с текстом, пусть каждый найдет свою тропинку.
Рустам КУРБАТОВ,
директор негосударственного лицея “Ковчег ХХI”
Красногорск,
Московская область
Комментарии