В подмосковном Долгопрудном при Физтех-лицее имени П.Л.Капицы открылся самый большой в России детский технопарк. Он создан по инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева в рамках федеральной программы Президента РФ и при содействии Московского физико-технического института, Фонда развития физтехшкол и Ассоциации школьного кластера. Концепцию 4К (креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию) здесь успешно дополнили тремя «т», заложенными в основу воспитательно-образовательного процесса: традиции, таланты, технологии.
В оборудованных по последнему слову техники корпусах располагаются классы и аудитории для 1300 детей, кампус для проживания 500 ребят, действуют 58 лабораторий по 6 направлениям: «Биохимтех», «Цифратех», «Мехтех», «Кванттех», «Техпред», «Креативтех». Помимо этого есть экспериментальная агрозона, полигон для испытания беспилотников, инженерные и творческие мастерские, планетарий, театральная студия на 100 человек, студии звуко- и видеозаписи, музей техники и научных достижений, оранжерея, актовые залы на 700 и 250 мест, а также столовая на 400 человек и медпункт.
Потенциал технопарка впечатляет: по расчетам, здесь смогут ежегодно заниматься несколько тысяч ребят со всей страны. А самое главное – тут сделано все, чтобы ученики смогли эффективно совмещать учебу (все-таки лицей!) с научной работой, исследованиями, проектной деятельностью, занятиями в кружках и секциях дополнительного образования и интересным досугом.
В этом смысле технопарк, который является структурным подразделением лицея, функционирует с ним на равных и с полной отдачей. По словам директора Физтех-лицея имени П.Л.Капицы Марины Машковой, для нее главная задача – создать команду педагогов, каждый из которых был бы уникальной личностью и профессионалом высшей категории. А директор технопарка Андрей Богданов в свою очередь заявил, что разница между его образовательной организацией и обычной школой в том, что здесь нет акцента на подготовке ребят к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, все это реализуется само собой и является следствием высокой мотивации детей в процессе полноценной инженерно-научной деятельности.
Иными словами, когда школьники постигают науки, понимают, для чего нужны те или иные знания, где их можно использовать, откуда можно получить и как создается что-то новое, им не страшны любые испытания. Неудивительно, что из 5 человек, которых наша страна в этом году делегировала на Международную олимпиаду по физике, 4 были из Физтех-лицея. А еще здесь давно поняли: если просто учить детей решать задачи, пусть даже и весьма замысловатые, олимпиадные, если настраивать их на получение самого высокого балла на ЕГЭ, все равно может оказаться так, что потом, поступив в вуз и придя на работу, ребята не смогут реализовать себя, ибо для них был важен процесс, а не результат. Здесь же одинаково ценят и то и другое, то есть лицеисты с удовольствием изучают те или иные предметы (причем не по отдельности, а в тесной взаимосвязи), участвуют в проектах, придумывают оригинальные темы научных исследований, доводят работу до конца и знают, как и где применить результат своего труда.
Ставка на инженерно-техническое проектное творчество отлично себя оправдывает, поскольку школьные предметы здесь воспринимаются как нечто абсолютно необходимое в плане получения полезных знаний, работа в лабораториях в тесном взаимодействии с кандидатами и докторами наук дает навык научной деятельности. Плюс ко всему в проектах развиваются все те компетенции XXI века, которые сегодня востребованы буквально везде. Наконец, каждый школьник имеет возможность предлагать любую идею, которая его интересует, получать консультации у опытных коллег, старших товарищей и наставников. А попутно ведь можно получить и много другой интересной информации, которая касается самых разных сфер человеческой деятельности. Например, как гончарное искусство связано с физикой или химией, как мультипликацию можно создавать на бумаге, в пластилине или в «цифре», какое отношение музыка имеет к физиологии человека, лингвистике и (опять же) к физике.
Возникает резонный вопрос: а насколько оригинальны идеи, предложенные лицеистами, и действительно ли дети способны удивить взрослых своими нестандартными проектами и решениями? На это сотрудники Физтех-лицея ответили, что, конечно же, о каких-то выдающихся научных открытиях речи не идет, все прекрасно понимают: даже не каждому профессиональному ученому удается что-либо открыть за всю свою жизнь. И большинство ребят следуют по тем направлениям, которые уже многократно хожены. Однако тут важно другое: не будучи загнанными в рамки кем-то установленных требований и обладая отличной предметной подготовкой, дети порой выдают действительно необычные, свежие и актуальные идеи. Например, придумали «умную тележку», которая ездит за вами в супермаркете, считывает коды продуктов, которые вы в нее положили, сразу же высчитывает цену и дает полезные советы. Или же разработали «умную трость» для слепых людей, она «узнает» объект, который находится по курсу движения, и называет его. А был и вовсе необычный проект – дети с помощью нейросетей изучили поведение акул, выяснили, какие факторы вызывают повышение их агрессии, и дали рекомендации пловцам, как этого избежать, чего не делать, дабы не стать жертвой хищника.
Все это интересно! А когда есть интерес, возникает и мотивация, благодаря которой можно преодолеть и очень серьезную учебную нагрузку, а также ежедневные занятия в системе допобразования. Еще один важный момент: в кампусе проживают дети из очень многих регионов нашей страны и ближнего зарубежья, но благодаря созданным комфортным условиям и дружеской атмосфере жизнь вдали от родителей не воспринимается ребятами как повод для кручины. После короткой адаптации все становятся одной семьей и помогают друг другу как родные. По словам Марины Машковой, лицейское братство сохраняется и после школы, когда ребята оканчивают вузы и уходят в большую жизнь. Они продолжают встречаться, вспоминают лучший период своей жизни, поют лицейские песни.
Вадим МЕЛЕШКО, Долгопрудный, Московская область, фото автора
Комментарии