А у меня в одной книге на титуле написано: «Из опыта учителя» – это идет по рубрике «Наличие опубликованных собственных методических разработок», что при всероссийском уровне дает 20 баллов, на другой написано: «Пособие для учителя», что идет по разряду «Наличие опубликованных учебно-методических пособий», что опять же при всероссийском уровне дает 25 баллов, а третья «Зачем я сегодня иду на урок литературы» вообще будет квалифицирована как публицистика: издана в непедагогическом издательстве и не имеет соответствующего грифа.
Уже по первому разделу «Владение современными образовательными технологиями, эффективность их применения» я пролетаю полностью. Что такое современные образовательные технологии, мне разъяснили. Куда там! Технологии у меня первобытные. Я вхожу в класс с томиком Блока. Нет-нет, у половины моих учеников технологии современные: стихи Блока распечатаны из Интернета, и все больше тех, у кого Блок на электронных носителях, в том числе на мобильных телефонах. Мы читаем стихи, думаем о них. У меня на столе старый-старый проигрыватель, потому что за десятилетия я собрал огромную коллекцию пластинок. Но ведь это вчерашний день. Когда я однажды пробегавшим на перемене мимо проигрывателя сказал: «Сломаете – будете покупать новый», мне ответили: «А где мы достанем такой антиквариат?» Но тем не менее мы сопоставляем чтение «Незнакомки» тремя чтецами и сравниваем, как читают «Двенадцать» Евгений Евтушенко и Сергей Юрский. А четыре раза за этот учебный год я выхожу и на современные технологии – показываю художественные фильмы на DVD.Но тут вот о чем нельзя не сказать: по каждому пункту должны быть представлены «подтверждающие документы». Так, по этому пункту необходима «распечатка на бумажных носителях (заверенная руководством ОУ) пяти уроков занятий, подтверждающих обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий». А вот при наличии публикаций статьи необходимы «титульный лист печатного издания, страница содержания сборника, в котором помещена публикация». Таких требований не предъявляет даже ВАК при кандидатских и докторских диссертациях. А при публикации монографии «титульный лист с выходными данными, решение ученого/редакционно-издательского совета образовательного учреждения, заверенное руководителем образовательного учреждения». Выходит, еще 100 баллов у меня улетели, моя монография не проходит.Но пойдем дальше. В олимпиадах моя ученица лишь раз выходила в победители на окружном уровне, принеся мне 20 баллов. И откуда у меня победители городского и общегосударственного уровней, когда 23 года я работаю в школе, где нет гуманитарных классов?! В творческих конкурсах я не участвовал. И, судя по формулировке 12-го пункта второго раздела, в общественной активности вообще замечен не был. Там ведь вот что написано: «Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах». Нет, не был, не состоял, не участвовал. А как же многолетнее участие в работе медальных комиссий? А 14 лет заведования кафедрой гуманитарных предметов в школе, где я сейчас работаю? А выступления на городских днях учителя литературы? А активное участие в заседании общественного совета министерства, совещаниях в Государственной Думе, многолетней работе в комиссиях и совещаниях Совета Федерации? А как же сотни статей в газетах и журналах (федерального уровня), в которых боролся с примитивизмом, педагогической безграмотностью, методическими спекуляциями, а главное – защищал идеи подлинно современной методики, отвечающей на вызовы времени (единственный в стране учитель, который получил два Золотых и одно Серебряное перо «Учительской газеты» за лучшие материалы года, с чем меня никто из педагогического начальства окружного и выше уровней ни разу и не поздравил)? Выступления на радио и телевидении? А лекции, в которых я пропагандировал все подлинно новое в методике преподавания языка и литературы и которые последние четыре года читал в нашем округе «на общественных началах». А участие как делегата в работе Всесоюзного съезда работников народного образования? Простите, это все было в другой стране. А у этих вся история начинается с эпохи ГИА и ЕГЭ. А все остальное – это так, предыстория человечества. Итак, в общественной активности не замечен.Ну хорошо, грамоты, олимпиады, конкурсы, наличие собственного сайта, общественная активность, выступления окружного уровня, городского уровня, всероссийского уровня. Ну а как все-таки я работаю как учитель? Ведь это моя профессия!По сему есть только один пункт, достойный, чтобы его воспроизвести:«Качество оценки обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ (количество обучающихся, показавших результаты на уровне или выше среднегородских результатов): от 20% от числа участвующих, или от 20% до 39% от числа участвующих, или от 40 до 59% от числа участвующих, или от 60% и более от числа участвующих».И тут у меня возникают вопросы, сомнения и недоумения. А почему, собственно, я должен измеряться среднегородским уровнем? Ведь, как нам объяснили, школы Москвы делятся на дворовые, это которые согласно закону должны в первую очередь брать тех учеников, которые живут на территории микрорайона, и на тех, о которых Родион Романович Раскольников говорил, что они «право имеют», то есть городские, у которых есть право брать только тех, кто им подходит. Но если так, то не следует ли разделить мух и котлеты? Раз так, то должна быть и разная статистика, и разные способы измерения работы, и уже тем более разный подход к награждению денежными милостями.И почему вообще ЕГЭ в его современном виде (я ведь не против ЕГЭ выступаю, а против того, что он собой сегодня представляет и как проводится) возведен в уровень эталона метра и килограмма? Ведь ЕГЭ по литературе к литературе вообще никакого отношения не имеет, а ЕГЭ по русскому языку тоже во многом требованиям современности не соответствует. Об этом я уже писал. Далее. Вот я прочел в одной авторитетной газете об одной авторитетной школе: в ней «336 выпускников, большинство из которых, а именно 113, получили такое образование, что сумели набрать 220 баллов и могут гарантированно поступить в престижный вуз». Ну во-первых, как можно говорить о большинстве, когда такие результаты получила приблизительно одна треть, то есть меньшинство. Но главное в другом. Да, олимпиады ориентированы на верхние слои школьной атмосферы. Но почему и ЕГЭ? А как же остальные две трети? Они что, получили плохое образование? Мне вообще непонятно, почему и в ЕГЭ мы ориентированы прежде всего на вершки, что вполне оправданно при олимпиадах. Можно ли о работе молокозавода судить только по выпуску сливок, а может, оно выдает абсолютно обезжиренное молоко? Меня, конечно, радует, когда, проверяя сочинения, я ставлю пятерки. Но меня куда больше волнует, когда я читаю сочинения, авторы которых не видят и не слышат слова писателя. Я понимаю, как важно, чтобы мои ученики были, как теперь говорят, конкурентоспособны при поступлении в вуз. Но меня тревожит, волнует не меньше эстетическая (а значит, и человеческая) неразвитость части моих учеников. Может быть, потому, что предмет мой человекообразующий и выпускаю я не будущих физиков, химиков, экономистов, инженеров, а будущих людей, матерей и отцов в первую очередь. И еще, я уже как-то рассказывал, что когда работал в Московском ИУУ, там висел плакат «Наша цель – коммунизм!». А вот два года назад меня обязали пойти за наградой (грамотой и тысячерублевым купоном на косметику) в тот же институт, куда ходить я не люблю, потому что на десятилетия мне туда как лектору вход закрыт. И там я увидел новый плакат: «Наша цель – ЕГЭ!»Так оно и получается: миллионы рублей прежде всего за результативность ЕГЭ. Получение учителем категории зависит от ЕГЭ. И даже общественная активность – от приобщенности к ЕГЭ. Но ведь сотни тысяч выпускников не сдают ЕГЭ по физике, химии, обществознанию, истории, географии, иностранному языку и особенно (95%) литературе. И ЕГЭцентризм работы школы сужает горизонты школы, ибо многое становится второстепенным, третьестепенным, ненужным. И даже часы отнимают от неегэшных предметов. Школу вольно или невольно нацеливают на то, что сдается. Так во всяком случае воспринято решение о наградах во многих школах.
Комментарии