search
main
0

Пробуждение чувств

Гуманизация образовательного пространства вокруг ребенка

К настоящему времени создано великое множество теорий, учений, моделей общества, а жизнь тем не менее ставит перед нами все новые и новые проблемы. Пытаясь уйти от них, современный человек ищет себе развлечения. Но не радостью наполнены его развлечения, а еще одной попыткой уйти от главного – от самого себя. В результате возникают новые проблемы.

 

Разрешение данного противоречия я вижу в освобождении сознания человека от привычной всем нам материалистической трехмерности. Духовность есть источник и путь познания себя и мира вокруг себя. Мудрые утверждают, что духовность – основа всякого бытия, вечного и бессмертного.

В связи с этим необходимы новое образовательное пространство, новая педагогика, которая способствует развитию гармонии между умом и сердцем человека в познании себя и целостной картины мира. Эта педагогика, на мой взгляд, решает следующие задачи:

– создает условия для проявления ребенком своих лучших духовных качеств;

– содействует возникновению у ребенка желания добывать знания, творить, совершенствоваться;

– помогает ребенку в стремлении осознать свое предназначение.

Я приняла и поверила в гуманную педагогику, которая, по словам Шалвы Амонашвили, есть высочайшая культура мышления. Цель ее в том, чтобы «сделать ребенка нашим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником и единомышленником в своем же образовании, становлении. Сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Образование в системе гуманной педагогики для меня представляется в образе круга. (См. схему 1.)

Внутри этого круга находится ученик, который устремлен к своему развитию и совершенствованию. Вход в этот круг образования к ребенку возможен лишь через учителя. Учитель в себе несет все цвета. Только такой учитель сможет, по словам Амона­швили, зажечь в ученике сердце и мысль, которые устремят его к познанию неба и земли, самого себя.

Напротив, сектор с буквой «о» – общение. Общение – сердце гуманной педагогики. Общение в сотрудничестве, в сотворчестве, в радости открытий в области познания.

Рядом сектор с буквой «в» – воспитание. В-ос-питание – питание оси. Шалва Амонашвили утверждает, что единственная ось, которая есть в человеке, – это духовная ось. Для питания духовной оси появилась необходимость разработать авторскую программу по духовно-нравственному воспитанию «Мировидение» для учащихся 1-4‑х классов.

Чем же можно напитать духовную ось? Конечно же, образами – прекрасными и возвышающими образами добра, любви, радости познания. Книги по духовно-нравственному воспитанию А.Лопатиной и М.Скребцовой помогают напитать душу и сердце ребенка лучшими, высшими образами. Но этого мало. Надо, чтобы сердце учителя соприкоснулось с сердцем ученика, затронуло его, открыло, пробудило чувства.

Суть образования – помочь ребенку раскрыть в себе свой высший образ, то, ради чего ребенок вообще явился в этот мир, то есть приблизиться к понятию благородного человека. Сектор «б» – благородный человек.

Результаты психодиагностических исследований показывают положительное влияние технологии гуманной педагогики на становление самооценки учеников. Дети приобретают способность видеть изменения в себе, умеют определять трудности своего становления, учатся заменять свои недостатки достоинствами – это и есть путь самосовершенствования.

Чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и семье, большое значение имеет работа с родителями.

Сектор с буквой «р» – родители. На собраниях обсуждаем вопросы, как воспринимать и любить ребенка, об атмосфере в семье, о проявлении родительской мудрости, о выстраивании лестницы успеха ребенка.

В основу гуманной педагогики закладывается благоприятный эмоциональный настрой детей. Открытия в области познания зависят от того, насколько ребенок активен. Сектор «а» – активность.

Начинается урок. Когда он начинается? Со звонком, с приходом учителя в школу, а может быть, при написании планов на будущий день, когда перед глазами всплывает образ каждого ученика? Что же такое урок?

Вот какое обращение к уроку составили ученики 2‑го класса: «Здравствуй, урок! От всей души благодарю тебя за то, что ты был очень удачливый и добрый. Я люблю тебя, урок! На твой день рождения я тебе подарила бы ручки, тетради, азбуку и всю школу! Урок, некоторые дети думают, что у тебя нет души, но это не так. Урок, словно солнце, раздает лучи каждому ученику. Вот поэтому мы такие дружные! Я хочу, чтобы урок был очень красивый и долгий. Урок рассказывает о чувстве, учит быть трудолюбивым, дарит удачу и радость. На уроке я узнаю много интересного. Интересно, а ты, урок, нравишься себе? Я горжусь тобой! В нашем классе ты раздаешь каждому по маленькой капле мудрости. Когда были каникулы, я поняла, что не могу жить без урока! Урок живет в моем сердце!»

Из обращения детей видно, что они любят урок, чувствуют себя комфортно и уютно. Урок – это аккумулятор жизни детей. Из чего же состоит урок? (См. схему 2.)

«У» – улыбка. Начиная урок, я дарю детям улыбку и принимаю ее от них. Эта улыбка должна быть не только внешней, но и внутренней. Я учусь пребывать в состоянии внутренней улыбки, где присутствует состояние равновесия и радости одновременно. Воспринимается улыбка чувствами.

«Р» – разум, развитие. Теперь, установив контакт, можно прикасаться к разуму, создавать условия для развития. Только одухотворенные знания обогатят ребенка, помогут в развитии основных познавательных сил.

В результате подобной работы в ученике начинает проявляться стремление самостоятельно искать ответы на интересующие его и предложенные учителем вопросы.

Итак, раскрывая перед ребенком высокие образы и выстраивая лестницу его успеха, продолжаю строить урок.

«О» значит образ.

«К» – культура. Есть разные виды культуры: культура поведения, культура общения, культура речи. Это культура внешняя, но есть культура внутренняя – культура духа. Она общая для всех исторических времен.

По этому пути я с детьми делаю только первые шаги, но ведь важно само направление, по которому идет человек. Направление определяет возможности его дальнейших достижений. Важно определить себя и тем самым свою судьбу.

Вернемся в круг образования. Верность своего движения я постоянно подвергаю исследованию и глубокому самоанализу. Стараюсь не просто видеть свои ошибки, но и исправлять их.

Сектор «а» – анализ моей педагогической деятельности.

Огромную поддержку и помощь мне при самообразовании оказывают:

– научная литература (сектор с буквой «н») – А.Е.Акимов, В.Ю.Тихоплав, Г.И.Шипов;

– философские и мировоззренческие книги – К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, А.Н.Клизовский;

– источники педагогической мудрости – В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, И.Песталоцци, Соломон, Иисус, Конфуций.

Все 12 сфер объединяет круг – всеобъемлющее, всеохватывающее понятие. Как синтез всего, что подлежит объединению и постижению.

Сектор с буквой «е» – единство.

Только в объединении всех сфер я смогу достичь положительных результатов – содействовать воспитанию благородного человека.

Ирина МЕЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте