«Современная школа готовит к жизни, которой не существует». Впервые я услышал эту фразу от преподавателя практической педагогики несколько лет назад, когда учился в педагогическом университете. Тогда я не придал фразе особого значения, но потом пришел работать в школу и понял, что имел в виду наш педагог. Я думаю, что основная проблема современной школы (конечно же, речь идет не обо всех учреждениях) в том, что образование идет в отрыве от реальной жизни. Многие ученики не задумываются о значимости изучаемых предметов в повседневной жизни, связи предметов с профессиональной деятельностью, о получении необходимых знаний, помогающих быть успешным уже завтра. И это скорее всего наш, педагогический, недочет.
Говоря о подготовке учащихся к успешному будущему, стоит отметить, что очень важно уже в школе осознать свое предназначение. Мы предполагаем, что ребенка надо не только «научить учиться», но и способствовать тому, чтобы он определился с профессией еще в школе. Проблема в том, что традиционная система профессиональной ориентации в десятых и одиннадцатых классах, когда мы делаем только первые шаги к профессии, уже утратила свою актуальность (да простят мне мои коллеги такой тезис). Современный десятиклассник уже должен не только иметь представление о своей будущей профессии, преференциях и возможностях, но и иметь позитивный опыт работы в выбранной сфере, подтверждающий правильность выбора. И, конечно же, получать в школе те знания, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности (в рамках профильной подготовки). Естественно, подготовительную работу необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются основы самоопределения. В рамках такого подхода к организации профильного обучения в этом году стартовал проект «Шаг в будущее» в нашей школе №1366.Появился этот проект благодаря тому, что мы поняли: многим учащимся очень сложно не только определиться с профессией, но и выбрать профиль или предпрофиль, ориентироваться в дополнительном образовании, проявить для себя образовательные возможности окружающей их среды. Таким образом, в одном проекте мы решили объединить в единую систему профессиональную ориентацию и профильную подготовку, которые должны идти не параллельно друг с другом, а в совокупности, то есть целостно. На данный момент проект находится на стадии разработки, но были сделаны уже пробные шаги, запущен пилотный эксперимент в пятых классах, в адаптированном виде идет работа в шестых классах и младшей школе. Из чего же конкретно состоит проект?Ключевой компетентностью нашего проекта является умение делать выбор. Мы решили, что формировать эту компетентность необходимо с начальной школы, чтобы к пятому классу ребята уже имели определенный опыт в этом направлении. Мы приняли для себя формат классных часов по формированию культуры выбора, самоопределению и базовых представлений о самом себе. Работу ведет психолог школы, в будущем мы планируем задействовать профессиональных тьюторов.С этого учебного года в пятых классах запущен пилотный эксперимент на два года, когда ребята уже работают в рамках концепции программы. Это значит, что у них есть несколько видов деятельности, которые повторяются каждый месяц. Во-первых, классные часы по самоопределению (автор Г.В.Резапкина), которые являют собой систему с пятого по девятый класс. Во-вторых, мы закупили методическое сопровождение о профессиях настоящего и будущего в мультипликационном формате. В-третьих, ребята встречаются с представителями профессий, работают в формате интервью. В-четвертых, выездные мероприятия, направленные на расширение представлений о современном мире профессий. Самое главное – то, что каждые два месяца ребята занимаются в рамках нового направления: инженерного, технического, социально-гуманитарного и т. д., то есть все вышеперечисленные виды активности всегда идут в рамках какого-то направления. Также учащиеся ведут портфолио по самоопределению, где фиксируют свои размышления, вопросы, пишут сочинения, работают над своей личностью. Таким образом, к седьмому классу ребята придут с более четким представлением о своей будущей профессиональной деятельности. В седьмом классе согласно нашему проекту ребята будут изучать необходимые им в будущем предметы на расширенном уровне, а уже в восьмом пройдут первую практику. Такая практика будет недельной в восьмом классе и двухнедельной в девятом (в девятом классе у нас будет реализовываться уже предпрофильная подготовка). Стоит отметить, что у ребят будет возможность перейти из одной группы в другую (7-8-й класс), если они поймут, что выбранная профессия им не подходит (для этого будет организовано тьюторское сопровождение).Сейчас мы разрабатываем концепцию организации обучения в старших профильных классах, где ребята выйдут на индивидуальную образовательную программу (мы будем таким образом реализовывать на практике декларируемый принцип индивидуализции). Пилотный эксперимент в старших классах начнется с нового учебного года, поэтому мы приглашаем всех заинтересовавшихся поучаствовать в разработке концепции. Итоговый вариант нашего проекта «Шаг в будущее» ляжет в основу программы развития школы на пять лет.Подводя итоги, стоит отметить, что цель современной школы – это подготовка ребенка к будущей жизни. И от того, насколько уверенно он шагнет в это будущее, зависит его жизнь. И я очень надеюсь, что мы действительно помогаем сделать шаг в будущее.Дмитрий КАГАЛЬНИКОВ, учитель русского языка и литературы школы №1366, куратор программы профессионального самоопределения и профильной подготовки «Шаг в будущее»
Комментарии