search
main
0

Проблемы введения в курс средней школы предмета, связанного с половым воспитанием, все сильнее будоражат умы ученых, педагогов, родителей, журналистов. Оценки даются порой прямо противоположные, а одни и те же факты, цифры и

статистические данные приводятся как “за”, так и “против”. Поэтому “Учительская газета” решила предоставить свои страницы самым различным точкам зрения, еще раз напоминая, что мнение авторов не всегда является мнением редакции.

Проект – это еще не программа,

утверждает Елена Чепу╡ных, заместитель министра образования

– Елена Евгеньевна, на каком этапе сейчас находится разработка программы полового воспитания?

– В учебном базисном плане школы такого предмета нет. Но есть пять программ по половому воспитанию, которыми мы недовольны. Дело в том, что авторские коллективы, разработавшие эти программы, привнесли в них свое, во многом личное представление о сексуальном воспитании. К тому же все эти программы очень большие. Похоже, что их писали как для основного школьного предмета. Поэтому мы работаем над новой программой, в которой на этот предмет отводится только по 10 часов в 7, 8, и 9-м классах. Всего 30 часов.

– Но ведь дополнительные знания по этой теме дети могут получить и на других предметах?

– Да, конечно. Половое воспитание и сексуальное образование – междисциплинарный предмет. Поэтому прорабатывается возможность усиления курса межпредметными связями в основном с биологией, литературой и историей. К процессу обучения необходимо подключить специалистов разного профиля, социальных работников, педагогов, юристов, медиков и т.д.

– Но ведь ребенок может получить сексуальное образование и в семье?

– Как показывает практика, попытки возложить на семью осуществление полового воспитания оказываются неудачными в силу низкой сексологической культуры и педагогической неподготовленности самих родителей. С другой стороны, работа школ без контакта с семьей малоэффективна. Необходимо найти грамотное взаимодействие между ними.

– Есть еще всевозможные центры и консультационные пункты. Какова их роль?

– Некоторые подростки предпочитают получать информацию и консультации не от учителя, так как существует опасность утечки конфиденциальной информации к родителям, сверстникам, другим учителям. Поэтому важен опыт работы медико-педагогических школ и молодежных центров формирования сексуальной культуры, с которыми образовательным учреждениям предстоит работать в самом плотном контакте. Положительный опыт такой работы накоплен в Ярославле.

– Какова общая концепция новой программы?

– Концепция полового воспитания российских школьников предусматривает как признание самого факта существования проблем пола и межполовых отношений, права ребенка (подростка) на соответствующую часть своего бытия, так и формирование на строго научной основе знаний, навыков, норм поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в процессе половой социализации ребенка.

В этой связи конечными целями полового воспитания и сексуального образования становятся профилактика и коррекция рискованного сексуального поведения, формирование сексуальной культуры, сексуальное и репродуктивное здоровье человека, подготовка подрастающего поколения к выполнению семейных ролей, что является необходимым компонентом социального здоровья общества в целом.

Программа предполагает два неразрывно связанных компонента: обучающий и воспитательный. Она должна носить опережающий и профилактический, а не сексуально-стимулирующий характер, ориентироваться на норму и положительные аспекты сексуальной культуры.

– Критиков программы очень беспокоит, что не будет существовать строгого контроля за ходом реализации программы и ее результатами.

– Это не так. Кроме тщательной оценки и обсуждений результатов каждого из трех этапов, состоится широкое обсуждение программы в прессе, со специалистами и общественностью.

– Какие еще изменения внесены в новый вариант программы?

– Между первоначальным и нынешним вариантами проекта существуют следующие различия:

исполнителями проекта становятся русские ученые, специалисты, учителя. Будут проведены специальные социологические исследования, мы посмотрим специфику каждого региона;

голландцы выступают как эксперты, которые помогут нам избежать ошибок;

в проект включены несколько категорий взрослых: педагог, школьный врач, заведующие кафедрами высших педагогических институтов, работники системы переподготовки кадров;

будет проводиться оценка каждого этапа Экспертным советом министерства, включая весь спектр специалистов различного профиля;

этапы – 1997 г. – 10 часов в 7-м кл., 1998═г. – 10 часов в 8-м кл., 1999-й – 10 часов в 9-м кл.

– И все же противников у проекта хватает. Что бы вы хотели им сказать?

– Тема сложная. Можно спрятать голову в песок и кричать “секса нет, не было и не будет”. Можно стыдливо уклониться и отдать детей тем, кто распространяет порнографические газеты, книги, журналы, видеокассеты. Я уважаю точку зрения любого противника. Давайте встречаться, спорить, даже ругаться. Цель у нас одна.

Андрей ЕМЕЛИН

Любовь перестает быть таинством

В эру прогресса любовь перестает быть таинством. Самое разрушительное – не постельные сцены на экране, а уверенное вторжение в разговоры о любви наукообразных терминов. Когда девочка-подросток, рассказывая своей подружке о свидании с кавалером, без запинки произносит слова “оргазм”, “оральный и анальный секс” и т.п., возникает ощущение чего-то непоправимого.

– Да, но ведь люди делятся на мужчин и женщин! – справедливо возразите вы. – И ребенок – это, между прочим, тоже будущий мужчина или будущая женщина. Что ж, прикажете, это от них скрывать?

Признаки пола подчеркивать в ребенке не только можно, но и необходимо. Только по-другому. Не рассказывая дошкольнику, как устроены мужчины и женщины ниже пояса, а давая понять их ролевые, психологические и социальные различия. Например, протягивая мальчику сумку с продуктами и говоря:

– На, понеси, а то мне тяжело. Ты ж мужчина!

Девочке, воспитывая в ней аккуратность, полезно говорить, что эта черта присуща в основном и в особенности женщинам. Хорошо, когда отец, придя с работы и узнав от жены, что их малолетняя дочь подмела на кухне пол, восклицает:

– Вот что значит в доме женщина растет!

Подобных примеров можно привести сколько угодно, но и так понятно, что мы имеем в виду. Половое воспитание – это не школьный предмет, а неотделимый от целого элемент воспитания человека, “просвещение души”. Когда мальчика учат бесстрашию и щедрости, а девочку аккуратности и хозяйственности – это и есть половое воспитание. И оно осуществляется буквально с первых дней жизни.

Ирина МЕДВЕДЕВА, психолог,

Татьяна МЕДВЕДЕВА, педагог

Наш комментарий

Половое воспитание – небольшая, но очень важная часть воспитания человека, “воспитание чувств”. Оно происходит с младенческих лет до самой старости. Но в жизни каждого ребенка бывают моменты обостренного интереса к проблемам пола. Этот интерес обусловлен самой природой. Очень важно, чтобы в такое время человеку помогли разобраться в себе, в окружающем мире, в отношениях полов. Тем более что, по данным “Роспечати”, 37,7% всей продукции, продаваемой сегодня в газетных киосках, напрямую или опосредованно пропагандируют секс и эротику.

Разумеется, курс полового воспитания не должен сводиться к примитивному обучению сексологии или технике секса, пропаганде контрацепции. Его основная задача – преподавание этических, психологических и социальных основ отношений между полами.

Каким образом войдет курс полового воспитания в отечественную школу, будет зависеть от того, какая воспитательная концепция будет положена в его основу. Вероятно, нужно сначала определиться с общим фундаментом воспитания, чтобы “половой кирпич” не выпадал и не калечил детей.

“Учительская газета” уже не один раз писала об этой проблеме. Высказывались разные точки зрения, приводились разные аргументы. Вскоре мы собираемся снова вернуться к этой дискуссии – провести “круглый стол”. Вы можете принять в нем участие заочно, направив свои материалы в газету, и очно, записавшись по телефонам (095) 298-81-46, 298-89-90. Заявки на участие принимаются не позднее двух недель после публикации.

У эстонцев сомнений нет

Однажды у скандинава спросили, что он любит больше: секс или Рождество? “Естественно, секс,- ответил скандинав,- но Рождество чаще”. Несмотря на то, что “горячий” северный темперамент стал притчей во языцех, сексуальная культура Финляндии, Швеции, Норвегии, а с недавних пор и Эстонии – одна из самых высоких в мире.

В Швеции муниципальные власти отвечают за то, чтобы каждый молодой человек в день 16-летия нашел в своем почтовом ящике упаковку презервативов и красочный проспект. Конечно, Эстонии до такого сервиса еще далеко, но уже сейчас каждая школа имеет право ввести у себя курс сексуального воспитания. Количество часов определяют сами преподаватели. Обычно, придерживаясь финских методик, программу растягивают на три “гимназических” года.

Желая как можно быстрее вывести Эстонию “в люди”, северные соседи вкладывают в развитие ее образования немалые деньги. Ежегодно эстонская ассоциация “Анти-СПИД” получает из стран Скандинавии методическую литературу, видеоматериалы, буклеты и качественные презервативы для раздачи молодежи на гигантские суммы. Специалисты ассоциации постоянно читают лекции в школах, отвечают на абсолютно все интересующие ребят вопросы и даже с помощью огромного стеклянного муляжа учат правильно надевать презерватив. Как результат – уменьшение количества детских абортов.

Анна НИКОЛАЕВА

Куда обратиться с интимными проблемами

Недавно в Москве прошла четвертая российская конференция “Планирование семьи: вчера, сегодня, завтра”, приуроченная к пятилетию Российской ассоциации “Планирование семьи” (РАПС), которая и была основным организатором мероприятия. В его работе приняли участие специалисты и руководители Министерства общего и профессионального образования.

Тема полового образования школьников заняла особое место на конференции – ей было посвящено отдельное заседание. У собравшихся пока еще нет однозначного мнения, каким должно быть это образование.

Родители не чувствуют себя готовыми проводить достойные беседы со своими детьми. Большое статистическое исследование, проведенное в Хабаровском крае, показало, что для подростков родители как основной источник знаний составляют лишь 17%, учителя – не более 10%, врачи – 4,4%.

Поэтому по инициативе местного отделения РАПС был создан краевой учебно-методический молодежный центр под эгидой Комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края. Здесь осуществляется бесплатный конфиденциальный прием подростков. Это очень важно, потому что многие не знают, куда обратиться в случае проблем, ведь в детских поликлиниках (да и во многих взрослых) нет венерологов и сексопатологов, а обратиться в вендиспансер отважится не каждый.

Мария КОЗЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте