search
main
0

Про Говорова и не слышали. Не могу молчать

Спасибо за присланный номер газеты с моей статьей. Хотя я получаю «УГ», но часто отдаю разные статьи учителям. Не могу не откликнуться на публикации о преподавании истории.На днях судьба свела меня с интересным человеком; он сейчас преподает право в вузе, а когда-то преподавал историю в школе. Но сказал: «Не хочу учить врать…» – и ушел. Однако и сейчас к школьному образованию причастен, недавно был членом жюри областной олимпиады по истории и такие байки рассказывал… На областной олимпиаде ребята связывали Морозовскую стачку с боярыней Морозовой (и даже боярином Морозовым) и Ленский расстрел – с убийством Ленского у Пушкина…

Я сам порой становлюсь историком, в январе – к годовщине снятия блокады 27 января и освобождения Гатчины 26 января – провожу уроки (или классные часы) о блокаде, о значении трехлетнего сражения за Ленинград для хода войны и ее исхода… Спрашиваю старшеклассников, кого из полководцев Великой Отечественной войны они знают. Называют сразу Жукова, а потом тишина… Рассказываю им о необычной судьбе Леонида Александровича Говорова, начинавшего воинскую службу в армии Колчака, к началу войны ставшего начальником Высшей артиллерийской академии РККА. До 1943 года он был единственным беспартийным генералом в Красной армии. Убежден, если бы кто-то и где-то проводил некое ранжирование, то командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров был бы назван артиллеристом номер один Второй мировой войны. Разрушений и жертв от артобстрелов было бы в Ленинграде неизмеримо больше, если бы не блестяще организованная Говоровым контрбатарейная борьба… И представляете, этого имени никто из ребят не слышал. Никто не рассказывал им (и нигде об этом не пишут), что именно под Ленинградом впервые в ходе Второй мировой войны фашистские войска были остановлены и дальше не пошли. Может быть, об этом не говорят, чтобы не умалить значение декабрьской битвы под Москвой, где врага впервые отбросили на 100-150 километров. Но ведь если бы не было никакого сопротивления под Ленинградом, немцы вошли бы в город… Не знают… Кричать на всех углах о необходимости воспитывать патриотизм – и выделять нищенское количество часов на изучение истории Отечества, и в частности Великой Отечественной войны, – это отнюдь не диалектическое, а идиотическое противоречие. ​Михаил КИСЛОВ, учитель гатчинского лицея №3, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте