Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Привлекательность кадра

Создаем видеолекцию во время урока
УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Видеолекция – аудиовизуальный ресурс с записью процесса трансляции знаний преподавателем, обеспечивающий дидактические функции первичного восприятия, повторения, дополнения и закрепления информации. Видеолекции помогают учащимся получить знания в случае пропуска занятий.

Структурированная видео­лекция с оглавлением способствует повторению пройденного материала. Содержащиеся в видеолекции QR-коды и гиперссылки на дополнительные материалы можно использовать для расширения кругозора. Возможность мгновенного перехода к нужному месту видеолекции по url-адресу и сетевой функционал мечения любого места на кадре с организацией коллективного обсуждения удобны в процессе закрепления, систематизации и обобщения существенных сведений.

Вехи становления

В отечественном образовательном пространстве первые видеолекции появились в 1974 году, когда Северо-Западный государственный заочный технический университет начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. Благодаря технологиям, разработанным Научно-исследовательским институтом телевизионного обучения, Современный гуманитарный университет в 1998 году начал поточное производство видеолекций в аналоговой форме, которые распространялись по системам спутниковой связи и на видеокассетах формата VHS. В это же время в университете Южной Флориды (Тампа) стартовали эксперименты по созданию видеолекций в цифровой форме при помощи инструментария мультимедийных и сетевых технологий. Своевременные инвестиции в организацию жизненного цикла видеолекций обеспечили формирование богатейшей учебной видеотеки Массачусетского технологического института (umass.edu). С 2001 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова начались научные исследования по адаптации эволюционирующего программно-аппаратного инструментария для создания и распространения профессиональных цифровых видеолекций на CD и DVD, а также в сети Интернет. В 2005 году возникли видеохостинги, совершенствование функционала которых к настоящему времени достигло уровня, обеспечивающего дидактически полноценное использование сетевых вариантов видеолекций с интерактивными оглавлениями, тизерами и целевыми коллективными заметками (vimeo.com).

Ключевые факторы, определяющие эффективность использования видеолекций, менялись по мере совершенствования технологий их создания, распространения и сервисного обеспечения. В настоящее время главным препятствием для использования видеолекций в практике повседневной педагогический деятельности является ресурсоемкость их создания. Постановочные видеолекции требуют дополнительного временного ресурса.
Создание видеолекции во время каждого урока – эффективный способ формирования набора полноценных учебных материалов, которые могут распространяться посредством сетевых сервисов. В течение 2019‑2020 года в школе №1525 использовались разные способы создания видео­лекций.
Во время уроков курса «Естествознание» было апробировано 5 вариантов создания видеолекций, отличающихся дидактической ценностью и трудоемкостью:
– базовый – презентация с речевыми и графическими комментариями слайдов;
– стандартный профильный – отснятый слева экран (доска) с учителем в профиль;
– стандартный фронтальный – отснятый прямо экран (доска) с учителем анфас;
– дидактический – оптимизированный для первичного восприятия контекстный монтаж аудиовизуальных рядов базового и двух стандартных вариантов с дополнительными медиаресурсами;
– интегративный – видеозапись действий учителя, вставленная в специально предназначенное место базового варианта видео­лекции.

Специфика вариантов

Базовый вариант видеолекций привлекателен минимальными затратами для пользователей Microsoft PowerPoint, но ограничивает информационное пространство только упомянутым средством проведения презентаций. Из аппаратуры потребуется преподавательский компьютер (ноутбук, микрокомпьютер) с микрофоном. Для улучшения качества звука рекомендуется использовать петличный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности, передающий аудиоданные в компьютер через радиопередатчик и радиоприемник, подключаемый к микрофонному входу компьютера. Запись процесса демонстрации PowerPoint с речевыми и графическими комментариями, создаваемыми посредством электронной доски или планшета, вызывается последовательностью команд меню: «Слайд-шоу»/«Записать слайд-шоу»/«Записать» (авторская видеоинструкция по созданию базового варианта видеолекции для приложения PowerPoint из набора Office 2016. Видеолекция экспортируется из файла презентации в формат mp4 (вызывается последовательностью команд меню: «Файл»/«Экспорт»/«Создать видео»). При планировании действий необходимо учитывать, что процесс формирования видео из презентации PowerPoint происходит в несколько раз медленнее, чем обработка обычных видеорядов, что существенно снижает привлекательность базового варианта видеолекций.

Для создания стандартных вариантов видеолекций требуется наличие высококачественных видеокамер, дополнительного звукового оборудования и времени для обработки данных в видеоредакторе. Стандартные варианты видеолекций привлекательны отсутствием привязки к программе демонстрации презентаций, что дает возможность учителю использовать в качестве наглядных материалов локальные и сетевые медиаресурсы, а также материальные объекты (модели, препараты). Следует иметь в виду, что размещение и подключение стандартного комплекта профессиональной аппаратуры требуют дополнительного времени, что может оказаться неприемлемым в условиях высокой академической мобильности.

Результаты опросов учащихся показали, что дидактически оптимизированный вариант видео­лекции является одним из наиболее привлекательных, но его создание требует от учителя наибольших трудозатрат.

Интегративные варианты видео­лекций (совмещение видеоокна с записью действий преподавателя и презентации с графическими и голосовыми комментариями) создаются посредством подключенной к презентационному компьютеру usb-видеокамеры (веб-камеры) на штативе. Веб-камера позиционируется таким образом, чтобы в поле кадра попадали преподаватель и вся электронная доска.

Создание интегративной видеолекции

Включение видеокамеры в режиме записи процесса демонстрации презентации PowerPoint из комплекта Microsoft 365 приводит к формированию независимых видеорядов с записью презентации (соотношение сторон кадра 16х9 или 4х3) и действий учителя (соотношение сторон кадра 4х3).

Перед экспортом интегративной видеолекции кадр видеоряда с записью действий учителя следует масштабировать и позиционировать над видеозаписью презентации таким образом, чтобы он не загораживал значимый контент. Для органичной интеграции видеоряда с действующим преподавателем в дизайне презентации резервируется инвариантное место, занимающее 25% от общей высоты слайда. В зарезервированном прямоугольнике целесообразно размещать фотографию учителя с подписью (ФИО) и QR-кодом на релевантное портфолио. Главные недостатки способа создания интегративных видеолекций посредством функционала «Запись слайд-шоу» PowerPoint – невозможность демонстрации наглядных материалов помимо презентации и длительный процесс экспорта mp4‑видео.

Специализированная программа видеозахвата экрана HyperCam, разработанная в компании Solveig Multimedia из Томска, позволяет освободиться от жесткой привязки к презентациям PowerPoint и в реальном времени совмещать видеоряд веб-камеры с любым содержимым экрана, что предоставляет учителю беспрецедентную свободу использования любых наглядных материалов. По окончании записи урока mp4‑файл сразу направляется в графический редактор HyperCam Media Editor, позволяющий обрезать ненужные концы записи и сохранять интегративную видеолекцию без длительного перекодирования, за несколько секунд. Программа HyperCam выгодно отличается от аналогов малой ресурсоемкостью и высоким качеством компрессии аудиовизуальных рядов. К примеру, интегрированная видеолекция с размером кадра 1920х1080 (Full HD), сформированная на уроке продолжительностью 45 минут, помещается в mp4‑файле размером 500 Мб. Для бесперебойной работы рекомендуется компьютер с оперативной памятью не менее 8 Гб и твердотельным накопителем данных (SSD).

Таким образом, наивысшее соотношение «дидактическое качество/ресурсоемкость» достигается при формировании интегративных вариантов видеолекций, которые готовы к размещению в библиотеке МЭШ и на других сетевых сервисах уже через десяток секунд по окончании урока, в процессе которого велась видео­запись. Подключение комплекта аппаратуры, загрузка операционной системы, презентации и программы видеозахвата занимают несколько минут, что обеспечивает учителю возможность поддерживать академическую мобильность в соответствии с современными требованиями и с минимальными затратами ресурсов организовать оперативное создание собственных видео­лекций во время урока.

Анна КАСПАРИНСКАЯ, методист школы №1500;
Феликс КАСПАРИНСКИЙ, учитель естествознания школы №1500, кандидат биологических наук


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt