Предмет «Основы латинского языка» достаточно статичен. Сформировавшись до нашей эры, латынь не получила дальнейшего развития в современном мире как живой разговорный язык. Однако нашла свое применение в медицине: по-латински звучат международные термины в анатомии и фармакологии, язык используется при составлении рецептов.
Так как моя дисциплина для студентов абсолютно новая, я стараюсь помочь студентам первого года обучения адаптироваться, а для этого нужна мотивация. Необходимо сформировать у ребят стремление выполнить поставленную перед ним задачу. Мне помогают блестящие афоризмы латинских авторов, поговорки и изречения, ведь это неисчерпаемый источник цитат для образованного человека.
Латинские афоризмы глазами студентов
Я добиваюсь от студентов не только понимания, но и применения латинских афоризмов в практической речи. Использую метод опережающей самостоятельной работы. В ходе изучения латинских афоризмов будущие медики готовят рисунки. К диплому творческих работ набирается так много, что ребята делают целые альбомы.
Алгоритм самостоятельной работы
На этапе закрепления особое внимание уделяю знанию медицинской терминологии, умению работать с рецептами. По основным темам использую алгоритм поисковой самостоятельной работы студентов. В качестве примера – алгоритм самостоятельной работы студентов по теме «Согласование прилагательного с существительным».
Задание 1
1. Повторите правило согласования, не забывая, что согласованные прилагательные с существительными не всегда имеют одинаковые окончания.
2. Определите род существительного по словарной форме.
3. Определите группу и родовые окончания прилагательного.
4. Сформулируйте искомую форму.
Задание 2
1. Решите практическую задачу по алгоритму.
2. Требуется перевести на латинский язык словосочетание «бриллиантовый зеленый».
3. Зелень – viride, is, n – определяем род существительного.
4. Бриллиантовый – nitens, ntis – выбираем нужное родовое окончание прилагательного.
5. Получаем искомую форму.
Задание 3
1. Определите грамматическую зависимость между элементами в строке рецепта.
2. Напишите по-латыни рецептурную строчку:
Возьми: этилового спирта – 3 мл.
Возьми: водного раствора бриллиантового зеленого 1% – 200 мл.
Возьми: салициловой кислоты – 1,0 г.
Задание 4
Проанализируйте устно свою работу.
Лидия ЯКОВЛЕВА, преподаватель латинского языка медицинского училища, Петропавловск-Камчатский
Комментарии