search
main
0

Приоритетные проекты в образовании. Первые итоги

«Важнейший элемент работы. Они рождаются там, где ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат», – именно так охарактеризованы приоритетные проекты Минобрнауки России на сайте ведомства: амбициозно, технологично, конкретно. На сегодняшний день их шесть. Первые были запущены в работу чуть более года назад, в конце октября 2016-го. О том, чего удалось добиться за это время и сколько на это было затрачено сил и средств, рассказала накануне министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Проектная деятельность – явление не только сугубо школьное. Оказывается, с прошлого года большая часть российских министерств перешла в такой режим работы. Так удобнее решать важные социальные задачи. Один из первых и выросших из осознания того, насколько в стране с этим всё непросто, проект «Создание современной образовательной среды для школьников». Цели здесь две: одна, устремленная в будущее – создать для российских учащихся современную образовательную среду; вторая, наболевшая – перевести всех школьников на обучение в одну смену, а пока у нас есть и вторая, и даже в исключительных случаях – третья… особенно, если детально рассмотреть ситуацию в регионе Северного Кавказа.

По словам Ольги Васильевой, стоит привести лишь одну цифру и сразу станет понятно, насколько важен этот проект: в этом году за школьные парты сели 1,8 млн первоклассников, что на 110 тысяч больше, чем годом ранее. И это при том, что мы уже, кажется, привыкли к тому, какую определяющую роль играет демографический провал во всех сферах нашей жизни. Но провал преодолен и до наступления нового нужно наращивать темпы открытия школ и новых школьных мест. Целевые показатели на 2025 год – более 6,5 млн. В 2017 году уже открыты 82 новых школы и создано 55 новых тысяч мест, что на 8 тысяч больше, чем планировалось. Может показаться, что это сравнительно мало, но министр уверена: это не так, особенно если учесть, что самая большая школа в стране рассчитана на 2200 учащихся.

Впрочем, в рамках этого проекта стоят задачи не только по строительству школ. В стране 6 тысяч сельских образовательных организаций, и, по словам министра, здания многих из них были построены еще в XIX веке. Их нужно не только реконструировать, но и переоснащать. На всё это государство выделило только в 2017 году 25 млрд рублей. Однако останавливаться на достигнутом никто и не думает: программа рассчитана на 10 лет. Причем, уже, действительно, неоднократно вставал вопрос о том, что объемы финансирования на столь масштабный проект надо увеличивать. Что ж, построим – увидим.

Еще один приоритетный проект, увидевший свет в октябре минувшего года – «Вузы как центры пространства создания инноваций». Масштаб его финансирования в 2017 году – 13,4 млрд рублей. Здесь на повестке дня обеспечение конкурентоспособности отечественного высшего образования на мировом рынке. Конечно же, речь идет и о знаменитом проекте «5-100», и в следующем году, согласно его целевым показателям, в Топ-100 ведущих вузов мира должны были войти и 5 российских вуз, а в 2025 году – 10. По словам министра образования и науки РФ, по этой задаче можно отчитываться уже сейчас, причем в терминах перевыполнения: высокое признание получили уже 6 российских высших учебных заведений.

Второй большой круг задач в этом проекте связан с созданием так называемых университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Целевые показатели – 55 организаций к 2018 году, не менее 100 – к 2025-му. На сегодняшний день, по словам Ольги Васильевой, все готово к подведению итогов первого этапа отбора. Заявки подал 121 вуз, и уже в декабре планируется отобрать 40 из них.

Существуют на сегодняшний день в стране и другие способы повышения статуса образовательных организаций высшего уровня. Как известно, в августе этого года за 4 научными организациями и 19 вузами было закреплено право присуждать ученые степени. В принципе потенциал для расширения этого списка есть, но, как оговорилась Ольга Васильева, если вуз был хоть раз замечен в нарушениях, касающихся научных степеней, дорога в этом направлении для него закрыта.

По словам министра, самый большой по охвату из всех шести это проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Что здесь важно? Назрела необходимость сформировать такую среду, в которой мог бы адекватно реализовываться принцип lifelong learning – в особенности за счет современных технологий, которые стирают все мыслимые образовательные границы.

Во всем мире массовые открытые онлайн-курсы уже стали естественной составляющей системы образования на всех ее уровнях, мы же – сравнительно – пока лишь в начале пути… Начать министр предлагает с изменений в нормативно-правовой базе, которые позволят свободно и равноправно использовать онлайн-курсы в высшем образовании. На сегодняшний день существует 254 сертифицированных онлайн-курса по различным дисциплинам, освоение которых может быть зачтено студентам в том же порядке, что и при получении знаний традиционным аудиторным путем. Планируется, что к 2025 году их должно быть не менее 3,5 тысячи. А число тех, кто получил такое онлайн-обучение в 2025-м должно быть порядка 11 млн человек.

Причем, как отмечает Ольга Васильева, речи о том, что онлайн-курсы каким-либо образом вытеснят традиционное образование и быть не может. Таким образом планируется лишь расширить его возможности. И дело здесь не только в студентах: в ближайшие 10 лет, как известно, исчезнут многие традиционные профессии. Этому, кстати, тоже поспособствуют новые технологии, но они же и облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.

«Доступное дополнительное образование для детей» – этот приоритетный проект был утвержден в ноябре прошлого года и нацелен на реализацию одной из задач «майских указов» президента РФ Владимира Путина о достижении к 2020 году 75-процентного охвата программами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Работа здесь, по словам министра, ведется сразу по нескольким направлениям, включая, естественно, инфраструктуру, кадры и т.д.

Если говорить об инфраструктуре, то в этом году 9 регионов страны получили федеральные субсидии на создание региональных модельных центров дополнительного образования. Планируется, что эти центры станут ядром для развития всей сети. Планируется и создание региональных «сириусов», то есть, центров выявления и сопровождения талантливых детей в субъектах.

Продолжается в рамках этого проекта и работа по созданию Кванториумов. До конца года откроется еще 40 таких технопарков, причем, как особо подчеркнула Ольга Васильева, они строятся с привлечением и внебюджетных средств. Технопарками уже охвачено более 400 тысяч детей по всей стране. Это поистине уникальная образовательная среда и, к счастью, она доступна сегодня не только ребятам из крупных городов – в большинстве регионов технопарки построены таким образом, чтобы во внеурочное время туда могли приезжать ребята и из сельских школ.

Если говорить о кадрах, то как отметила министр, важно понимать, кто работает с детьми во второй половине дня. По оценкам экспертов, у 25% занятых в сфере дополнительного образования детей нет профильного педагогического образования. Однако вместе с тем, по словам Ольги Васильевой, у министерства нет настроя закручивать гайки: тот энтузиазм и горящие глаза, которые можно видеть у многих, действительно, увлеченных совместной творческой работой с детьми перевешивает многое… Кроме того, скомпенсировать этот недостаток можно мягко: с помощью методического сопровождения, в том числе, с привлечением ресурсов и сил региональных модельных центров. К тому же через систему повышения квалификации и открытых онлайн-курсов можно помочь этим уникальным практикам, мастерам своего дела добрать необходимые педагогические знания.

И еще один важный момент, который, как отмечает министр, был некогда принят на вооружение, но потом оказался основательно забыт – привлечение к реализации программ дополнительного образования студентов педагогических специальностей, окончивших 3 курс. Практика, по словам Ольги Васильевой, была хорошая. И сегодня министерство уже прорабатывает соответствующие изменения в профстандарт педагога.

В целом в 2017 году на реализацию задач этого проекта было выделено 1,560 млрд рублей.

Несмотря на то, что вопрос подготовки качественных рабочих кадров стоит в национальной повестке не первый день, приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий» был развернут лишь в марте этого года. Задача была поставлена амбициозная – коль скоро мы делаем большие и уверенные шаги на пути к созданию системы конкурентоспособного высшего образования, то стоит попробовать сделать и наше среднее профессиональное образование сопоставимым с его мировыми аналогами.

В последние годы российское СПО, сориентировавшееся на стандарты WorldSkills, изменилось кардинально, поэтому неудивительно, что 59% выпускников, окончивших в этом году 9 класс, решили продолжить обучение в колледжах, училищах и техникумах.

При этом еще два года назад никто даже не мог мечтать о том, какой качественный рывок сделает СПО, и что когда-нибудь наша страна сможет занять первое место в общекомандном зачете на Чемпионате мира по профессиональному мастерству. Это произошло в 2017 году в Абу-Даби: российская команда соревновалась во всех 52 дисциплинах чемпионата и завоевала 11 медалей и 21 медальон за профессионализм. Следующий чемпионат пройдет в 2019 году в Казани.

Профессиональный ландшафт современной экономики, действительно, стремительно меняется и кроме устаревания ряда профессии на поверхность выходят и некоторые другие тенденции: например, сегодня стало понятно, что востребованная профессия – это не обязательна та, которую можно получить только в вузе. Так появился Топ-50 профессий по версии Минтруда РФ, требующих среднего профессионального образования. Согласно этому списку уже разработаны 44 стандарта для образовательных организаций СПО, и 1 тысяча колледжей и 58 вузов, в которых реализуются программы среднего профессионального образования, уже получили лицензии, чтобы реализовывать эти программы. В этих целях обучение с учетом новых требований уже прошли 5 тысяч мастеров производственного обучения, и с этого года по новым стандартам занимаются уже порядка 75 тысяч ребят. К 2020 году реализация этих стандартов будет повсеместной.

В 2017 году на реализацию задач проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» было выделено 3,6 млрд рублей.

Финансирование же проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» начнется лишь в 2018 году. И хотя сегодня в нашей стране уже обучаются 243 тысячи студентов из 177 стран мира, которые совершенно справедливо считают российское образование качественным экспортным продуктом, вопрос о дальнейшем повышении его конкурентоспособности и глобальной привлекательности рассматривается как один из приоритетных.

Здесь в числе первоочередных задач вновь формирование нормативно-правовой базы, чтобы иностранному студенту было комфортно включаться в российские образовательные реалии.

По словам Ольги Васильевой, российское образование крайне востребовано за рубежом, особенно в том, что касается точных наук, и, в частности, математики. Привлекательными для иностранных учащихся являются также и летние языковые и культурологические программы, так как русский язык и русская культура являются в мире уже устоявшимися брендами.

Но случаются и удивительные повороты. Ольга Васильева вспомнила здесь о недавнем разговоре со своим французским коллегой, который предложил ей рассмотреть возможность сотрудничества России и Франции не только в области обучения математике и шахматам, но и… в области СПО. Видимо, успехи нашей сборной в Абу-Даби могут окрылить и вдохновить не только российских девятиклассников, но и зарубежных министров. Значит, все-таки кое-что у нас получается. Кто бы что ни говорил…

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте