Любой преподаватель должен обладать минимальными навыками работы с компьютером, чтобы не чувствовать себя «динозавром» в среде сверхкомпьютеризованного поколения и чтобы элементарное компьютерное тестирование (внедрение которого не только желательно, но и необходимо в условиях внедрения ЕГЭ) не стало главной проблемой занятия. Для молодых специалистов эта трудность не актуальна, но вот для старшей, самой опытной когорты преподавателей проблема существенна и болезненна. Кроме того, катастрофически не хватает наглядных и дидактических пособий. Значит, налицо необходимость целенаправленной подготовки предметников (в том числе в рамках курсов повышения квалификации) по освоению компьютерных технологий в объеме, достаточном не только для использования готовых обучающих или контролирующих программ, но и для разработки авторских программных продуктов поддержки преподаваемых ими курсов.
В принципе грамотный активный человек способен многому научиться самостоятельно. Пугает массив информации по ИКТ, психологический барьер неспециалиста, но главное – время. Поэтому квалифицированное обучение в группе, например, на курсах повышения квалификации, проходит намного комфортнее и эффективнее, если только процесс организован неформально. Именно это было учтено при формировании (и повышении) базовой ИКТ-компетентности преподавателей-предметников Липецкого педагогического университета в рамках курсов по направлению «Информационные технологии в образовании». Среди слушателей курса были филологи, биологи, историки, преподаватели иностранных языков и военных дисциплин.
Было поставлено всего две цели:
• дать педагогам наиболее важные сведения о рассматриваемых ИКТ;
• ознакомить с их возможностями, сформировать практические навыки решения конкретных педагогических проблем, то есть создать минимальную технологическую базу.
Попытка учесть основные потребности предметников (научиться создавать демонстрационные и иллюстративные материалы для своих занятий, электронные учебники или их фрагменты, участвовать в процессе дистанционного образования и публиковать свои достижения в Интернете и так далее) привела к включению в начальный этап обучения трех основных блоков:
• создание презентаций образовательного назначения;
• создание информационно-обучающих web-страниц и сайтов;
• разработка фрагментов мультимедийных учебных пособий в среде Delphi.
Особенностью курса стало смещение учебной нагрузки с лекционных занятий (аналитического и обзорного характера) на практические, по существу представляющие собой совмещение семинаров, мастер-классов и лабораторных работ. Материал структурировался по уровням – от наиболее простого и доступного (создание презентаций) до углубленного (овладение основами программирования). Это позволило решить сразу несколько проблем:
• характерная для всех педагогических работников нехватка времени. Для этого была выбрана очно-заочная форма обучения. Слушатели посещают лекционные и практические занятия по отдельным разделам, а затем получают задания для самостоятельной работы, при необходимости консультируясь у преподавателя;
• возрастные и образовательные особенности обучаемого контингента. Для людей, имеющих высокий уровень образования и привыкших обучать других, имеет смысл только та информация, которая является практически значимой, те умения, которые повышают эффективность их работы. Создание презентаций к докладам и лекциям, разработка web-ресурсов, создание электронного учебника – именно та практическая сторона педагогической деятельности, которая важна и интересна всем;
• различный уровень владения компьютерными технологиями. Как правило, всегда находятся слушатели как с начальными навыками владения компьютером, так и «продвинутые» пользователи, вплоть до владения основами программирования. Содержание и структура курса позволяет варьировать уровень сложности и степень самостоятельности отчетных заданий.
Первый этап – формирование умений разработки презентаций образовательного назначения на базе MS Office PowerPoint (оформление слайдов, управление показом презентации, запись и воспроизведение звука). Обучаемые получают зачетное задание по созданию презентации нелинейной структуры, включающей в себя слайды с текстовой и графической информацией, системой гиперссылок и управляющих кнопок, музыкальным или голосовым сопровождением. Тематика презентации выбирается разработчиком. В методических пособиях подробно описаны этапы выполнения задания, позволяющие создать основу зачетного задания.
Этот этап позволяет подготовить слушателей к восприятию более сложной информации и преодолеть имеющиеся у некоторых из них страх и недоверие к использованию ИКТ в учебном процессе.
На втором этапе слушатели курсов обучаются создавать простейшие web-странички (с таблицами, списками, фреймами, объектами мультимедиа) и с удовольствием оформляют их, применяя вполне профессиональные приемы, включая каскадные таблицы стилей. Понимая, что эти страницы вполне можно опубликовать, предметники с особым тщанием подошли к отбору информации при разработке проекта мини-сайта (итоговое задание), представляя в нем не только свой предмет, но и себя как специалиста и личность.
На третьем этапе преподаватели-предметники создавали фрагмент авторского электронного пособия на базе объектно-ориентированного языка программирования Delphi. Сначала разрабатывался простейший проект, состоящий из элементов текста, графики, видео- и контролирующих тестов. Затем создавался интерфейс программы и связь между ее элементами, и формировалась содержательная часть. Конечным результатом работы стала программа, которую слушатели могли использовать на занятиях по своему предмету.
Темы проектов на каждом этапе были связаны либо с профессиональными интересами слушателя (сопровождение конкретной лекции или доклада), либо его хобби (произведения искусства, фотозарисовки, литературные произведения и так далее).
Экспрессная методика обучения была построена в соответствии с концепцией «зеркального проекта», когда педагог учится создавать новый авторский компьютерный продукт, повторяя пошаговые инструкции для создания готового описанного прототипа, анализируя результат и самостоятельно экспериментируя.
Надо сказать, что преподаватели существенно отличаются от студентов именно осознанным мотивированным отношением к освоению ИКТ. Поэтому при меньшем стартовом уровне отмечен значительный прогресс в получении знаний, умений и навыков. Этому немало способствуют прагматическое любопытство и экспериментирование даже в рамках минимальных знаний, а также вкус к самостоятельной творческой работе. Сами слушатели отмечают: данный подход к обучению снижает трудозатраты по освоению ИКТ, экономит время, психологически комфортен. Значит, учиться «в действии» не только полезно, но и интересно.
Любовь БОБРОВА, старший преподаватель, Александр МОСКАЛЕВ, доцент, Галина НИКУЛОВА, доцент кафедры электроники, телекоммуникаций и компьютерных технологий Липецкого государственного педагогического университета, Липецк
Комментарии