search
main
0

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных

Визуализация поэтического

Понимание поэтического текста – сложная задача, с которой справляются далеко не все школьники. В начальной школе эта работа особенно важна, потому что именно в этом возрасте можно привить интерес к родному слову, добиться внимательного, изучающего чтения художественного произведения.

Художественный текст, особенно поэтический, имеет сложную образную структуру, слова, употребленные в переносном значении, наделенные дополнительными авторскими смыслами. По этой причине понять художественный текст оказывается для школьника сложнее, чем научный, наполненный терминами и понятиями, име­ющими определенные узкие значения.

Вот почему одной из моих задач на уроках литературы стало развитие образного мышления учеников 6‑х классов. Литература – вид искусства, тесно связанный с другими видами, в первую очередь с изобразительным искусством. Для работы с воображением мы используем метод визуализации, то есть перевод словесного образа в зрительный. Конечно, в учебниках литературы есть иллюстрации к стихотворениям, рассказам, там публикуются картины именитых мастеров рядом с поэтическими текстами мэтров литературы. Но в нашей практике мы стремимся использовать деятельностный подход, который позволяет ребенку самому стать автором какого-либо произведения, пусть и не мирового масштаба. Лучше один раз сделать, чем сто раз услышать от учителя или увидеть в учебнике.

Для наших онлайн-занятий по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» мы использовали программу Power Point. После первого прочтения ученики отнесли стихотворение к пейзажной лирике. Поэт же описывает природу, а описание природы – это пейзаж. Тогда ребятам было предложено попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Задача – нарисовать основные образы стихотворения «Листок» (это странствующий дубовый листок и молодая чинара) и охарактеризовать их, используя текст стихотворения. Проводя работу, мы обсуждали, как и где будут расположены основные образы, какие цвета можно использовать для их создания, какие второстепенные образы окажутся рядом с ними.

Интересно, что у разных ребят образы в целом получились похожи: молодая и красивая зеленая чинара, окруженная любовью солнца и дуновением ветра, и одинокий листок, сухой и желтый, без друзей и поклонников. Однако изобразить героев стихотворения – это не самоцель, а только начало работы, и мы приступаем к их описанию, обращаясь к тексту произведения. Обращаем внимание на слова, которые использует Лермонтов для характеристики, находим среди них антонимы, ищем противоположные по значению эпитеты, с помощью инструмента «текст» в программе вносим их на рисунок. Так дети понимают, что образы противопоставлены, и выходят на основной прием описания – антитезу. А зачем поэту нужен такой прием, если он просто рисует пейзаж? Ученики еще раз рассматривают созданные ими картинки и приходят к выводу: герои стихотворения не просто природные образы, они аллегоричны, под ними вполне могут пониматься люди из разных слоев общества, с разной судьбой и окружением.

Метод визуализации помогает ученикам перевести словесные образы поэтического текста в зрительный. Его можно использовать не только на отдельных уроках литературы, но и как ведущий метод работы в рамках проектной деятельности по предмету. Кроме знаний и умений строго в рамках литературы ученики развивают и метапредметные навыки, а также обозначают связь разных видов искусства.

Анна КУЗЬМИНА, учитель русского языка и литературы школы №2051

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте