История Наталии МАЛМЫГО, воспитателя столичного детского сада №909 Северо-Восточного округа, победительницы конкурса «Воспитатель года Москвы-2010» и лауреата I Всероссийского финала, состоявшегося минувшей осенью в Подмосковье, – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает. Идет человек своей дорогой, строит планы на будущее, а потом оглядывается и понимает, что пейзаж вокруг вовсе не тот, что рисовался в воображении когда-то, на заре туманной юности. Не хуже, не лучше – просто совсем другой, незнакомый. Кого-то такие неожиданности выбивают из седла, они совершенно теряются, и все, что им остается, – лишь вздыхать до конца дней в сослагательном наклонении. Другим вообще все равно: было бы что на хлеб намазать – и ладно. Третьи же, и Наталия Малмыго, наверное, именно из их числа, убеждены: если человек любит жизнь, то, чем бы он ни занимался, способности все равно проступят, сыграют ему на руку, выделят из толпы, озаряя все вокруг неким особенным светом.
Ее отец служил заместителем главного редактора белорусской «Учительской газеты» и играл не последнюю роль в интеллектуальной и педагогической жизни родного Минска. Он был совсем не против, а, скорее, даже за, чтобы дочь пошла по его стопам и занялась журналистикой. Все к тому располагало: Наташа неплохо писала, а однажды проявила себя настоящим «человеком-оркестром» – издателем, редактором, ответственным секретарем и художником в одном флаконе, составив из блока для черчения, газетных вырезок и вороха открыток полноценную балетную «энциклопедию». Когда пришла пора определяться с выбором вуза, пал Советский Союз. Как и во всех бывших республиках, в Белоруссии вскипела волна национального самосознания, возврата к корням, моды на самобытность, и искренне привязанная к своей родине Наталия очутилась на факультете белорусской филологии педагогического университета имени Максима Танка. Хотя к тому моменту вызрела у нее мечта стать искусствоведом. Но в единственное учебное заведение, готовившее в Белоруссии культурологов, принимали лишь тех, у кого за плечами уже было высшее образование. Беззаботное студенчество, диплом, и тут декорации резко меняются: любовь, как водится, нагрянувшая внезапно, переезд в Москву, рождение сына и острейший вопрос: куда податься в российской столице специалисту по белорусскому языку и литературе, а по совместительству молодой маме? Ответ пришел сам собой: в детский сад, конечно же, за компанию с ребенком. Семь лет для большой педагогики не стаж, но столько всего случилось за это время: первые выпускники, конкурсы, поступление в Московский институт открытого образования, правда, уже не на искусствоведческий факультет, а на дошкольное отделение. И внезапно оказалось, что вот она, жизнь во всей ее прелести и первозданной полноте, и ничего не нужно искать и мучительно выдумывать. И счастливой – вот что удивительно – можно быть каждый день: пришел утром ребенок в дурном настроении, а ты его отвлек, занял чем-то, и вот он уже хохочет-заливается. Мелочь, казалось бы, а ты счастлив. Или вечный маленький драчун и забияка вдруг ни с того ни с сего взял и попросил прощения и пожалел того, кому больно. Тут уж впору от восторга задохнуться, ведь это семена твоего воспитания так неожиданно дали всходы. – Знаю, что молодежь сегодня не хочет идти работать в детские сады, вопрос кадров – головная боль всех заведующих, – говорит Наталия Петровна. – Напрасно! Обращаюсь ко всем выпускникам педагогических вузов и училищ и к тем, кто только задумывается о выборе профессии: не бойтесь, рискните. Почти уверена – не пожалеете. Да, это непростая работа, но, как говорила моя бабушка, легкого хлеба не бывает. Но и такой отдачи, такой искренней и бескорыстной любви в ответ на свои чувства вы больше нигде не получите. И все ваши скрытые таланты тут проявятся и пригодятся. А главное, конечно, – это ни с чем не сравнимое ощущение, что проживаешь свою жизнь не бесцельно, что кому-то ты очень-очень нужен. При этом воспитатель года Москвы давно уже избавилась от восторженности неофита и не питает иллюзий относительно того, что все ее воспитанники исключительно «детки», «крошки» и «ангелочки». Они люди прежде всего, а значит, в каждом чего только не намешано – и светлого, и темного. Для того и нужен воспитатель, чтобы привести весь этот калейдоскоп в гармонию. По наблюдению Наталии Петровны, сегодняшние дети, безусловно, более развиты, чем их сверстники еще каких-то пару лет назад. Они находчивы, изобретательны, в чем-то даже парадоксальны, полны какой-то удивительной внутренней свободы и бесстрашия. Но эта свобода двулика: открытости, желанию общаться, легкости и раскрепощенности противостоят агрессивность, неумение жалеть и чувствовать чужую боль. Такое ощущение, что сама природа, глядя на происходящее в нашем мире, за ненадобностью вычеркивает в новых людях ген сострадания и чувства стыда. Первое, чему Наталия Петровна учит своих вновь прибывших подопечных, – не просто формально просить прощения (лишь бы отстали и сильно не наказывали), а именно жалеть. Дело это сложное и небыстрое, кропотливое, не приносящее быстрых плодов. И это не значит, что все ее выпускники, как один, само сострадание, но рано или поздно в каждом начинает проступать и мягкость, и уступчивость. – Сегодня вошло в моду отдавать детей на боевые виды спорта, чтобы умели дать сдачу, постоять за себя. Настоятельно рекомендую родителям не делать этого слишком рано. Для неустойчивой детской психики это непосильная ноша. Ребята потом просто не знают, что делать со своими умениями. Естественно, им очень хочется показать, чему они научились. Но выбирать время, место, рассчитывать свою силу они еще, конечно же, не могут. Дорогие папы, будьте осторожны, когда учите детей давать сдачу, непременно объясняйте, что этого ни в коем случае нельзя делать заранее, про запас… И еще: прежде чем наказывать ребенка, подумайте, может, его плохое поведение – это всего лишь недостаток вашей собственной ласки? Тема ее конкурсной работы – духовно-нравственное воспитание. Как в современном мегаполисе, стремительном, жестком, бескомпромиссном, с его выматывающими расстояниями и вечным отсутствием времени, вырастить не звереныша, но человека, способного не только брать, но и отдавать? Конечно, все начинается с нерушимых семейных традиций. Может быть, и не нужно каждое воскресенье устраивать плановые семейные обеды, лучше взять за правило каждый день, несмотря на всю накопившуюся усталость и рабочие проблемы, хотя бы на пятнадцать минут полностью отдаться во власть детей – почитать с ними, поговорить по душам, да просто пошалить и подурачиться? Только в такие мгновения и рождаются в детях вера в любовь, чувство безопасности, исподволь воспитывается привычка, которая очень пригодится в подростковые годы, – делиться с мамой-папой и радостями, и бедами. Традицию, которую, что бы ни случилось, стараются не нарушать в семье самой Наталии Петровны, – празднование Дня Победы. Когда-то, едва поженившись, они ездили поздравлять ветеранов вдвоем с мужем, потом родился Володя, теперь для него это событие столь же любимо и ожидаемо, как подарки под новогодней елкой. – Объясняю Володе, что, к счастью, война от нас все дальше и дальше, и уже его детям на память о ней останутся лишь фильмы и книги. Но сегодня, пока живы ветераны, он еще может поговорить с ними, расспросить их, из первых уст узнать, что помогло им выстоять и не сломиться. А потом передать дальше, уже своим детям и внукам, то, что узнал и запомнил сегодня. Это же пытаюсь донести и до ребят в своей группе. Воспитание уважения к людям другой крови, другой веры – оно не в громких лозунгах, а именно в таких вот постоянных рассказах о том, что победу выковали все народы нашей страны, участие каждого бесценно. И родителей прошу: пожалуйста, ходите с детьми поздравлять ветеранов. Конечно, 9 мая – время открытия дачного сезона, всем хочется за город, но у нас осталось так мало времени, чтобы побыть с этими людьми, дать им понять, как гордимся ими, насколько неповторим их подвиг. И, как говорится в одном из любимейших моих стихотворений: «И помните, друзья, земля осиротеет, когда уйдет с нее последний ветеран». Если работа для нее увлечение, возможность расти, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом, семья – любовь, полная и всеобъемлющая, то истинная страсть – это балет. Когда-то мама отдала ее на бальные танцы, чтобы у девочки была безупречная осанка. А потом на телеэкраны вышел фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова» с Галиной Беляевой и Сергеем Шакуровым, и Наташа, по собственным ее воспоминаниям, «пропала» – сердце ее навсегда было отдано классической хореографии. До сих пор Наталия Петровна много читает серьезной, узкопрофессиональной литературы, с охоты на редкие букинистические издания началась ее коллекция книг о балете, для которых в домашней библиотеке выделены самые почетные полки. Близкие знают, что самым дорогим подаркам она предпочтет билет на очередную премьеру или гастрольное выступление какой-нибудь всемирно известной примы. Отдавая должное классике, изящному почерку Мариуса Петипа, Наталия Петровна предпочитает все же более современные постановки, глубокие психологические раздумья хореографов Баланчина или Макмиллана. Да, прекрасен «Дон Кихот», красочный и яркий, переполненный знаменитыми партиями и па-де-де под завораживающую музыку Минкуса. Но это, скорее, удовольствие для глаз и настроения, действенное в борьбе с грустными мыслями, как «бутылка шампанского и «Женитьба Фигаро». А вот сложный трагический балет «Манон» на музыку Жюля Массне – это уже пища духа, когда исполненная бесконечного драматизма жизнь главной героини на время становится частью твоей собственной. Теперь Наталия Петровна ждет, когда подрастет Володя, чтобы с ним делить этот условный волнующий мир, сравниться с которым по силе и мощи ничто не может.
Комментарии