search
main
0

Приключения в стране дорожных знаков

Организационный момент, постановка целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, применять свои знания при решении уравнений и задач.Ребята, правил дорожного движения много, дорожных знаков тоже много. Мы сегодня повторим те правила и дорожные знаки, которые связаны с вами, пешеходами. Предлагаю назвать сегодняшний урок так: «Приключения обыкновенных дробей в стране дорожных знаков».Наши приключения будут проходить по определенному маршруту. У каждого на столе лежит маршрутный лист, по которому вы будете работать (см. схему 1). Запишите на маршрутном листе свое имя.2. Актуализация опорных знанийУчитель: Ребята, нас ждет много интересного в стране дорожных знаков, поэтому, чтобы быть в форме, предлагаю небольшую устную разминку.1) Выполните действия: Как вы считали?2) А переведите-ка, ребята, в неправильную дробь Как перевести смешанное число в неправильную дробь?3) Вычислите: Как вы считали?4) Решите задачу. Зеленый сигнал светофора горит 20 с. Мальчику необходимо  этого времени, чтобы перейти дорогу. Сколько секунд мальчик переходит дорогу?Вопросы для разбора задачи:Все время – 20 сек. Мальчик потратил этого времени, то есть часть этого времени. Назовите числитель дроби , знаменатель. Чтопоказывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? На сколько долей разделили все время, которое горел зеленый сигнал? Сколько секунд составляет одна доля? Сколько таких долей взято? Сколько секунд мальчик переходил дорогу?Ученики отвечают на вопросы.Учитель: Ребята, с помощью полученных ответов мы будем составлять дорожные знаки. На каждой парте лежит конверт с элементами дорожных знаков. Каждому элементу соответствует число (оно написано с обратной стороны). Выберите те элементы, которым соответствуют наши ответы. Положите перед собой ту часть дорожного знака, которой соответствует самое маленькое число. Сейчас вы будете накладывать друг на друга части знаков, располагая числа на них по возрастанию. Самым последним вы наложите часть знака с самым большим из наших ответов.Как называется дорожный знак, который получился у меня?Ответы учеников.Учитель: Соберите свои дорожные знаки.Поднимите вверх дорожные знаки, которые у вас получились. Опустите. На экране вы можете посмотреть, как выглядят эти знаки, и если вы ошиблись, исправить.Большинство собрали дорожные знаки верно! Значит, и числа по возрастанию расположили верно.Почему дробь меньше 1, а больше?Поднимите свои знаки те, у кого получился дорожный знак «Осторожно, дети!». Ребята, где ставится этот дорожный знак? Ответы учеников.Перед вами карта района вашей школы, на доске прикреплена карта покрупнее. Катя, выйди к доске и прикрепи свой дорожный знак в нужное место.Поднимите свои знаки те ребята, у кого знак «Нерегулируемый пешеходный переход». Где ставится этот дорожный знак? Кто хочет установить этот знак на карту?Поднимите свои знаки те ребята, у кого знак «Подземный пешеходный переход».Давайте немного пофантазируем. Предположим, вы можете где угодно построить подземный пешеходный переход. Как вы считаете, в каком месте он обычно строится? Где на нашей карте наиболее интенсивное движение? Кто хочет установить знак подземного перехода на карту? Ответы учеников.3. ЗакреплениеУчитель: Хотите узнать, сколько минут в среднем нужно для того, чтобы перейти дорогу по подземному переходу? Ответом вам послужит корень уравнения.Первый вариант решает первое уравнение, второй – второе.Выбираются два наиболее сильных учащихся с каждого ряда и решают у доски с обратной стороны. Вероятнее всего, дети решат способом нахождения неизвестного компонента.Учитель: Надя, садись, пожалуйста, а Кате я задам несколько вопросов:- Неизвестное входит в вычитаемое, уменьшаемое или разность?- Чтобы найти вычитаемое, нужно…- Как вычесть 2 смешанных числа?- Как найти неизвестное слагаемое?Скажите, все решали таким же способом, как Надя и Катя?Ответы учеников.Учитель: Ребята, есть еще один способ решения уравнений – путем упрощения левой части уравнения.Обратите внимание, на экране решение первого уравнения вторым способом.Какое свойство применено для упрощения левой части?Для этого используется следующее свойство: а – (в + с) = (а – в) – с Чтобы из числа вычесть сумму, можно из этого числа вычесть первое слагаемое, а затем из полученной разности вычесть второе слагаемое.Как вычесть два смешанных числа?Как найти неизвестное слагаемое?Предлагаю решить второе уравнение вторым способом. Какое свойство будем применять?(а + в) – с = (а – с) + в            (а + в) – с = а + (в – с) Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной     разности прибавить другое слагаемое. Конечно, вычитаемое число должно быть меньше слагаемого, из которого вычитают, или равно ему.К доске идет Вадик (дает ответ с полным пояснением).Ребята, вы не забыли, что корень уравнения – ответ на вопрос: сколько в среднем понадобится времени, чтобы пройти по подземному переходу? И сколько же?Ученики: Понадобится 2 минуты.Учитель: Нарушитель перебегает дорогу за 10 секунд. Как вы думаете, можно ли нарушать ПДД ради экономии времени?Ответы учеников.4. Физкультминутка5. Продолжение закрепленияУчитель: Приключения продолжаются, и мы отправляемся  на троллейбусе в Драматический театр из района вашей гимназии, от остановки «Улица Беринга».На троллейбусе мы проедем 20мин.Затем пройдем пешком 15 мин. до регулируемого пешеходного перехода.Перейдя по нему дорогу, дойдем до театра за  мин.Сколько секунд занял переход дороги, если на весь путь затрачено 36 мин.?Вопросы для обсуждения решения:- О чем говорится в задаче?- На сколько участков разбит путь?- Что известно про время, затраченное на 1-м участке пути?- Что известно про время, затраченное на 2-м участке пути?- Что известно про время, затраченное на 3-м участке пути?- Что известно про время, затраченное на 4-м участке пути?- Что еще известно в задаче?- Какой главный вопрос в задаче?- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?- Кто может рассказать ход решения?Самостоятельно запишите решение в маршрутные листы, краткое решение не записывать. Обменялись тетрадями. Взаимопроверка. Решение на экране.Дополнительные задания для тех, кто справился раньше остальных:Вычислить: 1.                      2.                    3.  Вот мы и добрались, ребята, до Драматического театра.6. Самостоятельная работаУчитель: Напротив театра находится Театральный бульвар. Сейчас мы с вами разгадаем пазл и узнаем, какой дорожный знак, касающийся пешеходов, установлен на этом бульваре.Переверните маршрутные листы, и вы увидите, что для получения названия ячейки вам необходимо выполнить два задания. Выполнив задание, вы получите ответ, например число 2. Этот ответ вы ищете в 3-м столбце кодовой таблицы. Затем сопоставьте его с буквой из 1-го столбца, полученное название ячейки впишите внизу кодовой таблицы.(См. схему 2 на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/840.)  Поднимите руку, у кого получилась ячейка А1. Откройте ячейку А1. У кого А2? (И так далее.)Кто  получил  неверный код, не расстраивайтесь. Это говорит о том, что вам еще немного надо потренироваться при решении заданий с обыкновенными дробями. Что же за дорожный знак расположен на Театральном бульваре? Что этот знак означает?Ответы учеников.7. РефлексияУчитель: Какие вы молодцы! Все отгадали, побывали  в течение урока и пешеходами, и пассажирами. Сейчас мы превратимся еще в одного участника дорожного движения – в регулировщика. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора. Если вы считаете, что на уроке вам было хорошо и интересно, подайте мне  зеленый сигнал. Если вам на уроке было скучно и некомфортно, подайте мне красный сигнал.8. Итог урока и постановка домашнего заданияУчитель: Ваше домашнее задание также будет состоять из двух частей.  На столах находятся листы, на одной стороне которых задание по математике на дом, а на другой – памятка ПДД!Как математики, умейте считать время, но никогда не экономьте его на дороге!​Ольга ЛОБОДЕНКО, учитель математики, зам. директора по УВР лицея №48 города Краснодара, учитель года Мурманской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте