search
main
0

Прикладная педагогика

Нон-фикшн для учителя

Я учитель.
Я школьник.
Я решаю задачи.

Юрий Левитанский

 

«Времена не выбирают, в них живут…» (А.Кушнер). Вот здесь, вопреки оригиналу, поставим точку. В этом нет противоречия и своеволия, потому что речь о настоящем. Если конкретно, то о настоящем в мире образования.

Так уж вышло, что сегодня в профессиональном педагогическом сообществе часто произносят слово «ренессанс». О чем это? Что, собственно, возрождается и почему? Удивительно, но возрождается потребность учителей в профессиональной литературе. Учителя хотят постоянно получать достоверную информацию о проверенных в жизни практиках. Конечно, из «трубы» Сети, как в старом задачнике, выливается бесконечный поток сведений в разных форматах – от сплошного текста до подкаста. Все прочитать, посмотреть и послушать физически невозможно, вот и приходится выхватывать кусочки, которые потом плохо сшиваются в единое целое. Лоскутное самообразование – вряд ли движение вверх. Вот и возвращаемся к бумаге. Причем толстые книги, даже с картинками, учителю читать некогда. Есть ли решение в этой ситуации?

Как оказывается, есть. Новая серия для педагогов «Педагогический нон-фикшн» от издательства «Просвещение». Что же это такое? Давайте разбираться. «Нон-фикшн» переводится как «не вымысел», то есть это не художественная литература, а проверенные практикой решения, дословно – «педагогическая правда». Книги серии отличают, во-первых, лаконичность (умещается в карман учительского пиджака), во-вторых «нешершавый» язык (формат диалога, переложенный на бумагу), в-третьих, практика (по принципу «бери и делай»).

Теперь о двух книгах серии, которые уже можно подержать в руках.

Первая настольная книга для учителя называется «Будь функционально грамотным!». Написал ее учитель-практик Алихан Мавладиевич Динаев. В небольшой книге 37 текстов и 200 заданий. Автор делится своим опытом формирования функциональной грамотности у школьников, развивая эту способность и у педагогов. С новыми «грамотностями» все еще трудно разобраться и начинающему учителю, и опытному мастеру, потому что в нашем образовании отточено предметное начало в преподавании. Разу­меется, это высокое достижение! А вот задачи-ситуации решать сложнее, потому что нет готовых ключей и ответов может быть больше одного, как в жизни.

Как формировать функциональную грамотность у школьников, если сам учитель знает об этом только в теории? Чья зона ответственности глобальные компетенции и креативное мышление? Математическая грамотность – это только на математике? Читательская грамотность – это только на литературе? Конечно, учителям нужен опыт практика, который можно примерить на себя. В книге такой опыт представлен без формализма.

Вторая настольная книга для учителя называется «Профессионализм педагога. Ответы на вызовы современности». Написана она Евгением Александровичем Ямбургом, заслуженным учителем России, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО. Автор описывает технологию медленного чтения документа и объясняет тонкости профессионального стандарта педагога. Евгений Александрович умеет говорить просто о сложном, всегда в качестве аргументов приводит живые примеры и использует впечатляющие метафоры. В его нетолстой книге все с чувством, с толком, с расстановкой. Это книга для самообразования и медленного, качественного чтения.

В новом учебном году серия пополнится и другими изданиями:

✓           Планируется к выпуску сборник научно-популярных статей «Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления», в котором собраны ответы на вопросы школы и семьи. Учителям часто приходится принимать ответственные решения в мире, который не будет прежним, и нет времени осмыслить, что и как изменилось. Нужны достоверная информация и эффективные решения. Авторы сборника – ученые, которые готовы коротко и ясно объяснить школьному учителю и руководителю суть актуальной проблемы, заявленной в названии книги.

✓           Также готовится книга Александра Ароновича Рывкина «На пути к новой педагогике: учить работать с невидимым». Это книга о мыследеятельности как правильном мыслительном процессе. Автор делится педагогическими технологиями, которые уже применяются. В книге повествуется об истории создания школы новой педагогики, показаны основные идеи педагогов-новаторов, стоявших у истоков новой прогрессивной методики, описана практика образовательных сессий (погружений).

✓           И еще об одном издании серии – книге Сергея Владимировича Ветрова и Натальи Евгеньевны Хомченко «Тьюторство – новое образование ХХI века». Здесь нетривиальные ответы на актуальные вопросы: бывают ли невоспитанные и капризные дети? Как вернуть утраченную мотивацию к обучению и самообразованию? Почему школа не всегда «ловит» природный талант ребенка? Какую главную задачу решает технология тьюторского сопровождения? В чем заключается алгоритм тьюторской деятельности и в каких форматах может работать тьютор?

Новая серия педагогических книг наполняется по реальному запросу учителей, которым нужна специальная литература не для книжного шкафа, а для рабочего стола. И главное: содержание – это не авторский вымысел, это педагогическая правда. Помните эпиграф? Важно продолжение:

Я учитель.
Я школьник.
Я решаю задачи.
У меня то удачи, то одни неудачи.
Тех и этих отведав, я свое продолжаю.
Я не знаю ответов.
Я решаю, решаю.

Ю.Левитанский

Решать вместе легче, не правда ли?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте