search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Завершилось финальное испытание конкурса «Учитель года России – 2022» Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой
0

Приглашение в мир удивительных открытий

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас от своего лица и от лица московского правительства со сцены этого театра, носящего имя выдающегося отечественного писателя Николая Васильевича Гоголя, чье 200-летие мы с вами праздновали в прошлом году. В этом есть что-то глубоко символичное: Николай Васильевич словно бы передает нам эстафету, для того чтобы мы могли отметить памятные даты, связанные с именами замечательных русских писателей и поэтов: 2010 год для нас начинается с юбилея Антона Павловича Чехова, а заканчивается в декабре юбилеем Афанасия Афанасьевича Фета, напомнив нам также об именах Бориса Пастернака, Льва Толстого, Александра Твардовского, Александра Блока и многих других славных фигурах нашей словесности. Имена этих писателей неразрывно связаны с нашим родным городом, с Москвой.

«В Москву, в Москву!» рвались герои Чехова, и до сих пор в Москве сохранилось более десятка исторических зданий, связанных с жизнью и творчеством великого писателя, мы их знаем и бережем. Здесь родились Борис Пастернак, Юрий Нагибин, Владимир Высоцкий, и надо ли рассказывать, какое место занимает наш город в судьбе и творчестве Михаила Булгакова, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, других авторов, не лишний раз вспомнить которых заставляет нас 2010 год!

Москва тоже помнит своих писателей: ее улицы и площади украшают памятники Маяковскому, чье имя носят площадь и станция метро, Есенину (его имя присвоено бульвару), Владимиру Высоцкому, есть улицы Льва Толстого, Александра Грина, Бунинская аллея, улица Александра Твардовского, а в этом году будет открыт памятник автору «Василия Теркина». Но памятников и даже названий улиц и станций метро недостаточно для увековечения имени великих писателей. Помните, Пушкин «памятником нерукотворным» себе называл свои произведения. И в этом заключена великая мудрость: писателя помнят не до тех пор, пока его имя украшает мемориальные доски, а до тех пор, пока читают его произведения, спорят о них, снимают по ним фильмы и ставят спектакли.

Знаменателен и тот факт, что 2010 год указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева объявлен Годом учителя. Сегодня много говорят о падении интереса к чтению. Компьютерные игры, популярная музыка, общение со сверстниками, даже занятия спортом и подготовка к поступлению в вузы и колледжи – все это, к сожалению, создает серьезную конкуренцию книге. Уступают свои позиции те институты, которые традиционно вводили в мир чтения мальчишек и девчонок: не до чтения родителям, добывающим свой хлеб насущный или поднимающим свой бизнес, падает популярность библиотек, куда подчас ребят и калачом не заманишь. Я уж не говорю про телевидение, где из всех книг, кажется, достойно представлена только книга кулинарных рецептов. Форпостом борьбы за читателя, прежде всего читателя художественной литературы, остается одна школа, российский учитель: некоторые дети только на уроках литературы открывают книгу, узнают имена Петруши Гринева и Юрия Живаго, Наташи Ростовой и Нины Заречной.

Поэтому московское правительство дало старт в этом году культурно-образовательному проекту «Литературный венок России». Само название «Литературный венок» многозначно. Прежде всего оно несет в себе идею славы, которой увенчала русская литература Россию, ведь нашу Отчизну знают за ее рубежами не только как страну, победившую гитлеровский фашизм и впервые вышедшую в космос, страну древнерусской иконописи и классического балета, но и как родину Толстого, Чехова, Пастернака, Бродского.

Кроме того, в названии «Литературный венок» мне слышится идея единства – единства и преемственности отечественной культуры, единства населяющих нашу страну народов, единства поколений отцов и детей. Сплачивающий потенциал русского слова, русской словесности – вот то, что требует еще своего осмысления, ведь сохранить единство нашего государства, создать полноценное гражданское общество, сформировать у личности чувство причастности к своему народу и своей культуре невозможно без литературы. Наконец, есть еще одно значение у слова «венок» – оно несет в себе идею соединения, сплетения разнородного. Живопись, музыка, театр, кинематограф – все они питаются от живых корней литературы, в свою очередь питая ее своими соками, их живая взаимосвязь – залог мощи и разносторонности человеческого духа.

В рамках проекта «Литературный венок России» запланировано немало разнообразных мероприятий: учителя получат возможность повысить свою квалификацию, расширить профессиональный кругозор, посещая лектории ведущих специалистов в области литературы в наших педагогических вузах, музеях и библиотеках; лучшие из учителей проведут для своих коллег мастер-классы и открытые уроки, ждут учителей и на научных конференциях и «круглых столах».

Особенно насыщенна программа для школьников и студентов: для них будут проведены юбилейные мероприятия, посвященные отечественным писателям и поэтам, пройдет несколько театральных, литературных, книжных фестивалей, разработана насыщенная экскурсионная программа по литературным местам Москвы и ее окрестностей, планируется серия выставок, в том числе и в школьных литературных музеях. Те же из школьников, кто испытывает склонность к творчеству, смогут поучаствовать в конкурсах творческих работ, получить уроки художественного мастерства в литературных мастерских и на встречах с писателями и поэтами в литературных салонах и гостиных, прочитать собственные произведения и услышать оценку и советы как своих ровесников, так и профессиональных литераторов, а возможно, и увидеть свои произведения, опубликованные в периодических изданиях и сборниках молодых авторов.

Все эти мероприятия и акции носят открытый характер, особенно мы ждем участия в них родителей наших школьников: их присутствия на лекториях и конкурсах, участия в экскурсиях и «круглых столах» – везде, где родители могут помочь своим детям войти в мир книги, сориентироваться в необозримом богатстве отечественной культуры и сами расширить свои знания о новых книгах и авторах, новых подходах к их пониманию и популяризации в детско-подростковой и молодежной среде. Я верю, что каждый отыщет себе что-то по вкусу, каждый, кто не равнодушен к литературе, найдет способ утолить свою духовную жажду и реализовать данные ему таланты и склонности.

А мы постараемся помочь вам на этом пути – познакомить с новыми авторами и рассказать о тех, кто навсегда вошел в золотой фонд российской культуры, показать, как литературные строки превращаются в краски живописи, звуки музыки, движения танца, театральные мизансцены, как, отражая мир, книга открывает этот мир для всех нас.

Поэтому сегодня, давая старт культурно-образовательному проекту «Литературный венок России», мне хотелось бы пожелать вам хорошей книги, хорошего чтения. В добрый путь, друзья, в добрый путь в мир литературы, мир удивительных открытий и пылких страстей, занимательных приключений и глубоких мыслей!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте