Многое в образовании принято критиковать и ругать, не разобравшись. Почему-то считается, что каждый все знает про образование, а уж про ЕГЭ тем более. В Алтайском крае приоритет отдан конструктивным, дельным предложениям, а не формальным идеям, здесь гораздо больше конкретной работы, направленной на реальное улучшение качества образования, а не на «показательные» результаты, во главе угла – конкретный ученик и учитель со своими проблемами, особенностями, спецификой. О том, как проходит ЕГЭ в Алтайском крае, наш разговор с членом Федеральной комиссии по разработке КИМов ЕГЭ по русскому языку Ольгой КРАЙНИК.
– Ольга Михайловна, изменились ли подходы к подготовке детей к сдаче ЕГЭ? Что, на ваш взгляд, является залогом успешной сдачи ЕГЭ? – Единый государственный экзамен в Алтайском крае проходит уже 11 лет. Наш регион одним из первых включился в 2003 году в эксперимент по его введению. Поэтому сегодня можно говорить об этом экзамене как о форме оценки качества содержания образования по определенному предмету, привычной и для общества, и для системы образования, и для администрации школ и учителей, и, самое главное, для учеников и их родителей. Могу абсолютно искренне заявить: в ЕГЭ по русскому языку и литературе нет ничего, с чем не может справиться самый что ни на есть среднестатистический выпускник школы! Современный выпускник должен обладать способностью мыслить, строить предположения, доказывать свою точку зрения (возможно, отличную от общепринятой). И это задания не стандартизированной формы, а открытого типа, предполагающие как раз осмысление проблемы и актуализацию жизненного и литературного опыта для высказывания собственной точки зрения на поднятую проблему.Более того, говорить о подготовке к ЕГЭ (по крайней мере по русскому языку) как об отдельном направлении деятельности учителя неправильно. В контрольно-измерительном материале по русскому языку нет ничего сверх школьной программы! Все необходимые для итоговой аттестации знания ученик получает в ходе изучения курса русского языка с 5-го по 9-й класс, а в 10-11-х классах происходит систематизация этих знаний с углублением в коммуникативную часть языка, с формированием умений пользоваться знаниями в конкретных речевых ситуациях. И если ученик систематически занимался, учился на протяжении всей школы, а не «проснулся» к 11-му классу, ЕГЭ по русскому языку не вызовет затруднений! Единственное, что необходимо сделать, – показать технологии работы с тестовым материалом, рассмотреть специфику решения тестовых заданий, дать ученику необходимый инструментарий для решения теста в целом, поскольку методика работы с тестом имеет определенные специфические нюансы, знать которые просто необходимо.С 2003 года можно констатировать позитивные изменения в системе подготовки по этому учебному предмету. Такими важнейшими изменениями можно назвать то, что к его изучению было привлечено всеобщее внимание, в 10-11-х классах большинства школ были добавлены часы за счет школьного компонента на преподавание русского языка, разработаны элективные курсы по русскому языку, увеличилось количество участников предметных конкурсов, конференций и олимпиад, и как следствие повысился интерес к предмету у самих старшеклассников. А сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за последние 5 лет показывает стабильный рост среднего балла и уменьшение количества учащихся, не набравших установленный Рособрнадзором минимальный балл и не получивших аттестат. Так, в 2008 году средний балл ЕГЭ по русскому языку в Алтайском крае составлял 54,38 балла, в 2013-м – 62,98 балла. Также показательны и данные по выпускникам, получившим неудовлетворительные результаты: 2008 год – 13,45%, 2013 год – 0,8% выпускников. – Какую роль играет профессиональное объединение учителей русского языка и литературы в подготовке педагогов по данным предметам?- Думаю, что огромную! Я уверена, что в этом убеждении меня поддержат все педагоги (особенно из отдаленных районов), для которых с возрождением в 2010 году такой структуры, как краевое профессиональное объединение, появились и новые возможности в совершенствовании методической составляющей профессиональной деятельности.Во-первых, существует сайт объединения, где оперативно размещаются нормативные документы, педагогические и методические новинки, материалы учителей-практиков, готовых поделиться опытом работы, методические рекомендации.Во-вторых, достаточно активно развиваются дистанционные формы общения. Так, в нашем сообществе профессионалов по русскому языку и литературе многие вопросы и проблемы снимаются с помощью электронной почты: каждый районный методист регулярно получает рассылку на свой адрес от краевой профессиональной комиссии по актуальным проблемам, по новым документам и законодательным актам, имеет возможность индивидуально задать интересующий вопрос и получить квалифицированный ответ.В-третьих, интенсивно осваивается такая технология, как вебинар. Не тратя деньги на дорогу, гостиницы и прочие командировочные расходы, учителя имеют возможность повысить квалификацию, получить квалифицированные консультации, разобрать спорные вопросы.В-четвертых, развивается система взаимодействия, когда заседания методических объединений проходят в расширенном составе, с привлечением всех учителей русского языка и литературы района и представителей краевой комиссии. В-пятых, особенно актуальны регулярные семинары и конференции по вопросам методического обеспечения образовательного процесса. Каждый год в октябре-ноябре профессиональное сообщество имеет возможность вживую обсудить накипевшее.- Расскажите о вашей работе в составе Федеральной комиссии по разработке КИМов ЕГЭ по русскому языку.- Когда я узнала, что ФИПИ открыт для общения, готов к сотрудничеству, просто отправила свои наработки и получила одобрение. Впоследствии была приглашена для разработки материалов ЕГЭ.Основное мое направление – это подбор и адаптация текстов. Читаю, нахожу, выбираю, отправляю… Кроме того, даются индивидуальные задания по наполнению банка новыми тестовыми заданиями конкретного уровня. Все это можно делать «без отрыва от производства», как правило, в выходные, праздники, ночью. Непосредственные командировки в Москву, связанные с этой деятельностью, – это довольно кропотливая, но очень интересная в профессиональном плане работа над тестами, которые нужно вычитать, исправить, дополнить, адаптировать к возрастным особенностям учащихся и т. п. Все это происходит в изолированном помещении с видеонаблюдением, с полным отсутствием средств связи (мобильный телефон отбирает охранник на входе).Не выдавая профессиональных тайн, могу только сказать, что все разработчики ЕГЭ по русскому языку – это люди, прежде всего старающиеся сделать итоговый экзамен не только соответствующим стандарту, но и приближенным к реальному ученику.- Ольга Михайловна, на каком уровне грамотность у учащихся Алтайского края, как ее повысить, играет ли роль в этом процессе семья?- Статистические данные и анализ результатов выполнения орфографических и пунктуационных заданий ЕГЭ по русскому языку по региону позволяют констатировать достаточно высокий уровень подготовки выпускников.Однако экзамен ежегодно показывает значительный разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками выпускников. Как только ученик начинает «творить» (пишет часть С, то есть сочинение), количество допущенных ошибок вырастает в разы. Закономерен вопрос: кто виноват? Ответ неоднозначен. И в первую очередь это семья, в которой книги не котируются как особые ценностные ориентиры в жизни. Кроме того, есть и другие факторы, которые снижают грамотность: Интернет, социальные сети (где не надо задумываться о написании, где можно абсолютно спокойно написать «Превед! Как дл? У мня все зшб!» – и все тебя поймут), снижение общей культуры, в том числе и культуры поведения (когда вполне нормальным среди молодежи считается громкое обсуждение в общественном транспорте своих проблем, причем не всегда в корректной и этичной форме).Как повысить культурный уровень? Тут нет однозначного ответа. Пожалуй, возврат сочинения как итогового экзамена в 2015 году – это один из способов решения проблемы.- Какие нововведения в содержательной части ЕГЭ планируются в ближайшем будущем, с чем это связано?- На протяжении многих лет контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку отличают четкое соответствие государственному образовательному стандарту и стабильность. И эта стабильность – важный фактор в методической подготовке и ученика, и учителя. Пока действует существующий стандарт, содержательных нововведений ни по русскому языку, ни по литературе не предусматривается. Думаю, что с переходом на ФГОС что-то будет меняться, но это далекое будущее, до которого надо дожить.В ближайшее время, а конкретнее в 2015 году, всех выпускников ждет одно содержательное нововведение – сочинение по литературе как форма итоговой аттестации. Наше краевое профессиональное сообщество учителей русского языка и литературы не оставалось в стороне от обсуждения этого вопроса. Мы активно предлагали, спорили, доказывали. И к нашему мнению прислушались! По предварительным данным, сочинение будет именно таким, каким его видят многие практикующие учителя, а не оторванные от жизни чиновники сверху.БарнаулДосье «УГ» Ольга Михайловна КРАЙНИК – кандидат педагогических наук, доцент, директор колледжа АлтГУ. Руководитель краевого профессионального объединения учителей русского языка и литературы, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Алтайском крае, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
Комментарии