На протяжении последних десяти лет ключевая задача, декларируемая во всех документах, определяющих стратегию развития российского образования, – повышение качества образования. Однако именно сегодня, когда в московских школах стартовал пилотный проект по развитию общего образования, создаются благоприятные условия для реального решения этой задачи.
Работу по реализации пяти направлений пилотного проекта наша школа начала с 1 апреля 2011 года. За прошедшее время администрация и педагогический коллектив смогли в полной мере осознать все преимущества работы в новых условиях.Переход на новую систему оплаты труда, ставящую размер заработной платы учителя в зависимость от качества и результативности его труда, поначалу вызвал беспокойство в педагогической среде. Однако более близкое знакомство с документами, регламентирующими новый порядок начисления зарплаты, показало, что в отличие от тарифной системы, предусматривающей только оплату уроков и классного руководства, а также небольшие надбавки за проверку тетрадей, НСОТ позволяет учесть все реалии сложноорганизованного педагогического труда (работу с одаренными детьми, методическую работу, внеурочную учебную деятельность, многочисленные экскурсионные поездки, походы в музеи), что представляется более справедливой.Ответы на волнующие всех вопросы о том, кто, как и на основании чего будет оценивать качество работы, администрация и педагоги школы искали вместе. Коллективная мыследеятельность и активное участие всех без исключения сотрудников школы в этой работе не только способствовали выработке единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению, но и позволили принять абсолютно конкретный документ «Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя». Появление подобного документа, на мой взгляд, следует рассматривать как важный шаг на пути формирования нового качества образования. Задавая высокий стандарт работы учителя XXI века, критерии не только позволяют каждому педагогу адекватно оценить свой уровень преподавания, но также дают ему возможность определить зону своего ближайшего развития, следовательно, являются лучшим механизмом мотивации профессионального роста.Новый импульс пилотный проект дал и многолетней работе администрации учреждения по созданию эффективной системы управления качеством образования. Подключение школы в сентябре 2011 года к единой общегородской информационной системе «Московский регистр качества образования», фиксирующей качество обученности не только на уровне учреждения, но также и на уровне каждого класса, ученика, открывает широкие перспективы в аналитической и управленческой деятельности административного аппарата. Автоматизированная обработка огромного массива оценочной информации позволит администрации школы не только оперативно и своевременно получать сведения о качестве образовательной системы и ее подсистем, но и принимать управленческие решения и меры, направленные на получение положительных изменений исключительно на основе анализа и оценки фактов, а не на основе интуитивных соображений.Непременным условием получения школьниками образования, соответствующего современным требованиям, стала качественная информационно-предметная среда учреждения. И здесь не обошлось без перемен. Летом 2011 года началась поставка в школу учебного оборудования, обеспечивающего реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Безусловно, предметная среда школы не самоцель, однако не следует и преуменьшать ее роль, поскольку именно она выступает залогом внедрения инноваций.Для обеспечения качества и комфортности образовательной деятельности всех субъектов образовательного процесса школа активизировала работу по созданию единой информационной образовательной среды для учеников, учителей, родителей. Существенные изменения претерпела работы сайта школы, были доработаны его концепция и содержание, а ежедневное обновление информации стало нормой работы школы. Личное информационное пространство во Всемирной паутине появилось и у педагогов школы. К началу учебного года уже 20% учителей создали электронные странички в Интернете, посредством которых осуществляют дистанционное консультирование обучающихся и их родителей.Начало работы в пилотном проекте открыло новые горизонты и в работе управляющего совета школы, который стал играть ведущую роль в подготовке и принятии главных, наиболее принципиальных для школы управленческих решений по финансово-экономическим, учебным, организационно-правовым вопросам.Подводя итог шести месяцев реализации пилотного проекта, можно говорить о том, что целенаправленная работа по всем пяти его направлениям оказала стимулирующее воздействие на деятельность школы, заложила фундамент в выполнении важнейших его мероприятий.Вера ЧУКАШЕВА, директор школы №81
Комментарии