При поступлении детей в школу мы проводим мониторинг заболеваемости, причем не только по медицинским картам, но и с помощью опроса родителей. Скрининг-диагностика позволяет расширить сведения о здоровье ребенка, а опрос – предвидеть развитие болезни заранее по незначительным признакам-предвестникам.
По данным медицинских карт, в минувшем учебном году лишь 36 процентов первоклассников относились к 1-й группе здоровья, а 64 процента имели тот или иной диагноз (48 процентов из них – нарушение осанки). На основе собранных данных врач разрабатывает индивидуальный план здоровья каждого ученика, в который входят лечебная физкультура, фитотерапия, профилактика простудных заболеваний при помощи обеззараживания помещений, регулярного проветривания классов, использования индивидуальных средств (оксолиновая мазь), проведение физкультминуток на уроках учителем под руководством врача.
В прошлом учебном году по программе лечебной физкультуры занимались 32 ученика. Сначала по единой методике.
Это введение в курс лечебной физкультуры, освоение элементов дыхательной гимнастики, точечного самомассажа, упражнений, направленных на коррекцию костно-мышечной системы и на релаксацию нервной системы.
В занятиях лечебной физкультурой в обязательном порядке участвуют дети, освобожденные после ОРЗ, что значительно облегчает их подготовку непосредственно к урокам физкультуры и соответственно уменьшает травматизм на этих занятиях.
Не сразу решились на использование фиточая.
Первоначально отобрали шесть учеников: с аллергическим дерматитом и поллинозом – трое, с язвой желудка – один, с бронхиальной астмой – один, с эписиндромом – один. Причем не сразу стали готовить травяные сборы, а сначала – отвар одной травы, постепенно расширяя число компонентов до сбора.
Все процедуры проводятся только с письменного согласия родителей учеников.
Эффект от этих мер существенный.
Кроме того, в прошлом учебном году не зафиксировано ни одного случая пропусков занятий в связи с обострением хронических болезней желудочно-кишечного тракта и поллиноза.
Чтобы уберечь детей от ОРЗ, проводим профилактические меры. Это позволило снизить заболеваемость на 20 процентов по сравнению с предыдущим учебным годом.
Болеющим детям давали ежедневно два раза витаминные чаи, а перед началом уроков всем смазывали носовые ходы оксолиновой мазью. Обязательным в зимнее время стало регулярное проветривание классов и ежедневное обеззараживание воздуха.
Одна из главных задач врача – предвидеть проблему и не допустить ее. Конечно, ребятки все-таки болеют. В таком случае иногда также необходима помощь школьного врача. Дело в том, что некоторые дети, в том числе и благодаря нашей профилактике, переносят простуду без повышенной температуры. А значит, посещают школу. Если беседа с родителями и с самим заболевшим о культуре здоровья в такой ситуации не действует, приходится заниматься лечением простудившегося ученика.
«Предупреди и не навреди» – задача медицинского персонала нашего Центра образования. А вытекает она из того, что в школе ребенок проводит большую часть дня. Поэтому если не мы, то кто же?
Благодаря усилиям врачей и педагогов в этом учебном году на одного ученика приходилось девять пропусков занятий в год (в предыдущем – 20). Наверное, неплохо. Нам очень хотелось бы закрепить, а в дальнейшем и улучшить этот результат. Есть над чем работать. В перспективе – покупка установки кислородного коктейля, оснащение тренажерами зала лечебной гимнастики. Хотелось бы иметь и оборудование для ингалятория, и для кабинета охраны зрения. Ведь школьный врач обязан работать на опережение.
Марина ШОРИНА, врач, руководитель медицинской службы московского центра образования №118
Комментарии