Я продолжаю свои заметки о работе в реабилитационном лагере для детей с онкологическими заболеваниями (см. №44, 2008 г., №8, 2009 г). Замечательно, что этот уникальный лагерь по-прежнему функционирует, несмотря на все трудности по его организации и финансированию.
Наталия БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ, учитель изобразительного искусства средней школы №807, Москва
Благородная цель руководителя проекта Марины Гусевой и Григория Цейтлина, детского врача-онколога, доктора медицинских наук, научного руководителя проекта, – сделать все возможное для того, чтобы помочь детям достойно войти в мир здоровых людей. Она вызывает уважение и желание применить все свои знания и умения для решения этой проблемы. Думаю, что наша команда взрослых трудилась именно с такими мыслями.
Как создать атмосферу содружества, взаимопонимания, чтобы дети разных возрастов чувствовали себя единым сообществом, нашли себя в творчестве, в общих делах и не замыкались в своей скорлупе? Каждый год, разрабатывая программу, мы пытаемся найти новые подходы в работе с детьми.
В этом году наша программа выстроена по принципу чередования видов деятельности, постепенного накопления и усложнения заданий. Основная идея: каждый день – погружение в конкретную тему. При этом используются всевозможные виды деятельности – искусство, спорт, психологические занятия, творческие задания, беседы и т. д. Однако это не случайный набор мероприятий, а логически выстроенный ряд, где различные виды деятельности переходят одна в другую.
День знакомства
Ребятам было предложено нарисовать какой-либо предмет или существо, все, что близко им лично, и обязательно включить в композицию свое имя. Собранные вместе рисунки стали своеобразным гербом – символом нашего лагеря 2010 года. Это изображение было отштамповано на дорожных сумках, которые подарили всем детям в конце смены на память.
День сильных и смелых
В этот день ребята всех трех отрядов отрабатывали походные и спортивные навыки: основы ориентирования, разведение костров, ознакомились с искусством пои (кручение мячиков), изучали основы скалолазания (пусть скалы были чисто символическими). В этот день началась и фотоохота, поиск интересных кадров в лесу, поле и в самом лагере. Фотоохота была задумана для того, чтобы ребята, имея в руках фотоаппарат, не просто щелкали кадры, а вдумчиво искали то необычное и неповторимое, что окружает нас вокруг, бережно относились к природе, ценили ее красоту. Но мы и не предполагали, что наши путешествия с фотоаппаратом вызовут такой интерес у детей. Желающих с каждым разом становилось все больше. А вопрос: «Наталия Викторовна! Когда опять пойдем на фотоохоту?» звучал до самого конца смены. Забегая вперед, скажу: на Дне фото-, видеорепортажа с места событий вся группа фотоохотников разного возраста с воодушевлением рассказывала о своих самых удачных кадрах.
Наблюдения и фотосъемка следов зверей в лесу, истории о поисках кабана; о паутине, похожей на двухэтажную гостиницу; о пещере с остатками скорлупы какого-то животного; о большом грибе чаге, выросшем высоко на дереве и похожем на большое осиное гнездо; о птенце, который упал с дерева прямо на голову Ксюше; о настоящей страшной гадюке; о гусенице, которая изящно танцевала в воздухе на тонкой ниточке-паутинке; о синице, каждое утро прилетавшей к нам в мастерскую полакомиться крошками; о молнии, которую «поймал» Олег… Все это превратилось в многочисленные кадры, а они в свою очередь легли в основу презентации, которую дети представили вниманию всех ребят. Но и за кадром осталось немало охотничьих рассказов… А у нас появилась надежда на то, что эти ребята будут с интересом смотреть на мир вокруг.
День красок
В этот день все превратились в художников. Краски, пастель, фломастеры, карандаши были в полном распоряжении детей.
Младшие использовали пальчиковые краски. И появились на свет «Каляки-маляки», «Волшебные цветы». Из больших клякс возникли «Змеи Горынычи», «Фантастические машины», «Волшебная птица с малышом», «Танец мыльных пузырей». У ребят постарше рисунки посвящены воспоминаниям и размышлениям: «Тишина», «Мое настроение», «Деревенский пейзаж», «Космические мотивы». Мы не ограничились плоскостью бумажного листа, вышли на улицу – рисовать на асфальте сказочную страну и ее жителей. А на окнах появились витражи. Можно было работать группами, чтобы легче справиться с робостью. Ведь рисуя, мы побеждали неуверенность и робость, свою зажатость. Все творения стали украшением нашего холла. И, конечно, слово помогало в раскрытии сюжета. Мы недаром включили в этот день не только рисование, но и совместное сочинение сказок о красоте, окружающей нас, о красоте поступков человека.
Продолжением Дня красок стали…
Дни бумажных фантазий, прикладного искусства, города мастеров, День дизайнера
Мы постепенно усложняли задания, а ребята, осваивая новые техники и создавая своими руками различные произведения искусства, постепенно приходили к выводу о том, что свои умения можно применить и при создании спектакля, и для украшения пространства и вещей, которые окружают нас. Изучение новых технологий, элементы конструирования, сборка воздушного змея… Дети смогли использовать свои навыки для воплощения всевозможных проектов.
День приятных дел
Был посвящен изготовлению сувениров, открыток, подготовке сценических номеров к приезду родителей и гостей.
Двухдневный поход
Конечно, с точки зрения серьезных походников, это не настоящий поход – нет марш-бросков, тяжелых физических нагрузок. Как шутя назвала его Полина, это, скорее, не поХОД, а поЕЗД. Ребят, учитывая жару, привезли автобусом на место сбора. Но для наших детей и это было преодолением себя, важным событием.
«…Поход – прекрасная возможность познать себя и своих товарищей».
«…Здорово на два дня забыть, что существует какая-либо техника, – греть чайник, готовить еду на костре, спать в палатках – это очень круто!»
День наших гостей
Это был замечательный день. К нам в гости приехали друзья из московского центра образования №734 (школа самоопределения). Директор Юлия Владимировна Грицай вместе с коллегами-единомышленниками и выпускниками школы предстали перед детьми в ярких, красочных костюмах циркачей и предложили сказочный сюжет игры – с появлением злого волшебника, похищением Марины и цирковым представлением, от которого злой колдун не устоит, срочно превратится в доброго и отдаст Марину детям обратно. Зверями, акробатами, клоунами, фокусниками будут сами дети, а помогут им в этом «настоящие» циркачи. Театральный прием перевоплощения приобрел у детей особый смысл. Эта игра продолжалась целый день. Разделившись на группы, вместе со своими новыми друзьями дети придумывали трюки, учились делать фокусы, «превращались» в зверей… А вечером в лесу было совместное выступление и трогательное прощание, когда все передавали друг другу простые сосновые шишки с добрыми пожеланиями. Я испытала огромное уважение ко всем, кто приехал, к школе, которая способна так искренне любить детей.
А вот реакция наших детей на этот день:
«…Сначала казалось, что это просто детский спектакль, но что было потом, действительно незабываемо. Весь день мы сами придумывали выступление… Ощущение этого дня я никогда не забуду. Ты чувствуешь дружескую поддержку, у всех на лицах радость. А потом еще и салют… Честно, захотелось плакать!..»
«…Я никогда не забуду тот миг, когда злой волшебник «подобрел» и Марина вернулась. Когда все поверили в чудо… Я бы всю жизнь берегла те самые обычные шишки, хранящие тепло человеческих рук и сердец…»
Задумывая «дни погружения», мы надеялись, что каждый ребенок найдет свой день, в котором сможет наиболее ярко проявить себя в творческом плане. Кроме того, мы аккуратно давали возможность детям быть активными создателями этого дня. Привлечение детей очень важно – повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах. А главное, дети уважают друг друга, ведь сегодня ты ученик, а завтра – учитель. И каждый, кто захочет, может поделиться с другим своими умениями и увлечениями.
День танца
Это был день Сережи Погорелова, Насти Савельевой и Артема Кондакова. Эти ребята уже проявили себя в роли учителей танцев. В этом году классические и современные танцы под их руководством учили все дети лагеря, прослушав перед этим небольшую лекцию об истории танца.
«…Что я чувствую, когда танцую? Наверное, наслаждение. Ведь танец – это не просто последовательность определенных движений, танец идет из души. Когда люди танцуют, они испытывают легкость не только в теле, но и в душе. От этой легкости становится тепло и радостно и хочется этим поделиться с другими, танец преображается и становится еще более красивым. Если же этого не происходит, если нет на сердце теплоты, то танец превращается в зарядку, недоделанную утром. И порой даже не важно, умеет человек танцевать или нет, ведь если есть желание, можно научиться всему, чему захочешь. У каждого танца есть свой характер, и человек может найти или создать свой танец». Сережа Погорелов.
А в конце дня ребята рисовали и лепили танцоров, стараясь передать пластику движений и красоту танцующих.
День музыки
Пока младшие внимательно слушали Артема и Дениса и даже пытались создать маленький оркестр, а Кирилл знакомил их с тонкостями игры на электронной гитаре, старшие провели под руководством Юли диспут о музыке.
«…Тезисы были провокационные: «Фолк – это прошлое», «Попса губительна для внутреннего мира человека», «Будущее за рэпом», «Мне необходима классическая музыка». Нам было важно выявить вкусы и предпочтения ребят, а главное – услышать их спор, аргументы, которые они выдвигают. Наш зал был разбит на три сектора: сторонники тезиса, их оппоненты и сомневающиеся. В ходе обсуждения каждый мог перемещаться, меняя сектор.
…Так, предположение «Попса вредна…» перенесло почти всех в сектор согласных, при этом дискуссия разгоралась очень жарко. Но Алена резонно заметила, что если эта музыка приносит позитивные эмоции, она имеет право на существование.
Тезис «Рок угнетает» вызвал возражение сторонников этого направления, а тем, кто занимал неопределенную позицию, ссылаясь на исследования ученых о вреде низких частот для работы мозга, предлагали пойти на концерт и только потом о чем-то судить.
Сторонников тезиса «Будущее за рэпом» было всего двое, но они пытались очень аргументированно доказать, что рэп не просто речитатив, а философский взгляд, определенное мировоззрение, крик молодых о наболевшем.
В обсуждении тезиса «Фолк – это прошлое» было больше согласных, но речь Агнессы о том, что народная музыка является источником современных музыкальных течений, заставила заколебаться некоторых и изменить свое мнение.
Все обсуждения проходили в динамической и веселой форме, участники меняли трибуны, а значит, слышали друг друга, были готовы к общению, пониманию…» Юля Загвозненко.
Научно-практическая конференция. Мастер-классы
Первая конференция с участием детей прошла два года назад, с тех пор интерес к такому виду самовыражения не ослабевает.
И вот Марго, как опытный докладчик, рассказывает о своих исследованиях, об инках, дает в соответствии с возрастом задания своим слушателям, комментирует их деятельность, отвечает на вопросы и потом анализирует свою работу. Ксения увлекается английским языком и приготовила материал, где сравниваются некоторые выражения на английском и русском языках.
На конференции обсуждались материалы журнала «Матушка». Мы говорили о том, почему современный человек должен знать прошлое своей Родины, своей семьи. Изучали номер, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Дети вспоминали о своих прадедах, воевавших на фронте, об истории своей семьи. Другие ребята узнали, какие летние забавы были в прошлом. Увлеклись «пряничным домиком» и в конечном итоге вылепили его, правда, из глины. Получился целый пряничный город. А рецепт теста решили опробовать дома.
У некоторых детей уже сейчас проявляются явные педагогические способности. Об этом свидетельствуют проведенные мастер-классы. Оля вела занятия «Оригами», Аня – урок «Сказки». Конечно, мы, учителя, помогли подготовиться, поделились методическими секретами. Можно отметить явную тенденцию к тому, что, вырастая, наши ребята стремятся быть полезными людям. Дима и Агнесса – тому пример. Не так давно они приезжали в лагерь как дети. А теперь учат ребят тому, чему научились сами.
«…Я уже четвертый год приезжаю в этот лагерь, потому что здесь можно не только узнать много нового, но и поделиться с другими и тем, что знаешь, и своей душевной теплотой. Конечно, помогать кому-то можно и дома, в городе, где угодно, но в лагере легче это делать, потому что здесь почти всегда кому-то надо помочь и от помощи никто не отказывается». Марго.
День театра
Спектакль, который мы создавали, называется «Сказка о сказке, или Как царевич Ванечка совершенство искал».
У нас три отряда: младшие –
III отряд, средний возраст – II и старший – I. Действие спектакля начинается в третьем отряде, переходит ко второму, а заканчивается у старших ребят. Именно малыши придумали начало сказки про маленького царевича, который захотел быть красивым, сильным и умным. А второй отряд придумал, какие испытания и встречи были у Ванечки. Пройдя все испытания, Ваня решил остаться самим собой и совершенства достигать самостоятельно.
«…Много-много лет назад в сказочном царстве наступило утро, и началась сказочная история. Жили-были царь с царицей, и был у них любимый сын Ванечка. Каждый день у Вани возникали разные желания, и тогда все царство срочно занималось их выполнением. Вот и сегодня, проснувшись, Ваня заявил: «Какой-то я некрасивый, на лице веснушки, волосы рыжие, рост маленький. Хочу быть красивым, умным и смелым!»
Лопнуло терпение у царя выполнять бесчисленные желания, и отправил он царевича в путь, самому искать совершенство. Шел Ваня по полям и лугам, попал в волшебное королевство, встретился и с сильными, и с добрыми, и с умными, злыми и коварными. И решил ни в кого не превращаться, а добиваться совершенства своими силами, оставаясь самим собой».
А третью часть готовил первый отряд:
«Прошли столетия с тех пор, но стремление человека к совершенству по-прежнему осталось, а история про Ванечку сохранилось в сказках, которые рассказываются во всем мире. И сегодня она пришла к вам». И ребята повторили сказочную историю, только играли не люди, а пальчиковые куклы, и весь спектакль превратился в классический балаган. Зрители, они же актеры, с удовольствием смотрели на себя в кукольном воплощении, сопровождая действие репликами и аплодисментами. И сделали вывод: каждый из нас бывает иногда похож на наших героев. Но главное – оставаться самим собой и ценить то, что в тебе есть хорошего.
Всем детям нашлись роли – марионетки, куклы, театр теней, Змей Горыныч, летучая мышь, феи, цари, стражники, придворные дамы, парад шляп… Все делали сами – костюмы, декорации, «ковали» мечи и шлемы, гнули металлические конструкции для огромных шляп, украшали себя. Взрослые были консультантами и помощниками во всех делах, например, мама одного из ребят, Виктория, – человек с золотыми руками и добрым сердцем.
День окончания смены
Вечером спектакль, а днем – встреча с детьми и разговор с ними о прошедших днях. Что удалось? Что не получилось? Это разговор очень доверительный и очень полезный для нас. Передо мной пачка листков. Они помечены значками – не для широкого обсуждения, кто-то не подписывается, кто-то доверительно откровенен без оглядок. Дети пишут о том, что им понравилось, о недостатках, объясняют, почему им хочется приезжать сюда опять и опять, делятся размышлениями о том, чем хотелось бы заниматься в лагере.
«Буду честен как никогда раньше (я не умею писать сочинений…), пускай это будет банально, но этот отдых просто 10 из 10 возможных, этот лагерь – частичка души… Особенно понравилась последняя неделя. Она была просто незабываемой. Атмосфера сложилась такая, что не хочется расставаться с людьми, которые стали тебе друзьями… Общение, новые друзья – это прекрасно. Поход, куча красивых пейзажей, эх… жалею, что не взял с собой зеркалку… Со всеми нашел общий язык, когда ехал сюда, я и не думал, что все так будет прикольно! Спасибо!»
«…Не ожидала увидеть таких молодых вожатых. Они к нам добры, терпеливы, нам помогают и понимают нас… Вожатый – это в первую очередь друг, а не надсмотрщик…»
«…Это самый лучший лагерь в моей жизни…»
«…Все ребята, которые участвовали в конференции, – молодцы. Было интересно и увлекательно, профессионально…»
«…В этой смене произошло столько потрясающих событий, я даже назвала бы смену «праздником для нас».
«…Так быстро время пролетело. Но я счастлива, что могу сюда вернуться, увидеться с друзьями, вожатыми. Сосновый Бор стал для меня вторым домом, я не представляю себя и своей жизни без него. Не знаю, что бы я делала без всех этих людей».
«…Совершенно необычно для меня то, что каждый день посвящен определенной теме – танцы, музыка, краски, бумажные фантазии и т. п. Ты погружаешься в него с головой и можешь максимально проявить себя».
«…Я думаю, что приятно чувствовать, что твой отряд – это одно целое, а ты его важнейшая часть, как и все, и в тебе есть уникальность, как у всех, разные положительные качества. Этот лагерь был для меня средством проявить себя, сделать что-то полезное для людей и после этого быть довольным собой…»
Последний день. Отъезд
На традиционном утреннем сборе – награждение ребят грамотами и медалями, подарками, дисками, где запечатлены самые интересные моменты из жизни лагеря.
Мы, взрослые, очень разные люди, но нам было интересно работать вместе. Проблемы мы постоянно решали сообща. Хочется назвать всех моих коллег по имени. Воспитателей – нашего главного спортивного руководителя, неутомимую Ульяну Акифьеву; серьезного, вдумчивого Диму Войтенко, главного тренера по пои; добрую и деликатную Юлию Загвозненко; любителя музыки, доброжелательного и рассудительного Кирилла Львова; талантливую и чуткую Агнессу Кротову; спокойную и выдержанную Екатерину Никишову; старожила нашего лагеря психолога Альфию Сафиуллину и, конечно, организаторов нашего лагеря Марину Гусеву и Григория Цейтлина.
Смена удалась. До новых встреч!
Комментарии