Молодежный центр прав человека и правовой культуры. Право на рассмотрение уголовного дела независимым и беспристрастным судом. Цикл уроков в 6-8-х классах
2. Греция
Над крутыми, поросшими травой склонами холма возвышаются скалы из лиловатого мрамора, увенчанные мощными стенами. Дорога проложена прямо под ними, так что видны только высокие кровли да острие копья и шлем сверкающей бронзовой статуи.
Дорога приводит на рыночную площадь. Множество людей собралось на ней. Торговцы зазывают покупателей, фокусник глотает кинжалы, в портиках с окрашенными в красный и синий цвет колоннами разговаривают люди. Кто-то жалуется, что должен в этом году оплатить постановку новой пьесы, а хористов найти очень трудно. Другой рассказывает об искусной флейтистке, которую слышал в харчевне у порта. Взрослые и подростки собрались возле треножника – скромно одетый человек чертит на земле геометрические фигуры и что-то объясняет своим слушателям.
Отец рассказывает сыну-подростку о недавнем заседании суда, в котором он сам принимал участие. С самого утра на площади собрались все 6 тысяч присяжных – гелиастов. Присяжными в суде могли быть только свободные граждане Афин, независимо от того, бедны они или богаты, молоды или стары, знатны или нет. Их разделили на десять коллегий по 501 человеку, и запасные судьи ушли домой – до следующего раза – или остались послушать разбирательства. Гелиасты принесли торжественную клятву; дела распределили жребием, как объяснил отец, для того чтобы никто не знал, кто будет судить, и не смог бы подкупить судью; все 10 коллегий заседали одновременно в разных помещениях. Суд рассматривал самые разные дела; уголовные дела (о ранениях, убийствах, кражах, оскорблении, прелюбодеянии) – только по заявлению заинтересованной стороны. Различалось убийство умышленное и неумышленное, наказание соответственно смягчалось. Если же на человека напали и он убил, обороняясь, дело к рассмотрению не принималось. Можно было безнаказанно убить вора.
Коллегия, в которой был отец мальчика, разбирала дело учителя, обвиненного в богохульстве: он утверждал,что солнце – раскаленный шар. Перед тем как дело было передано в суд, его расследовали: и обвинитель, и обвиняемый давали показания, приводили вещественные доказательства, называли свидетелей. Свидетелями могли быть и рабы, но их допрашивали только под пыткой. Вещественные доказательства и протоколы запечатывались в специальные медные сосуды, и во время разбирательства секретарь суда зачитывал их по требованию, так же он зачитывал законы, на которые ссылались во время разбирательства. Судьи слушали речи обвинителя и обвиняемого, на которые отводилось равное количество времени. Если обвиняемый был гражданином Афин, он обязан был сам готовить свою речь, если же метеком (жителем без прав гражданства) – назначался специальный помощник. Речь заучивали наизусть; произносить ее нужно было без преувеличений, с фактами и логическими доказательствами. Учитель объяснял свою ошибку, ссылаясь на работы философа Анаксагора. Признаком правоты и искренности считалось закончить речь до истечения отведенного времени.
Когда речи были произнесены, председатель суда предложил присяжным голосованием решить: виновен учитель или нет. Тайное голосование решило: виновен. Тогда председатель суда объявил второе голосование: способ наказания, напомнив присяжным, что «никакие достоинства не могут компенсировать пролитой крови». Обвиняемый обратился к судьям, прося назначить ему самый большой штраф. Гелиасты приговорили учителя к изгнанию. Считалось, что ему еще повезло: могло закончиться лишением прав гражданства или даже смертной казнью. Смертная казнь применялась в особых случаях, способы – от отсечения головы до побития камнями; самое гуманное – отравление. Цель наказания только одна – причинить человеку страдания. Тюремное заключение могло быть только предварительным; тюрьма – подземелье без окон и дверей, куда не проникает ни свет, ни воздух.
Однако учитель мог попытаться добиться пересмотра дела в другой коллегии; у гелиастов было такое право.
В конце дня присяжные получили свое жалованье и разошлись по домам.
3. Второй Синедрион
Робот бродит по площади перед храмом. Внезапно старик, идущий впереди него, роняет свой посох. Робот поднимает палку. Вместо благодарности старик подозрительно смотрит на него и спрашивает, нет ли у него дела в суде. Убедившись, что перед ним не истец и не ответчик, старик благодарит и объясняет, что он – судья и, приняв помощь от какого-либо человека, не мог бы разбирать его дело: он был бы пристрастен.
Судьей может быть только очень уважаемый, образованный человек, который никогда не был ни в чем обвинен, никогда не привлекался к суду,знает все законы и их толкования. Всего судей – 81.
Судьи сами допрашивают свидетелей, ищут противоречия в их показаниях. Два секретаря записывают показания – один собирает свидетельства против обвиняемого, другой – в его пользу. Свидетель может опоздать и прийти в суд, когда судьи уже обсуждают решение. Тогда выясняют, собирается он свидетельствовать «за» или «против» обвиняемого. Если «за» – его выслушивают, если «против» – нет.
Решение суд принимает голосованием. Если осуждение принято единогласно, приговор считается недействительным. Но уже принятый приговор обжалованию не подлежит.
Без утверждения римского наместника смертный приговор не может быть приведен в исполнение. Суд только выносит решение.
4. Франкское государство
На поляне перед церковью богато одетый человек с мечом на поясе сидит в деревянном кресле. Перед ним толпится народ, за его спиной – дружина. В толпе шепчут: «Граф нынче не в духе…» Два монаха выносят из храма огромную книгу в золоченом металлическом переплете.
Граф подзывает к себе дружинника и приказывает говорить. Тот обвиняет одного из крестьян в краже. Крестьянин твердит, что невиновен. Дружинник вызывает двоих свидетелей, за крестьянина ручаются десять родичей. «Ордалия, – решает граф. – Или ты выкупишь свою руку?» Но у бедняка нет денег. На костре накалили кусок железа. Крестьянин молится, но бог не помог – рука обожжена, не заживет и через неделю. «Виновен, – объявляет граф. – Плати штраф – 50 солидов. Если денег у тебя нет, тебя казнят. Впрочем, может, найдется кто-нибудь, кто заплатит за тебя? Тогда ты станешь его рабом… Решай». Желающих уплатить не находится, двое графских воинов вешают крестьянина.
Жалуются двое крестьян: незнакомец самовольно перебрался в их деревню, вот уже полгода пашет, сеет, на пастбище пустил свою корову… А никто не разрешал ему селиться здесь. Переселенец выслушал обвинение и признал: «Живу, никого не спрашиваю, а выселить и оштрафовать меня не можете – вот королевская грамота с разрешением». Граф оборачивается к крестьянам: «Тот, кто протестует против королевской грамоты, платит штраф – 200 солидов». «Да пусть живет, кому он мешает!» – быстро отвечает один из крестьян.
Действует система родовой (общинной) поруки. Существует кровная месть; она запрещена в случае неумышленного убийства, ранения, обиды, вреда. Всякое преступление может быть выкуплено штрафом – вергельдом.
Защитники отсутствуют, апелляции невозможны, наказание следует немедленно.
Дело возбуждается по заявлению потерпевшего. Предварительного расследования нет, судья выносит решение по показаниям и доказательствам, представленным сторонами в суде. Родич не показывает против родича и не свидетельствует в пользу противника. Основные усилия – добиться признания. Если обвиняемый не приводит доказательств в свою пользу, это признание вины.
Когда приведены все возражения, обвинитель обязан представить двух свидетелей или драться на поединке. Если истец обвинялся в преднамеренной лжи, следовал поединок. Поединки практически невозможны между людьми разных сословий.
Ордалия – опустить руку в кипящую воду или взять в руку раскаленное железо. Свободный человек, обвиненный в краже, не мог избежать ордалии. Возможно было «выкупить руку от котелка». Если кого-то из свидетелей уличали во лжи, ордалия назначалась обвинителю.
Обвиняемый мог отрицать обвинение клятвой, но с ним вместе должны были клясться соприсяжники – до 72 человек, в зависимости от важности дела. Они не были свидетелями, а лишь удостоверяли его невиновность. Если при произнесении клятвы кто-либо из соприсяжников, а тем более обвиняемый сбивался, дело считалось проигранным.
5. Франция
Постоялый двор. Щеголеватые военные в отделанных шитьем камзолах, шляпах с перьями, красных и голубых плащах. Карета с гербом на дверцах. Слуги чистят лошадей. Бродячие актеры распевают песенку о кардинале.
Подъехавший человек в длинном темном плаще спешивается и передает поводья слуге. Он жалуется, что дорога до Парижа стала опасной и неудобной, он боится ехать один: у него с собой большая сумма денег, он хочет купить сыну должность судьи.
Конечно, сложно быть судьей – это значит, что самому придется расследовать дела: установить, было ли совершено преступление, найти виновного, добиться его признания. Самое главное – добиться признания, для того и разрешены пытки во время следствия. Следствие надо проводить втайне, потом докладывать дело прокурору, а он уже решит, как поступить.
Должность королевского прокурора более выгодная, ведь именно прокурор выносит приговор. Правда, король может отменить его, но такое случается не часто. Жалованье у прокурора больше, а сколько еще можно получить помимо жалованья – кому захочется, чтобы его привлекали к суду? Но и стоит такая должность немало, где в провинции скопишь такие деньги! Ничего, пока будет судьей, а там, глядишь…
Судьи – королевские чиновники, зависят от начальства. Должности покупаются и продаются.
Предварительное расследование выполняло две задачи: установить сам факт преступления, изобличить подозреваемого. Следствие тайное, судебное разбирательство – негласное. Следователь докладывал дело; прокурор выносил решение, необязательно опираясь на факты. Показания свидетелей не проверялись, а просто заносились в протокол. Свидетели делились «по качеству» (пол, социальное положение, мораль, политические пристрастия и т.д.), их свидетельства засчитывались как 1/4 или 1/8 «полного доказательства» – перед вынесением приговора следовал арифметический подсчет.
Материалы следствия давались обвиняемому для ознакомления, но отсутствовали защитники и возможность защищать себя. В ходе процесса применялись пытки: предварительная – на стадии расследования (главное доказательство – признание); окончательная – после вынесения обвинительного приговора, для установления неизвестных суду сообщников.
Можно было подавать апелляцию, окончательное право решения принадлежало королю. Приговор мог быть пересмотрен, вплоть до посмертной реабилитации.
Если оснований для обвинения не находилось, суд мог оставить человека под подозрением – на какой-либо срок или пожизненно.
Наказания: смертная казнь (колесование, четвертование, повешение), галеры, каторжные работы.
6. Англия
Огороженный луг, на котором пасутся овцы. «Когда-то здесь была деревня, – говорит бедно одетый человек, идущий по дороге. – Но наш лорд решил разбогатеть, и овцы выгнали людей».
По приказу мирового судьи робота арестовывают за бродяжничество. Поскольку никто не знает его и не может сказать, где он жил перед этим в течение года, его – по решению судьи – отправляют в работный дом.
Предварительное расследование проводится стороной, возбудившей дело, с помощью адвоката. Некоторые следственные действия проводит мировой судья – без этого невозможно составить обвинительный акт. «Большое жюри» (23 человека) решает вопрос о виновности, «малое жюри» (12 человек) выносит приговор. Обвинитель, не сумевший доказать обвинение, платит штраф. Презумпция невиновности.
Об обвинениях человек узнавал в ходе следствия, очная ставка почти не практиковалась, свидетели, представленные обвиняемым, допрашивались без присяги.
Открывалось заседание речью обвинителя, затем – допрос свидетелей обвинения, свидетелей обвиняемого, представление письменных и вещественных доказательств. Возможен перекрестный допрос свидетелей и передопрос.
Право прецедентное, законы создаются решением суда. Судья судит по личному убеждению. Пересмотр приговора невозможен в принципе. Вынесение приговора может быть перенесено на неопределенный срок. Судья неподконтролен.
Возрастных ограничений не существует.
«Habeas corpus act».
Мировой судья – выборная должность, уважаемый человек.
Наказания: смертная казнь, ссылка, отсечение конечности, конфискация имущества, тюремное заключение, работный дом.
7. Соединенные Штаты Америки
Река, деревянная пристань, от которой отходит колесный пароход. Город: деревянные дома в два-три этажа.
Робот останавливается в маленьком городке. В тот же день одного из жителей арестовывают по подозрению в убийстве. Робот присутствует на суде.
В основных чертах принята английская система судопроизводства. Единого законодательства нет: в каждом штате свои особенности. Презумпция невиновности. Предварительное рассмотрение дела: установление факта преступления. Суд присяжных (12 человек) отвечает на вопрос, виновен ли человек, и предлагает наказание. Государственный адвокат. Ознакомление обвиняемого с обвинениями в процессе следствия. Расследование адвоката. Все свидетели под присягой.
Послеигровое обсуждение – как в 1-м варианте.
Тема «Суд присяжных:
достоинства и недостатки»
Задачи
Ученики должны: узнать, что такое суд присяжных; познакомиться с основными точками зрения на суд присяжных в современной России; завершить изучение процессуальных прав; закрепить полученное в ходе изучения темы «Свобода слова» умение анализировать публицистические материалы с целью отделения объективной информации от мнения автора.
План урока
Что такое суд присяжных?
Аргументы «за» и «против» введения суда присяжных в России.
Ход урока
В начале урока необходимо проверить, как усвоили дети предыдущий материал. В ходе этой проверки, когда дети сравнивают свои таблицы, учитель одновременно выясняет, как поняты ими основные понятия (гласность, состязательность) и какие они запомнили процессуальные права. Если нужно, учитель вносит какие-то исправления, уточнения.
Беседа «Основные черты суда присяжных».
Вопрос не должен вызвать больших затруднений, ведь дома ученики прочитали достаточно много о суде присяжных. В конце обязательно нужно задать вопрос, который прямо свяжет тему урока с предыдущими: «Согласны ли вы с мнением, что суд присяжных ближе к идеалу справедливого суда, чем другие типы суда?». Ответы на этот вопрос будут началом дискуссии о плюсах и минусах суда присяжных.
Дискуссия «Нужен ли в России суд присяжных?»
Аргументы дети будут брать не только из «Книги для чтения», но и из прочитанных книг, просмотренных фильмов, так что материала вполне достаточно. В конце концов ученики придут к пониманию простой истины: с точки зрения соблюдения прав человека суд присяжных – это, безусловно, шаг вперед по сравнению с нынешним российским судом; возражения против суда присяжных основаны на недоверии к чувству справедливости наших граждан и на таких мнениях, как «лучше десять невиновных посадить, чем одного виновного упустить», «у нас зря не арестовывают» и т.д.
Работа в микрогруппах: анализ текстов статей А. Кислова «Присяжные оправдатели» и Ю. Феофанова «А чего же мы ждали от суда присяжных?» (гл. 5).
Задание для микрогрупп: проанализировать тексты, выделив факты о суде присяжных и мнения авторов статей, сравнить эти мнения и факты с теми аргументами, которые прозвучали в ходе дискуссии.
Подведение итогов по всей теме «Право на справедливый суд».
Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Каким я представляю себе идеального судью (адвоката)?».
Окончание. Начало в № 18
Комментарии