search
main
0

Право еще и высокая ответственность за судьбу ребенка

Авторы справочного пособия «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование» (А.Майоров, Т.Новикова, П.Кондрашов), подготовленного в рамках проекта «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей», ответили на многие актуальные вопросы родителей.

– Могу ли я выбрать школу для своего ребенка, поступающего в первый класс, по своему желанию независимо от моего места жительства?- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит запрета на выбор государственной или муниципальной общеобразовательной организации. Наоборот, пунктом 1 ч. 3 ст. 44 этого федерального закона родителям несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организации, осуществляющие образовательную деятельность. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 67 этого закона правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена эта образовательная организация. Это означает, что принимать на обучение лиц, не проживающих на территории, которая закреплена за образовательной организацией, она имеет право только в том случае, если после приема лиц, проживающих на этой территории, останутся свободные места. В настоящее время действует приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», п. 11 Порядка предусматривает, что для проведения организованного приема в первый класс закрепленных лиц учреждение не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта размещает на информационном стенде, на официальном сайте учреждения, в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о количестве мест в первых классах; не позднее 1 августа – информацию о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории. Таким образом, выбрать государственную или муниципальную общеобразовательную организацию для поступления возможно, но только в том случае, если в ней остались свободные места после приема лиц, проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.- Обязательно ли ребенок должен уметь читать при поступлении в первый класс?- Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Каких-либо требований к подготовке кандидатов на прием этим федеральным законом не установлено. Таким образом, при приеме в первый класс не может быть отказано по причине того, что ребенок не умеет читать или у него недостаточная подготовка в каких-либо иных областях (не умеет считать).- Как осуществляется обучение по индивидуальному учебному плану при выборе такого способа продолжения обучения в случае неликвидации академической задолженности в установленный срок?- Часть 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Два варианта уже давно существуют в сложившейся практике, а вариант с обучением по индивидуальному учебному плану – нововведение, которое только предстоит отработать. Пункт 23 ст. 2 федерального закона определяет индивидуальный учебный план как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это может быть учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ говорит о том, что обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами. Таким образом, порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. С точки зрения организации работы педагогов с детьми по индивидуальному учебному плану важно учитывать положение ч. 6 ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, согласно которому в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями, а соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, режим работы учителей по индивидуальному учебному плану также регламентируется на локальном уровне.- Возможно ли по новому закону оставить на второй год обучающегося 10-го класса, имеющего по итогам года три неудовлетворительные оценки?- Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58). Таким образом, обучающиеся, имеющие академическую задолженность по любому количеству предметов, должны быть переведены в следующий класс условно. При этом обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность путем прохождения промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Закон устанавливает, что повторная промежуточная аттестация осуществляется не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента ее образования (ч. 5 ст. 58). Только в случае неликвидации академической задолженности в установленные сроки обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает право образовательным организациям оставлять обучающегося по программе среднего общего образования (10-й класс) на повторное обучение при неликвидации образовавшейся академической задолженности при наличии соответствующего решения родителей (законных представителей) данного обучающегося.- Каков механизм отчисления или перевода из 10-го класса в профессиональную образовательную организацию? Необходимо ли это согласовывать с комиссией по делам несовершеннолетних и органом местного самоуправления?- Перевод обучающегося из 10-го класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (например, техникум) для получения среднего профессионального образования оформляется как отчисление в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона №273-ФЗ). Закон не требует согласования такого перевода с какими-либо органами. Участие комиссии по делам несовершеннолетних и органов местного самоуправления предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), либо в случае оставления обучающимся, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 9, 10 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона №273-ФЗ). Обращаем внимание, что прием на обучение по программе среднего профессионального образования лица, окончившего только 10 классов и соответственно не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона №273-ФЗ.- Обучающийся получал среднее общее образование вне образовательной организации (в семье или в форме самообразования). Каким образом он получит аттестат о среднем общем образовании? Будет ли это аттестат той школы, в которой он будет проходить государственную итоговую аттестацию?- Для получения аттестата о среднем общем образовании обучающемуся, который получал среднее общее образование вне образовательной организации, необходимо пройти в качестве экстерна промежуточную и государственную итоговую аттестацию в какой-либо организации, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования и имеющей государственную аккредитацию. Аттестат выдает организация, в которую экстерн был зачислен для прохождения государственной итоговой аттестации.- Может ли ребенок, окончивший 9-й класс, сам выбрать форму получения образования вне образовательной организации – самообразование?- Да, может. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования, при этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 обучающийся имеет право на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. Право родителей на определение формы образования и формы обучения ребенка прекращается при завершении получения ребенком основного общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации: родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней с них не снимается, в том числе при выборе ребенком такой формы образования, как самообразование (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).- Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли заключать договор о переходе на семейное образование? Возможно ли, находясь на семейном образовании, осваивать некоторые предметы в образовательной организации?- При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ). Как правило, этот орган – орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Федеральное законодательство не предусматривает заключение какого-либо договора о переходе на семейное образование с органом местного самоуправления или образовательной организацией. Более того, представляется, что договор об образовании, предусмотренный ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ, не может быть заключен с экстерном, который проходит промежуточную или итоговую аттестацию в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Аргументом этой позиции стало то, что договор об обучении заключается с «лицом, зачисляемым на обучение», а согласно п. 9 ч. 1 ст. 33 экстерн зачисляется не для обучения, а «для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации». Следует отметить, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Однако при этом ребенку необходимо пройти промежуточную аттестацию для определения уровня освоения образовательной программы (в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, – ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ). Кроме того, Федеральный закон №273-ФЗ устанавливает ограничение на получение образования в форме семейного образования. Согласно ч. 10 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации. Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Иначе говоря, закон не препятствует освоению части образовательной программы вне образовательной организации в форме семейного образования, а части – в образовательной организации. Однако в таком случае возникает неопределенность в финансовой составляющей такого частичного обучения, если речь идет об обучении за счет бюджетных средств.- Какую конкретно юридическую ответственность могут понести родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?- Федеральным законодательством установлены различные виды ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за неисполнение обязанностей по обучению и воспитанию детей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации). В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители (или один их них) могут быть ограничены в родительских правах (ст. 73), а также лишены родительских прав, если они, в частности, уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими правами (ст. 69). Если родители умаляют честь и достоинство других обучающихся, работников образовательной организации, ущемляют их права, порочат деловую репутацию образовательной организации, то такие правонарушения – основание гражданско-правовой ответственности в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданско-правовая ответственность родителей может возникнуть также за неисполнение договора об образовании, если вследствие этого неисполнения образовательной организации причинены убытки.- Кто конкретно должен писать заявление о приеме учащегося в 10-й класс общеобразовательного учреждения – он сам или его родители (законные представители)?- В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» право выбора формы получения образования и образовательных учреждений несовершеннолетних детей до получения последними общего образования предоставлено их родителям (законным представителям). В связи с этим заявление о приеме несовершеннолетнего лица на обучение на ступени среднего общего образования должен подать один из его родителей (законных представителей). Заявление должно быть подано до 1 сентября. После 1 сентября текущего года заявление о приеме на обучение на ступени среднего общего образования, в том числе на текущий учебный год, подает сам несовершеннолетний. Такой вывод вытекает из положений Федерального закона №273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 этого федерального закона обучающимся предоставляется право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право аналогичного выбора до завершения получения ребенком основного общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).По общему правилу ч. 4 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ форму получения общего образования и форму обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяют родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося. Однако применительно к этой ситуации следует использовать специальные правила, приведенные выше. Если обучающийся переводится в 10-й класс (на ступень среднего общего образования) по окончании ступени основного общего образования в том же образовательном учреждении, ему целесообразно подать заявление о переводе при получении аттестата об основном общем образовании. Правила приема на обучение в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, устанавливает эта организация в части, не урегулированной законодательством об образовании, самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Федерального закона №273-ФЗ). Не будет ошибкой и нарушением закона, если наряду с обучающимся заявление о приеме в 10-й класс согласуют его родители (законные представители), так как они наделены обязанностью обеспечить получение детьми общего образования, уровень которого – среднее общее образование (п. 1 ч. 4 статьи 44 Федерального закона №273-ФЗ).- Мой сын, учащийся начальной школы, активно занимается спортом и поэтому часто пропускает занятия в школе из-за соревнований. Учитель пытается догнать с ним материал, оставляя после уроков. Можно ли как-то это упорядочить, чтобы исключить постоянную перегруженность ребенка?- Такого рода ситуации весьма распространены в общеобразовательных организациях. Дополнительное образование детей не менее значимая часть их образования, чем освоение общеобразовательных программ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дополнительное образование как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании (п. 14 ст. 2). Кроме того, дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ч.1 ст. 75). В этом случае можно воспользоваться правом обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 3 ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Аналогичная норма содержится и в п. 4 ст. 50 старого Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ индивидуальный учебный план (далее – ИУП) представляет собой учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Как правило, выбор ИУП влечет за собой составление для обучающегося индивидуального расписания занятий (посещения занятий в школе). Очевидно, ИУП предполагает элементы самостоятельной учебной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, проводимых на базе школы по классно-урочной системе. В связи с этим несовершеннолетний обучающийся и его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с той частью образовательной программы, которую им предстоит освоить, в рассматриваемом случае, по сути, в форме самообразования, что допускается как сочетание различных форм получения образования (ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ). Выбор обучения по ИУП фактически влечет повышение ответственности семьи обучающегося за качество его образования. Обучающиеся обязаны выполнять ИУП (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона №273-ФЗ), а родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).- Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Нарушает ли право на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы?- Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся. Федеральный закон №273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34). В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ). Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательные организации в период каникул могут организовывать физкультурно-спортивные лагеря, а также обеспечивать участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона №273-ФЗ). Как старый Закон Российской Федерации «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон №273-ФЗ в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии с локальным нормативным актом организации). Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей. Исходя из этих правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планом) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП Российской Федерации.- Могут ли ребенка оставить на второй год по окончании первого, четвертого или девятого класса?- Согласно ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Усмотрение родителей по выбору дальнейших действий в данном случае для уровня среднего общего образования стало нововведением, хотя по факту такая практика существовала и ранее. Отметим, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает каких-либо исключений из этого правила в зависимости от уровня общего образования или иных причин. Выбор же дальнейших действий из перечисленных выше остается на усмотрение родителей. Соответственно оставить ребенка на второй год после окончания первого, четвертого или девятого класса могут, но только если родители примут такое решение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте