Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

«Правильных» ответов не бывает

Урок литературы - средство научить иметь свою точку зрения
Учительская газета, №50 от 15 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Анна БЕЛЯЕВА родилась в селе Иваньково Тульской области. В первый класс пошла в 1995 году. Сидя на уроках вместе с двумя товарищами, девочка и не подозревала о том, что школа, в которой она учится, называется малокомплектной. Позднее, когда Анна Беляева поступила в университет, она обнаружила, что никто на курсе, кроме нее, не читал рассказы про Мальчиша-Кибальчиша и детство Володи Ульянова.

Дело в том, что школа Анны работала по старым, советским, учебникам, в то время как после перестройки содержание учебников кардинально изменилось.

– При этом я не помню каких-то особенных трудностей при переходе из начальной малокомплектной в городскую школу, – подчеркивает Анна Владимировна. – Знания, полученные в одноэтажном домике с деревенской печкой, оказались ничуть не хуже, чем у моих новых одноклассников. Оно и понятно: нас было три ученика в классе, каждого спрашивали ежедневно и по всем предметам. Отмолчаться, спрятаться за спиной соседа не было шансов. Если что-то ускользало от внимания, учитель тут же прорабатывал с тобой упущенное. Сейчас, работая в классах по 27‑29 человек, я понимаю, что по-настоящему индивидуальный подход в педагогике я видела только тогда!

Любовь к профессии тоже оттуда, из детства. В домашних играх маленькая Аня то проверяла понарошку тетрадки, то старательно выводила «Классная работа»… мелом на шкафу! А в пятом классе на девочку произвела огромное впечатление новая учительница – преподаватель русского языка и литературы Елена Валентиновна Волкова. В любимой наставнице, вспоминает Анна Беляева, «все было удивительно гармонично: красивая и грамотная речь, увлеченность предметом, доброта и легкость в общении с учениками». В итоге Аня, которая до пятого класса считала себя прирожденным математиком, вдруг открыла удивительный мир гуманитарных предметов, полюбила литературу и русский язык.

Окончив школу с отличием, Анна поступила в Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого. До сих пор она благодарна сильным вузовским педагогам, на которых хотелось равняться. В своей профессиональной деятельности преподаватель Беляева и сейчас часто использует их методы и приемы обучения. В 2019 году, имея педагогический стаж восемь лет, Анна Владимировна Беляева стала учителем года Тульской области.

Ответ Пушкина

– В силу личных обстоятельств мне пришлось поработать в нескольких образовательных учреждениях, – рассказывает Анна Беляева. – И всегда мне легко удавалось прижиться: открытые дети, доброжелательные коллеги, понимающая администрация. Наверное, мне везло, и благодаря такой удаче у меня сложилось очень оптимистическое представление о работе в школе. Сейчас я работаю в средней общеобразовательной школе №14 г. Донского Тульской области и могу с уверенностью сказать, что это место – мой второй дом.

Вы спрашиваете, почему меня выбрали учителем года, в чем мой метод преподавания? Могу ответить, что я люблю разговаривать с детьми. Мне действительно интересно их мнение. Приучаю их к тому, что они должны иметь свою точку зрения – обдуманную и обоснованную. Когда ко мне приходят пятиклассники, у них всегда такие испуганные глаза. Я спрашиваю их мнение, задаю неоднозначные, проблемные вопросы, а они пытаются угадать правильный ответ. А его нет, правильного. Есть ответ Маши, Пети, Васи, ответ Александра Сергеевича Пушкина или Анны Владимировны Беляевой. У каждого свой. И это очень непросто – решить, каково оно, свое мнение. Мнение нужно составить, обдумать, аргументировать. И этому нужно учиться. Зато в старших классах у нас постоянные дискуссии: мы судим и защищаем литературных героев, даем оценки их поступкам, спорим с автором, друг с другом. У этих детей есть свое мнение. Они научились его не бояться.
Каково же оно, мнение Анны Владимировны Беляевой о…

…О любви

Как привить ребенку любовь к книгам? Как донести до учеников красоту классических произведений и их необходимость для жизни? Такими вопросами, безусловно, задается каждый преподаватель литературы. Анна Беляева размышляет по этому поводу так: «Это сложно. Далеко не все дети воспитываются в читающих семьях, часто домашнее задание по литературе воспринимается как наказание. Учитель должен это понимать. Я не питаю иллюзий, знаю, что не в силах привить любовь к чтению всем детям. Моя задача – показать им мир, который откроется читающему человеку».

Педагог старается заинтересовать школьников, используя видео- и аудиоматериалы. Показывает фрагменты кинофильмов, снятых по классическим произведениям. Большой интерес у учеников вызывают видеоролики, где популярные актеры и другие знаменитости читают стихи. Среди форм работы Беляевой – конкурсы, литературные викторины, турниры по выразительному чтению.
– Ну и есть, конечно, строгие требования, – добавляет Анна Владимировна. – Мои ученики предупреждены, что без знания произведения рассчитывать на хорошую оценку по литературе не стоит.

…О макулатурном безумии

Довольна ли учитель года Тульской области учебниками и программами по русскому языку и литературе? Анна Беляева, подумав, отвечает, что добавила бы в программу по литературе блок внеклассного чтения на усмотрение учителя. Но это обязательно должны быть дополнительные уроки, чтобы не сжимать время, отведенное на изучение программных произведений.

А вот об учебниках по русскому языку мы с Анной Владимировной поговорили подробнее. Ведь тенденция последних десятилетий – постоянное обновление этого предмета. Многие учителя и родители учеников, помнящие, по каким учебникам в детстве учились они сами, обращают внимание на изменения. Перемены касаются то содержания учебников, то нюансов правил. А всегда ли это нужно?

– Принципиальных изменений в содержании предмета я не вижу, – говорит Анна Беляева. – Что касается изменчивости литературной нормы, то это процесс живой и естественный. Развивается язык – пополняется его лексический состав, меняются нормы акцентологии. Разумеется, преподавание должно быть актуальным, это правильно. А вот с учебниками в образовании происходят действительно нездоровые процессы.

Ежегодно появляются изменения в Федеральном перечне учебников, допущенных к использованию. Школы только закупили книги, на следующий год они уже не подходят. Библиотеки закупают новые, учителя меняют рабочие программы, методические пособия. При этом существуют неадекватные, на мой взгляд, сроки обновления библиотечного фонда – 3‑5 лет. На деле происходит следующее: в коридорах школы стоят высокие стопки практически новых книг, направленных в макулатуру, а директор, будучи заложником наших законов, оформляет закупку на такие же, только другого года издания. При этом в большинстве случаев новые, якобы переработанные издания отличаются от своих предшественников только нумерацией упражнений. И все это высасывает из бюджета образовательного учреждения средства, которые могли бы пойти на настоящие нужды школы – техническое оснащение кабинетов, ремонт, закупку расходных материалов. Вот такое безумие, от которого воет современная школа. Я уже не говорю об экологической стороне вопроса!

…О сочинении про футболиста

Еще одно явление, вызывающее жаркие споры среди всех участников образовательного процесса, – современные школьные сочинения. Анна Беляева к сочинениям относится неоднозначно. С одной стороны, рассуждает она, в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации учитель стремится проводить как можно больше сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ. Это неплохо: сочинения-рассуждения очень полезны, они развивают в детях способность строить грамотные высказывания, аргументировать свою позицию. Такие умения пригодятся не только на экзамене, но и вообще в жизни. Однако, подчеркивает педагог, с другой стороны, шаблонность таких сочинений не дает раскрыться творческому потенциалу школьников, ограничивает их возможность самовыражения.

Что же делать? Есть ли выход? Вот мнение Беляевой:

– Темы, рекомендуемые для школьных сочинений, безусловно, серьезные и важные, но детям часто они кажутся скучными. Поэтому я стремлюсь дать им больше свободы. Сначала мы учимся писать работу по определенному плану, потом дети могут выбрать один из нескольких вариантов построения сочинения.

Учеников старшего звена педагог совсем не ограничивает в выборе структуры, если это не экзаменационное сочинение. Главное, чтобы текст был завершенным, то есть с выделенным вступлением и заключением, а основную часть рассуждения ученики строят свободно. Еще один способ сделать сочинение ближе к жизни учащихся – необычные темы, интересные для них самих. Например, сочинение про одноклассника, где нужно дать оценку качествам и поступкам своего товарища. С большим энтузиазмом дети пишут о своих кумирах.

Анна Владимировна вспоминает, что была приятно удивлена, когда один из учеников, который обычно с трудом мог придумать полстраницы сочинения, вдруг на трех листах изложил со всеми подробностями биографию любимого футболиста, подчеркнув его личные качества и сделав глубокомысленный вывод о том, как человек способен преодолевать препятствия ради поставленной цели.

Заканчивая тему сочинений, Анна Беляева добавляет, что с развитием технологий стало сложнее заставить ребенка мыслить самостоятельно. Сейчас можно раздобыть любое сочинение легким движением руки по клавиатуре смартфона. Поэтому несколько лет назад педагог полностью отказалась от домашних сочинений, теперь все работы у нее дети пишут в классе, предварительно сдав на учительский стол телефоны.

…О себе

Анна Беляева человек ответственный. В этом можно убедиться, зайдя на ее персональный сайт. В него вложен без преувеличения гигантский труд, здесь масса информации, важной и необходимой для учеников и их родителей, коллег. На сайте можно найти задания к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы, тренировочные упражнения, методическую копилку; здесь действует раздел «Связь с родителями» и живет форум. На вопрос о чувстве ответственности педагог отвечает:

– Стараюсь. Наша профессия предполагает не только ведение уроков. Увы, есть еще и бесконечные отчеты, планы, графики и протоколы. Все должно быть выполнено в определенные сроки. Приучаю себя к порядку, иначе можно погрязнуть в этих бумагах.

Какие еще качества помогают Анне Беляевой быть хорошим учителем? Педагог, который по жизни идет с улыбкой, важным считает чувство юмора: «Универсальное средство! Помогает и с учебными задачами справиться, и с воспитательными. Ну и, конечно, неравнодушие. В нашей профессии самое опасное – стать безразличным человеком. Подобных людей и так хватает в жизни, а если еще и учителя «остынут», тогда общество точно сойдет с рельсов».

Светлана ПОТАПОВА, Донской, Тульская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt