Цели: – дать учащимся представление об истоках, характере и последствиях промышленного подъема 90-х годов XIX века в России, выявить роль государства в развитии промышленности, дать характеристику экономической политике С.Ю. Витте, установить причины активизации рабочего движения в конце 80-х – начале 90 гг. XIX века; – развивать навыки выявления причинно-следственных связей, анализа учебного текста; – подвести учащихся к пониманию важности интеграции России в систему общеевропейских экономических связей, сложности этого процесса.
Оборудование:
– карта «Экономическое развитие России во II половине XIX века»;
– портрет С.Ю. Витте;
– фотографии промышленных объектов и сцен из жизни рабочих конца XIX – начала XX века.
Ход урока
1. Перед началом урока учащиеся делятся на четыре группы. В каждой группе избираются ведущий, секретарь.
2. В начале урока учитель обращает внимание школьников на следующий факт: «Согласно Всероссийской переписи 1897 года, количество жителей Санкт-Петербурга составляло 1,2 миллиона человек, Москвы – около 1 миллиона. Следующим по численности населения городом являлся Саратов – 137 тысяч жителей!»
Задание: «Предположите, чем была вызвана подобная диспропорция в развитии городов Российской империи?»
Учащиеся обращаются к карте, предлагают варианты ответа на вопрос.
Вывод: развитие городов напрямую связано с развитием промышленности.
Учитель с помощью ребят формулирует тему урока, озвучивает его цели.
3. Актуализация уже имеющихся знаний по теме. Учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
– Что такое промышленный переворот?
– Какие особенности имел промышленный переворот в России?
4. Выступление учителя, в котором определяется направление развития российской промышленности, роль государства в процессе индустриализации, связь промышленного подъема с международной ситуацией конца XIX века.
Вывод: необходимость закупки оборудования за рубежом и, следовательно, увеличение денежных вливаний в промышленную сферу.
5. Учебный мозговой штурм (12 минут).
Задание: «Предложите источники дополнительного финансирования индустриализации».
Учащиеся обсуждают варианты ответа в группах, выступают с защитой разработанных проектов.
Учитель предлагает сравнить варианты ответов учащихся с реальной экономической политикой, проводимой в конце XIX века министром финансов С.Ю. Витте. Учащиеся выделяют мероприятия и делают записи, опираясь на пункт параграфа «Правительственная политика по отношению к промышленности».
6. Групповая работа с использованием приема «Учимся сообща» (20 минут).
Задания:
1-я группа – подготовить выступление по пункту «Промышленный подъем 90-х гг.»;
2-я группа – составить вопросы (не менее пяти) к этому пункту;
3-я группа – подготовить выступление по пункту «Рабочий и рабочее движение»;
4-я группа – составить вопросы к пункту.
Валерий САЛИКОВ
Комментарии