Школа №2001 стала участницей городского проекта «Новый педагогический класс в московской школе» в 2021 году. В рамках учебного плана нами был разработан элективный курс-практикум социально-гуманитарной направленности для реализации образовательных целей и программы воспитания.
Современное образовательное пространство предполагает большую вариативность форм и методов, стратегий обучения. Выбор самостоятельной образовательной траектории является важной задачей, которую ставят перед собой администрация и педагогический коллектив нашей школы. Вступая в городской образовательный проект «Новый педагогический класс в московской школе», мы ставили цель создать условия для формирования педагогических компетенций обучающихся на ступени среднего общего образования. Как же этого добиться? Как создать такой формат курса и урока, чтобы реализовать эту цель? Подойдут ли для этого уроки из обычной сетки расписания?
Формат практикума был придуман, для того чтобы реализовать триединую цель, которую нам представляется важным ставить при работе с педагогическим классом: образование, воспитание и формирование педагогических компетенций. Формирования различного рода компетенций – учебно-познавательных, регулятивных, ценностно-ориентационных, коммуникативных – требует от нас и ФГОС. Как же мы используем практикум в качестве образовательной и коммуникативной технологии?
Мы определили несколько приоритетных направлений для отбора форм и содержания работы в рамках практикума. Во-первых, это олимпиадные задания разных этапов конкурса «Умения XXI века», проводимого ежегодно Московским городским педагогическим университетом, во-вторых, работа с текстами и статистикой в формате теоретической части предпрофессионального экзамена. Приоритетной задачей нам также представляется создание сплоченного и творческого коллектива учащихся в лучших традициях российского педагогического образования.
На этапе подготовки к уроку учитель отбирает подходящее задание и адаптирует его к формату урока. Формулирует вопросы для индивидуальной и групповой работы. Планирует, какое время будет отведено на подготовку, а какое – на представление решения задания. Также организуются рефлексия и совместное обсуждение группами представленных работ. Приоритет отдается групповой работе, потому что именно такой формат обсуждения проблемных и творческих заданий помогает научить старшеклассников эффективной коммуникации и представлению своей точки зрения.
Хотя мы с десятиклассниками только начинаем работу на практикуме в педагогическом классе, но уже выполнили немало интересных заданий. В начале учебного года ученики написали приветственное мотивационное письмо-эссе о своих планах на получение образования в старшей школе и впоследствии в вузе. Также мотивационное письмо ученикам написал и учитель. Разбиваясь на группы и реализуя принцип, что каждый должен поработать с каждым, ребята работали над проектом организации школьного мероприятия для начальной и основной школы и представляли его после доработки в режиме домашнего творческого задания. Старшеклассники практиковались в формировании команды для проведения мероприятия, опираясь на описание психотипов претендентов, жарко спорили, какие личностные характеристики подходят для решения разного рода практических и организационных задач. Одним из последних заданий было создание социальной рекламы.
Мы гордимся тем, что учащиеся тепло отзываются о работе на практикуме и горячо откликаются на выполнение творческих и познавательных заданий. Они уже представляли презентации, видеоролики, инфографику, материалы мини-исследований при защите групповых и индивидуальных работ. Это позволяет создать дружескую атмосферу на занятиях, условия как для эффективной урочной, так и для неурочной работы. Так, в 10‑м классе сформировался актив, который предложил организовать дискуссии в рамках существующего в школе с 2014 года дискуссионного клуба КЛИО (Клуб любителей истории и обществознания), и мы уже подготовили и провели два заседания в этом учебном году. Также наши учащиеся активно включились в подготовку и участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву, английскому языку, а также подали заявки на отборочный тур профильной олимпиады «Умения XXI века».
Мы надеемся, что опыт работы на практикуме поможет ребятам глубже погрузиться в изучение социально-гуманитарных дисциплин, будет способствовать осознанному выбору ими образовательной траектории и создаст площадку для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в старшей профильной школе.
Ольга КОРОБКОВА, учитель истории и обществознания, руководитель практикума школы №2001
Комментарии