search
main
0

PR-репутация и медийная грамотность

В 2021 году Департамент образования и науки Москвы запустил проект предпрофильных медиаклассов (10‑е и 11‑е классы), где будут готовить журналистов, редакторов, дикторов, специалистов по связям с общественностью, то есть обучать специальностям в сфере медиаиндустрии. С одной из зеленоградских школ – №1194 – стали работать и мы, педагоги дополнительного образования Зеленоградского Дворца творчества, специалисты в области журналистики, PR, фотожурналистики.

Будущее за медиа

Так ли это? Давайте сначала проанализируем роль медиаиндустрии в жизни общества в целом. Под понятием «медиа» мы подразумеваем совокупность всех СМИ: периодической печати, радио, телевидения и, конечно, Интернета. Человечество всегда нуждалось в новостях и возможности выражать свое мнение и нести его в массы. Поэтому переоценить влияние и важность СМИ на сегодняшний день невозможно. Оно колоссальное! Недаром газеты когда-то назвали четвертой властью. И этой властью руководят профессиональные журналисты: пишущие, радиожурналисты, телевизионщики, даже блогеры сейчас оказывают очень большое влияние на мнение общественности. Главным для журналиста, на мой взгляд, должно быть служение правде. Всю информацию, которую добывает и обрабатывает журналист, надо тщательно проверять и только тогда распространять. Поэтому будущих специалистов в области медиа нужно обучать профессии и вовлекать как можно раньше в практическую деятельность.

Благодаря многолетнему опыту обучения по данным направлениям дополнительного образования мы смогли адаптировать программы и под школьное обучение, исходя из потребностей и запросов школы. Главным принципом нашей образовательной деятельности является чередование теории и практики по профильным предметам и наглядных примеров.

По основам журналистики ученики изучают всевозможные жанры печатной периодики, рассматривают их в газетах и журналах. Учатся писать их сами на те темы, которые им интересны, соблюдая жанровую стилистику. В конце учебного года ребята выпустят свой первый номер газеты, где наглядно покажут свои знания. Помимо этого они могут сотрудничать с известными изданиями Зеленограда и Москвы («Газета 41», «Вечерняя Москва») и публиковать там свои материалы. Эти издательства являются партнерами проекта «Медиакласс в московской школе».

На занятиях по радио- и тележурналистике учащиеся работают над дикцией, делая специальные упражнения, пишут сценарии, выбирают форму подачи материала и, конечно, учатся работать на камеру и записывают радиопередачи и подкасты. У многих учеников в начале года был страх перед камерой, но к концу года мы заметили сильный прогресс, ребята довольно свободно готовят подводки для репортажей, проводят интервью и читают новости.

За первый учебный год учащиеся медиаклассов провели два интервью: с тревел-блогером Сергеем Суховым и главным редактором ведущего новостного портала округа Zelenograd.ru Александром Эрлихом, сняли несколько репортажей, выпустили радиопередачу, активно продолжают участвовать в городских конкурсах по медианаправлению. Кстати, именно конкурсы очень мотивируют учащихся внимательно изучать предметы и стараться на практике сделать все на «отлично».

Еще один предмет учеников медиакласса – «Связи с общественностью». PR легче всего преподносить с помощью наглядных демонстраций: презентаций, видеороликов, интервью, изображений (например, при изучении брендинга), а также с помощью просмотра документальных передач и фильмов по теме. Ребята учатся писать пресс-релизы, слоганы и рекламные тексты, проводить анализ целевой аудитории, продумывают PR-кампании для заданных объектов – все это в игровой форме и командной работе. Помимо этого ученики учатся организовывать специальные мероприятия: пресс-конференции, выставки, круглые столы, брифинги. В конце учебного года ребята проведут в своих школах выставку работ по фотожурналистике. Этот предмет медиаклассам преподает профессиональный фотограф, и он не менее важен для будущих медийщиков. Ведь журналист должен уметь не только грамотно писать, но и делать качественные, «говорящие» фото к своим материалам.

О своей активной деятельности на занятиях и внеурочной работе (поездки на радиостанции, съемки репортажей, конкурсы) ребята рассказывают в социальных сетях, которые специально создали для своего медиакласса. Изу­чать специфику работы в соцсетях им также помогает педагог по блогингу Дворца творчества. Как известно, кухня социальных сетей отличается от журналистской, там свои аудитория, стилистика написания текстов (постов), съемки сторис и рилзов. В социальных сетях ребята активно взаимодействуют с аккаунтом «Медиакласс в московской школе», который публикует информацию об учебном процессе учащихся этого профильного направления.

Как видите, деятельность учеников медиакласса очень активная и яркая, как у настоящих журналистов и пиарщиков. Мы надеемся, что по окончании школы ребята выберут именно это направление для поступления в столичные вузы. Ведь у них будет уже большой запас знаний и умений в мадиасфере, что в будущем породит новое поколение грамотных и честных журналистов.

Реальный бренд

Обращаясь к истории советского образования, мы видим, что в большинстве школ активно действовали кружки по интересам. На базе образовательного учреждения педагоги школ и дополнительного образования открывали различные секции: спортивные (шахматы, шашки, гимнастика), художественные (рисование, танцы), кружки технической направленности (авиа- и судомоделирование, столярные мастерские, резьба по дереву). Целью работы в первую очередь было всестороннее развитие молодого поколения, приобщение к искусству, мальчиков – к физическому труду. О том, что кружки дополнительного образования могут служить брендом образовательной организации, особо не задумывались, потому что и понятия «бренд» еще не существовало. Лицом школы были ее педагоги, успешные ученики и представители общественных и школьных советов, чьи портреты висели на доске почета.

Для того чтобы понять, может ли дополнительная образовательная программа стать брендом образовательной организации, надо сначала дать определение понятия «бренд».

Википедия предлагает следующее определение: «Бренд – знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой. Бренд воспринимается как широко известная торговая марка или компания, занимающая в сознании и психологии потребительских сегментов особое место из массы себе подобных».

Можно добавить, что бренд – это также и комплекс представлений и ассоциаций, связанных с определенной организацией или человеком. То есть целью бренда являются отличие от конкурентов и мгновенная ассоциация в умах потребителя. В совокупность бренда входят логотип, слоган, фирменные цвета, форма сотрудников, лицо рекламной кампании (звезда, вымышленный персонаж).

Как мы видим, бренд – это конкретные символы, а не сама деятельность. Следовательно, дополнительные образовательные программы не вписываются в понятие «бренд», но тем не менее они играют важную роль в имидже образовательной организации. И вот почему. На имидж организации влияют высокий статус педагогического состава (звания, победы в конкурсах), высокие показатели успеваемости учеников, участие в окружных конкурсах и олимпиадах (в первую очередь с целью победы), организация собственных мероприятий (фестивалей, КВН, конкурсов, выставок), в общем, активная общественная деятельность, партнерские отношения с другими организациями и личностями. То есть все эти действия влияют на репутацию организации.

Но если мы берем отдельный кружок (дополнительную образовательную программу) и создаем ему имидж и узнаваемость, то он также становится элементом бренда. Хороший пример – это не просто секция или кружок, а именно коллектив или студия с названием. Оно должно быть яркое и запоминающееся. Репутацию создадут исключительно деятельность, активное участие в конкурсах и, соответственно, качество образовательных услуг, квалификация педагога. Именно эти факторы влияют на количество желающих попасть в ту или иную студию, коллектив. Чаще всего здесь работает сарафанное радио.

Возвращаясь к другим элементам брендинга, нужно отметить, что желательно создать логотип коллектива, который будет отражать философию и миссию. Он также должен быть ярким, запоминающимся и иметь фирменный стиль (цвет, шрифт). В идеале у коллектива должны быть и слоган или девиз, которые являются неизменными партнерами логотипа. Все эти элементы бренда нужно демонстрировать широкой общественности в целях узнаваемости. У участников коллектива должна быть форма с логотипом и девизом. Кстати, многие коллективы заказывают себе и фирменные рюкзаки, бейсболки, когда едут на гастроли. Обязательно надо вести страницу в социальных сетях, где заставкой также будут выступать слоган и логотип коллектива, на концертах или других мероприятиях желательно иметь рекламный баннер коллектива. Хорошим дополнением будет рекламная печатная продукция: листовки, брошюры, визитки. Безусловно, эти внешние факторы могут только повысить известность, главным же фактором имиджа являются творческие заслуги коллектива.

После локального брендинга дополнительной образовательной программы (коллектива, студии) параллельно работает и брендинг самого образовательного учреждения, на базе которого действует коллектив. Они будут неразрывно связаны между собой. Соответственно, учащиеся будут выбирать ту образовательную организацию, в которой работает этот кружок. Из этого делаем вывод, что для создания положительного имиджа образовательной организации изначально нужно создать бренд самой образовательной программы. Также немаловажную роль в этом могут сыграть регулярные публикации в местных СМИ о деятельности коллектива того или иного учреждения.

Оксана ЛЕБЕДЕВА, педагог дополнительного образования, руководитель студии журналистики и связей с общественностью Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте