search
main
0

Познание себя

И своей роли в обществе

От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Владимир Путин

 

Цель «Разговоров о важном» – это развитие ценностного отношения детей и подростков к своей Родине, ее уникальной истории, богатой природе, великой культуре и людям, которые населяют Россию.

Министерством просвещения РФ в помощь классным руководителям, преподавателям-кураторам и школьным советникам по воспитанию были подготовлены методические материалы по проведению тематических занятий «Разговоры о важном». В состав методических материалов во­шли сценарии занятий, инструкции, видео, презентации, мини-лекции, интерактивные материалы.

Согласно рекомендациям к федеральному проекту в школах и колледжах для учеников 1-11‑х классов в течение одного учебного года должны проводиться тематические классные часы (один раз в неделю по одному часу) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность. Тематика классных часов должна соответствовать определенной дате календаря.

В связи с федеральным проектом для образовательных организаций дополнительного образования детей возникает вопрос: каким образом учреждения могут участвовать в «Разговорах о важном»?

Можно предложить несколько вариантов. Во-первых, педагогические работники учреждений дополнительного образования в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по аналогии со школами и колледжами могут еженедельно проводить тематические занятия «Разговоры о важном», используя методические материалы, рекомендуемые Министерством просвещения РФ.

Во-вторых, каждое учреждение дополнительного образования, основываясь на огромном опыте по реализации образовательных и воспитательных практик, направленных на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, может разработать аутентичный внутриучрежденческий проект «Разговоры о важном» в рамках федерального проекта.

В-третьих, педагогические работники учреждений дополнительного образования могут реализовать проект «Разговоры о важном» через клубную деятельность, используя образовательные, культурные, информационные и технологические ресурсы города Москвы.

Дворец творчества детей и юношества «Хорошего» в соответствии с программой воспитания учреждения и рекомендациями к федеральному проекту «Разговоры о важном», которые были составлены Московским центром «Патриот.Спорт», разработал аутентичный внутриучрежденческий вариант. Проект носит междисциплинарный характер, позволяет на практике объединить образовательную, воспитательную, просветительскую, социально значимую и досуговую деятельность, скооперировать деятельность детей разного возраста, которые обучаются по программам разных направленностей, а также пригласить к участию родителей (законных представителей) воспитанников.

На сегодняшний день в реализации проекта «Разговоры о важном» участвуют все педагогические работники дворца и весь контингент обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет (к слову, в 2022-2023 учебном году количество обучающихся в учреждении превысило 12000 человек).

Основная задача проекта «Разговоры о важном» во Дворце творчества «Хорошево» – это развитие у ребят ценностного отношения к своей Родине, национальной культуре, человеку, природе, знаниям и здоровью.

Проект способствует:

– формированию у обуча­ющихся российской идентичности, осознанного отношения к своим правам и свободам, уважительного отношения к правам и свободам других, выстраиванию собственного поведения с позиции правовых и нравственных норм;

– формированию у детей интереса к познанию;

– формированию у обучающихся мотивации для участия в социально значимой и общественно полезной деятельности;

– развитию у детей и молодежи общекультурной компетентности, умения принимать осознанные решения и делать выбор;

– осознанию ребенком своего места в обществе, познанию себя, своих мотивов, стремлений, склонностей;

– формированию у обучающихся готовности к личностному самоопределению.

Для эффективной и результативной реализации проекта «Разговоры о важном» во Дворце творчества «Хорошево» был составлен план-график проведения событийных и тематических мероприятий на 2022-2023 учебный год.

План-график разрабатывался на основе принципа соответствия датам календаря, то есть датам, связанным с государственными и профессиональными праздниками, датами исторических событий, юбилейными датами выдающихся деятелей науки, литературы и искусства. Также в план-график вошли событийные мероприятия, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании детей. Например, такие мероприятия, как «Традиционные семейные ценности», «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом», «Цифровая безопасность» и др.

Можно подчеркнуть, что учреждения дополнительного образования в отличие от школ и колледжей имеют большой спектр разнообразных форм реализации проектов – это концерты, викторины, литературные гостиные, флешмобы, выставки, встречи с выдающимися людьми, экскурсионные программы и др.

Интерактивное мероприятие широко используется сегодня в дополнительном образовании как эффективная форма реализации проекта, позволяющая образовательной организации объединить и укрупнить ресурсы учреждения, увеличить охват количества участников, усилить интерес и вовлеченность детей в процесс.

К примеру, во Дворце творчества «Хорошево» состоялось интерактивное мероприятие «Наша страна – Россия!», в котором участвовали несколько детских творческих коллективов. Мероприятие проходило на двух площадках одновременно. В ходе организованных активностей дети и взрослые знакомились с особенностями стилизованных костюмов разных регионов России, с песенным творчеством, народными танцами, играми и национальными традициями народов России.

Обучающиеся Дворца творчества «Хорошево» были соорганизаторами и участниками интерактивного мероприятия, а родители – зрителями.

Необходимо отметить, что в ходе проведения интерактивного мероприятия педагогическому коллективу было важно донести участникам в доступной форме информацию и затем убедиться в том, что ребята правильно ее восприняли и корректно осмыслили ее нравственную ценность.

Нравственная ценность, которая была осмысленна участниками мероприятия Наша страна – Россия! – это историческая память, которая соединяет прошлое и настоящее, позволяет сохранить и продолжить традиции прошлых поколений.

В проекте «Разговоры о важном» во Дворце творчества «Хорошево» обращается должное внимание на осознание школьниками таких нравственных ценностей, как:

– историческая память, которая является обязательной частью культуры нашего народа и каждого гражданина;

– преемственность поколений, ведь каждое поколение связано с предыдущим и последующим общей культурой и историей развития, средой обитания и языком общения;

– патриотизм и любовь к Родине, являющиеся высшей нравственной ценностью, так как патриотизм основывается на ответственности за судьбу своей родной земли, чувстве уважения и гордости за историю, культуру своего народа и народов России;

– доброта, добрые дела – это тема о добрых делах и поступках граждан России в прошлые века и в настоящее время, а также тема волонтерства;

– семья и семейные ценности, поскольку семья связана не только с общим местом проживания, ведением общего хозяйства, совместными делами, но и со значимыми ценностями, такими как взаимопонимание, взаимоподдержка, традиции;

– культура России, которая представлена значимыми достижениями в материальной (техника, строительство, предметы быта) и духовной (литература, музыка, театр, народное творчество, изобразительное искусство) сферах, в этике и культуре взаимоотношений людей;

– наука на службе Родины, ведь в России было сделано множество изобретений и научных открытий, без которых нельзя представить современный мир.

Хочется отметить тот факт, что клубная форма проведения тематических мероприятий проекта «Разговоры о важном» характерна только для учреждений дополнительного образования. При использовании клубной формы проведения событийных мероприятий педагоги выполняют функцию организаторов мероприятий, обучающиеся – соорганизаторов и участников, а родители – участников и зрителей. Педагоги и юные участники клуба Академии занимательных наук и клуба по робототехнике и программированию Дворца творчества «Хорошево» совместно с родителями провели День отца в России. В ходе мероприятия ребенок и его родитель, в данном случае отец, работая в паре, знакомились с различными моделями роботов, а затем собирали определенную модель робота по схеме. Мамы, бабушки и малыши, наблюдавшие за процессом, болели за свою команду. Мероприятие проходило в доброй и позитивной атмосфере, закончилось веселым соревнованием роботов и награждением победителей.

В данном мероприятии использовались информационно-коммуникативная технология, технология игровых методов, технология обучение в сотрудничестве, поисковая и творческая деятельность. И нравственные ценности, которые были осмыслены участниками, – это взаимоуважение, взаимопонимание и взаимоподдержка в семье.

Хочется подчеркнуть, что одна из главных задач педагогического коллектива учреждения при проведении мероприятий проекта «Разговоры о важном» – это уход педагогических работников от формализма и монологов.

Наш коллектив старается сделать так, чтобы обучающиеся детских творческих объединений были не только зрителями, но и участниками и соорганизаторами событийных и тематических мероприятий, а также чтобы ребята корректно и правильно осмыслили нравственную ценность обсуждаемой информации.

Елена БАЛЕБАНОВА, старший методист Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте