Мне всегда хотелось, что бы жизнь учеников в школе не была однообразной, хотелось сделать ее разноцветной. Конечно, и краски в школьной жизни должны быть разные. Учитывая, что постановка моего спектакля осуществлялась во время рождения новой школы – «Школы жизнетворчества» – необходимы были совершенно новые модели ее выпускников, нужно было постараться полностью реализовать талант ее выпускников. Вот так, поступив на работу в Орловскую среднюю школу № 1в 1995 году, я организовала театральный клуб.
На счету клуба множество театральных постановок. Одна из самых интересных для учеников 5-7 класса – спектакль «Легенда Голубой Лагуны». Сценарий написан и постановка осуществлена в 2000 году. В 2009-2010 учебном году я вернулась к его содержанию. Спектакль приобрел «второе дыхание».
Первой моей постановкой в 1996 году был детский спектакль «Терем-теремок». Учитывая возрастные особенности семиклассников, я создала первый в своей жизни мюзикл, где музыкальное оформление создавало обстановку праздника, переживаний бурных эмоций, а следовательно и впечатлений. Впечатления – это как раз тот эффект, которого добиваются многие режиссеры.
Я разработала программу театрального клуба. Она была опубликована в «Экологическом вестнике Дона» в 2009 году. Одна из основных предметных целей клуба – повышение экологической грамотности учащихся. Ее я реализую через теоретические занятия и театральные постановки.
Очень важно учитывать возрастные склонности членов клуба. В связи с этим, я выбираю разные темы и формы работы, которые позволяют реализовать основную воспитательную цель – создание условий для формирования человека – творца.
Для реализации этих целей необходима определенная форма работы с детьми. Любое творчество прежде всего подразумевает создание собственного нового продукта. Это можно реализовать только через систему коллективно-творческих дел.
Мои мероприятия посещали коллеги из школ Орловского района. В 2009 году на открытое мероприятие театрального клуба приехали коллеги из других школ области. Все остались под неизгладимым впечатлением. Им казалось, что в нашей школе учатся необыкновенно талантливые дети. А на самом деле – они учатся в обыкновенной школе и сами они такие же обычные дети, как и многие другие. Нужно только увидеть их потребности, раскрыть их талант, но самое важное – дать возможность поверить в себя!
Театральный клуб Орловской средней школы №1.Основные цели и формы работы
«Школу жизнетворчества» отличает организация процесса обучения. Считаю, что на сегодняшний день наиболее интересным, востребованным и оптимальным вариантом является совместная деятельность учителя и учащихся, то есть сотрудничество. Кроме того, общение с детьми позволяет ученику увидеть учителя увлеченной личностью, умеющей петь, танцевать, декламировать стихи, знающей то, что не относится к школьной программе. Да и учитель может увидеть своих учеников совсем другими: умелыми, неравнодушными, увлеченными, разбирающимися в различных областях знаний больше, чем учитель — предметник.
Передо мной всегда возникает вопрос: как интереснее показать детям причины, следствия и пути решения экологических проблем. Но обычное заучивание не способствует пониманию значимости экологических проблем. Важным становится воспитание способности к предвидению событий, обращение к эмоциональной сфере развивающейся личности, к эстетическому, творческому началу.
Поэтому экологическое воспитание школьников можно осуществлять через включение их в интерактивную практику. Одной из интереснейших и популярнейших ее форм и является театрализация действий, когда ученики помимо освоения теоретических основ науки – экологии, приобретают практические навыки театрального мастерства.
Это возможно с помощью такой формы работы как коллективно-творческое дела (КТД). На каждой стадии КТД ведется совместный поиск лучших путей, способов и средств решения общей важной практической задачи. Эта деятельность истинно творческая, т.к. не может превратиться в догму, делаться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах и выявляет новые возможности детей.
Виды деятельности в рамках КТД
Театральные постановки:
– изучение теоретических основ выбранной проблемы;
– написание сценария;
– обучение актерскому мастерству (дикция, мимика, жестикуляция, сценическая культура, «вхождение в образ»);
– хореография;
– изучение культуры костюма, костюмирование;
– дизайн сцены;
– свето- и звуко- оформление;
– режиссура.
Программа клуба предполагает реализацию некоторых общешкольных воспитательных задач:
– создание условий для расширения досугового пространства детей;
– реализации личностных качеств;
– повышение уровня эстетического и культурного образования;
– воспитание чувства прекрасного.
Использование различных форм работы дает возможность гармонично развиваться каждому члену клуба, т.к. индивидуальные формы помогают раскрыть личностные качества, а коллективные – социализировать личность.
Театральный клуб могут посещать учащиеся с различными умственными, физическими, психологическими особенностями, т.к. его программа предполагает многообразие видов деятельности. Считаю, что одна из задач руководителя – как можно больше их разнообразить.
Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала. Работа в группе включает проведение практических, теоретических и индивидуальных занятий.
Свои взаимоотношения с учащимися старалась строить, опираясь на следующие принципы:
– быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;
– уважать личность ученика, его интересы и чувства;
– таланты есть у каждого. Моя задача их увидеть и дать возможность им развиться.
Практическая часть программы театрального клуба.
Выбор темы спектакля. Обоснование выбора темы. Подбор информации в библиотеке, сети Интернет, на электронных носителях. Распределение между членами клуба определенных тем. Знакомство с правилами написания сценария.
Работа над сценарием предполагает следующие этапы:
– Отбор наиболее интересной литературы. Если, сценарий используется не первый раз, то стоит проверить весь фактологический материал.
– Работа над сюжетной линией, которая пронизывает весь спектакль от начала и до конца.
– Определение действующих лиц: главных героев и участников массовых сцен.
– Создание отдельных кусков спектакля разными группами учащихся.
– Конструирование и соединение всех частей в один большой сценарий с учетом правил построения сценария.
Для достижения наилучших результатов в сценическом мастерстве ребята самостоятельно выбирают себе роль, но при этом проводятся пробы на сцене с целью выявления их скрытых талантов. Цель руководителя клуба – подсказать ту или иную роль участнику.
Некоторые учащиеся, очень интересующиеся музыкой, производят ее подбор, компьютерную запись и обработку, согласовав с главными действующими лицами и сценаристами. Для более интересной композиции спектакля используются разные жанры музыки.
Репетиции главных ролей предполагают индивидуальные формы работы, т.к. не всё и не всегда у учащихся получается сразу.
Выбор костюма – непростая задача. Здесь учащиеся могут продемонстрировать всю свою фантазию и выдумку, привлечь к работе старшеклассников или родителей. Изготовление костюма предполагает использование самых различных материалов, средств и методов.
Отдельная группа учащихся занимается дизайном сцены. Они знакомятся с основными правилами построения декораций. Подбирают материал и создают конструкции сначала на листе бумаги, потом на сцене. Использовать можно любой материал: фольгу (она создает праздничное настроение), искусственные цветы, подсвечники, задрапированную яркую бумагу и т.д.
Свето- и звукорежессеры учатся правильно обращаться с музыкальной и компьютерной техникой, подбирают лучшие световые эффекты.
Хореография спектакля – сложный процесс, а ведь не все дети занимаются в хореографических кружках. Задача руководителя подобрать такие композиции, которые ученики могли бы выполнить без особых усилий. Занятия проводятся в хореографическом зале. Необходимо закрепление приобретенных навыков в течение нескольких занятий.
Важную роль играет суфлер.
Для репетиций сцен приглашаются отдельные группы учащихся по очереди. На генеральную репетицию приходят все занятые в спектакле.
Для того чтобы учащиеся выступали несколько раз, в зал приглашаются разновозрастные группы. Предполагаются выступления для других школ.
На занятии, посвященном рефлексии, учащиеся анализируют свои действия, действия других. Выясняют свои сильные стороны и над чем еще нужно работать.
Сценарий экологического спектакля «Легенда Голубой Лагуны» опубликован в №1 «Учительской газеты» за 1 января 2013 года.
Список использованной литературы:
А.Е. Аствацатуров. Ю.А. Яцухин. Вода в мире человека. Ростов –на Дону. 1992 год.
В. С. Кукушин. Экология человека. Ростов – на Дону. Логос. 1994 год
Н.И. Дереклеева. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М: ВАКО. 2008 год.
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. М: ГЕНЕЗИС. 2008 год.
Экологический вестник Дона. Ростов – на – Дону. 2010 год.
Татьяна Михайлюк, учитель географии Орловской средней школы №1 Ростовской области, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Важную играет .
Комментарии