На каких только уровнях и в каких только аудиториях не обсуждался вопрос: каким быть современному учителю? И тем не менее эта тема до сих пор не перестает волновать умы общественности и профессионального сообщества. Вот и на VII Санкт-Петербургском образовательном форуме также предлагались разные видения образа педагога, его места и миссии в существующем мироустройстве, а в Международной академии музыки Елены Образцовой даже состоялась панельная дискуссия, где директора петербургских школ поразмышляли о том, чему и как в условиях быстро бегущего времени должен учить педагог.
Частично ответить на этот вопрос помогли сами дети. К примеру, как рассказала директор школы №619 Ирина Байкова, на недавно прошедшем в школе фестивале старшеклассникам досталось задание потратить один миллион рублей (виртуальных, естественно) на развитие образовательной организации. Каково же было изумление взрослых участников, когда основная масса средств была вложена детьми в… повышение квалификации учителей. Выяснилось, что главную ценность для ребят представляла не электроника, а умный учитель. Дети испытывают потребность в знаниях, и не то чтобы считают, что их педагоги далеки от совершенства, просто им хочется, чтобы знание доносилось до них в другой форме.По мнению директора школы №418 Ольги Донченко, возможно, это происходит из-за того, что авторитет учителя в последние годы несколько пошатнулся, если не сказать упал. Педагог перестал быть единственным источником информации. Его догнали и перегнали гаджеты.Это не хорошо и не плохо, это данность, убежден директор школы №258 Александр Иванов. Да, у современных детей благодаря информационным технологиям присутствует иллюзия компетентности, однако задача учителя напомнить, что со знаниями не рождаются, они приобретаются, и, чтобы их найти, нужно хорошо ориентироваться в информационном пространстве. Путеводителем в нем и должен стать педагог.Вообще, как отметил Александр Иванов, современное образование становится все более информативным, а жизнь – все более индивидуализированной, и не за горами то время, когда у каждого ученика будет свой учитель. Чем быстрее будут найдены приемы индивидуализации обучения, тем эффективнее оно будет.Александр Иванов вынес на обсуждение коллег и еще один непростой вопрос, касающийся современного учителя. По его мнению, профессиональное развитие педагога в горизонтальной плоскости – это тупик. Для карьерного роста необходимы глубинные изменения, например, смена системы отношений. Например, в школе №258 ушли от пятибалльной системы оценок и начали применять рейтинго-накопительную систему, и это сильно повлияло на отношения между учителем и учеником. Задача директора, уверен Александр Иванов, создавать такие условия для коренных внутришкольных изменений.Ирина Байкова в свою очередь высказала мнение о том, что у каждого учителя должна быть индивидуальная образовательно-профессиональная траектория. Кто-то хочет быть методистом, кто-то – заместителем директора, а кто-то – директором, и эти планы должны иметь возможность реализации.С другой стороны, директор гимназии №24 им. И.А.Крылова Алексей Турчин подчеркнул, что и в рамках своей предметной области, то есть горизонтально, можно расти. Например, применять на уроках новые технологии, заниматься исследовательской деятельностью и т. д. Главное, чтобы руководство школы поддерживало проявление индивидуальности учителя, создавало его статус. Именно так формируется коллектив. В команде у всех должны быть разные роли и распределенное лидерство, только тогда коллектив будет творческим и сплоченным, считает директор школы №376 Мария Дмитриенко.По мнению руководителя гимназии №155 Татьяны Гузовской, профессиональному и личностному росту учителя, а также единству в коллективе способствует система взаимообучения. Так, в гимназии №155 традиционно проводятся декады педагогического мастерства. Педагоги дают открытые уроки и участвуют в их обсуждении. При этом каждый из учителей имеет возможность проявить свои способности.На дискуссионных площадках по определению не должно быть единогласия. Однако в одном эксперты были единодушны: сегодняшний учитель, как и учитель 30 лет назад, всегда учит не только предмету, но и пытается выстроить нравственные ориентиры для своих учеников. И эта миссия учителя неизменна.КомментарийВалерий ВОЛКОВ, начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга:- В рамках VII Санкт-Петербургского образовательного форума впервые были проведены панельные дискуссии, в которых приняли участие множество лучших учителей и директоров Петербурга. Подобный формат оживил деловую программу форума и, кроме того, продемонстрировал возможности открытого общения в рамках небольшой дискуссионной площадки.Одну из предложенных тем – «Современный учитель: взгляд директора школы» – мы пригласили обсудить директоров из разных школ: от гимназий до школ-новостроек, чтобы каждый участник мог обозначить свою позицию сообразно особенностям своего учреждения.Открытий мы не ожидали, была задача создать поле для коммуникаций, для общения, потому что в большой аудитории это сделать невозможно. В хорошем смысле это показательная форма, так сказать интеллигентное шоу. Мы видим взгляд изнутри от экспертов и взгляд снаружи от модераторов и зрителей. Допускались как подготовленные ответы, так и полная импровизация. На наш взгляд, такой формат хорошо зарекомендовал себя.
Комментарии