search
main
0

Поторопишься – опоздаешь! Спешка только усложнит создание национальной системы учительского роста

​В сентябре в Сочи прошло традиционное мероприятие, которое на официальном языке именуется так: «Всероссийский семинар-совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования». На деле это очень живая, очень нужная встреча, в которой гораздо меньше формальностей, чем это может показаться. Создается тончайший механизм, части которого, не забывая о своих задачах и целях, настроены друг на друга. Представители федерального и региональных министерств образования рассказывают, что происходит в недрах государственной власти, профсоюз заявляет, какие проблемы считает ключевыми, на что стоит обратить самое пристальное внимание, чтобы учителю, который находится в центре таких обсуждений, – было понятнее, что происходит сегодня и что ждет в будущем.

Министерство и профсоюз сверяют позицииОбщероссийский Профсоюз образования стал когда-то инициатором этих встреч. И руководство Министерства образования и науки РФ благодарно за это социальному партнеру. Начиная второй день семинара, заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина сразу призвала коллег к диалогу, обозначила основные направления дискуссии: «Хочу всех нацелить на то, что у нас будет возможность обсудить актуальнейшую для системы образования тему работы учителя, поддержки учителя, национальной системы учительского роста. Тема очень непростая, вызывает столь же пристальное внимание, как итоговая аттестация. И мы понимаем, чем больше мы будем открыты для обсуждения этой темы, тем больше будем демонстрировать, что эта система даст в дальнейшем каждому конкретному педагогу, тем спокойнее эта тема будет восприниматься, в совершенно рабочем режиме».Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова пояснила: «Мы понимаем, насколько нам важно слышать, слушать друг друга, обмениваться мнениями. Конечно, мы делаем это на уровне каждой организации и на федеральном уровне. Хорошо, что мы встречаемся здесь».Стороны обозначили свои позиции касательно национальной системы учительского роста.Галина Ивановна Меркулова обратила внимание на косвенный, но достаточно яркий показатель: «Если вы откроете программу семинара-совещания, вы увидите: одни говорят о формировании системы, другие – о реализации системы, третьи говорят – в ходе реализации национальной системы учительского роста. Вот он, ключ к пониманию того, что главные организации по-разному видят ситуацию. И это, пожалуй, самое сложное. Это то, что надо исключить в самое ближайшее время. Это происходит потому, что мы очень торопимся. А спешка только усложняет процесс разработки новшеств. Мне кажется, если мы придумываем что-то, особенно в рамках реализации национальных проектов, документ должен быть по всем вопросам подготовлен в полном объеме. И только после этого мы можем направлять его на апробацию».Татьяна Юрьевна Синюгина подробно остановилась на вопросах, которые входят как составные элементы в национальную систему учительского роста, – педагогическое образование, аттестация педагогических кадров. Заместитель министра образования и науки РФ уверена, что в настоящем виде аттестация неэффективна. «Наша задача: аттестацию из страшилки, с одной стороны, и полнейшего формализма – с другой, перевести в стандартную рабочую ситуацию, спокойно воспринимающуюся учителем как вполне естественный процесс, который происходит потому, что ты занимаешься этой работой. Однако резко переходить на новые формы мы не собираемся. Мы будем обсуждать, анализировать каждый этап. Для нас важно, чтобы первый этап реализации проекта в 13 пилотных регионах был дискуссионным».Делая общий вывод, Татьяна Юрьевна сказала: «Национальная система учительского роста – это общая работа, сходная с тем, что происходило в процессе модернизации системы образования, укрепления материально-технической базы, перестройки нормативов финансирования. Комплекс мероприятий, который позволит поменять многое, достичь качественно иного результата. Это касается того, какие учителя к нам будут приходить, какое образование они будут получать, чему их научат в вузах, на каком оборудовании, по каким стандартам, по каким программам. И в дальнейшем, когда учитель придет работать в школу, как будет проходить повышение квалификации, переподготовка, оценка, как моральная, так и материальная, каким будет его вертикальный и горизонтальный рост».Важные нюансыПолучение актуальных, нужных для работы фактов, осмысление ключевых комментариев, понимание сегодняшней ситуации и перспектив – главные задачи для участников совещания, как руководителей органов исполнительной власти, так и профсоюзных лидеров.Замечу, что 24 сентября председатели региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования посвятили день общению по внутрипрофсоюзным темам и лекциям по актуальным проблемам образования. А в конце дня стали участниками торжественной церемонии открытия Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017.Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова поздравила юбиляров, наградила благодарностями отличившихся. Был и печальный момент – все присутствующие почтили память недавно ушедшего из жизни члена Исполкома и Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования, председателя Тамбовской областной организации Марины Назаровой.Секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина рассказала о важных PR-мероприятиях, в первую очередь о проекте «Другая школа», который реализуется совместно с «Артеком». Лауреаты, победители конкурса «Учитель года России» приезжают в лагерь, чтобы дать уроки и мастер-классы, раз в году, но сотрудничество с региональными организациями Общероссийского Профсоюза образования продолжается круглый год. Они отправляют в «Артек» учителей из различных субъектов Российской Федерации. И директор артековской школы Наталья Царькова очень благодарна за это коллегам. Резонанс этого проекта поистине всероссийский.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко рассказал о решениях, принятых в ходе выездного заседания Исполнительного комитета.Очень важными цифрами, фактами, размышлениями поделилась с профсоюзными лидерами ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ Инна Каракчиева. В первую очередь ее рассказ касался нынешней ситуации в системе образования и роли профсоюза в сегодняшних событиях: «Нынешняя ситуация имеет ряд особенностей. Первое – неопределенность. Второе: ускорение изменений, которое мы сейчас наблюдаем, приводит к тому, что нарастает социальная напряженность. Ежемесячно идет мониторинг социальной напряженности по регионам, который показывает, что ее уровень растет. И в этой связи именно Профсоюз образования может быть тем механизмом, который позволит услышать педагогов, работающих на местах, и снизить уровень социальной напряженности».Говоря о национальной системе учительского роста, Инна Викторовна отметила четыре важных элемента этой системы: «Первое – создание современных программ. Кто будет оценивать их, формировать? Второе – стимулы к развитию профессионального роста учителей. Третье – совершенствование системы оценки квалификации. Международная практика показывает, что экзамен (как понимают оценку у нас в стране) – это не механизм совершенствования. Четвертая составляющая – делегирование оценки профессиональному сообществу. Этому надо учить, профессиональное лидерство у нас слабо развито. То есть имеется в виду разработка инструктивно-методического материала, который предлагается федеральным органам власти. Профсоюз образования делает в этом направлении очень много».Проблем существует немало, в том числе дефицит молодых специалистов, замедление обновления кадров, в школах доминируют специалисты со стажем работы 20 и более лет. «Это нюансы, – уверена Инна Каракчиева, – на которые надо обращать внимание при формировании национальной системы учительского роста».Эксперт привела следующую цифру: «По данным Росстата на 2016‑2017 учебный год, каждый десятый учитель не обладал достаточными предметными знаниями и методическими компетенциями. Что мешает российским учителям повышать квалификацию? Исследования показали: во-первых, семейные обязательства, во-вторых график работы – напряженность, нагрузка. И нет стимулов для повышения квалификации, вернее, стимулы незначительны».Продолжение отчета о семинаре-совещании – в следующем номере «МП».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте