На всем протяжении существования школы как общественного явления велись дискуссии о ее главном предназначении: формирование гармоничной личности, обладающей позитивной активной жизненной позицией, создание удобной для общества социальной многофункциональной единицы или воспитание счастливого человека с чистой совестью… Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти ключевое слово, определить программируемый результат. И результат этот – любовь.
Очень расплывчато и неоднозначно, скажет кто-то. Напротив, объективно и безусловно. Приходя в школу, ребенок любого возраста должен ощутить атмосферу понимания (а не попустительства), заботы (а не опеки), свободы (а не разгильдяйства). Очень удачно вписался в этот тезис проект «Разговоры о важном». Сама тематика классных часов наглядно иллюстрирует, что такое любовь к родителям, товарищам, Отечеству. Очень радует возможность творческого подхода к проведению этих занятий. Например, интересно и эффективно, когда эти уроки проводят сами учащиеся в своем или ином классе. С каким восхищением младшие школьники смотрят на старшеклассников, которые ведут с ними беседы на очень личные и сложные темы, как потом и те и другие радуются, увидев друг друга на перемене! Так рождается любовь к школе.
Хорошо, если эти запоминающиеся моменты подкрепляются практическими доказательствами правильного понимания важнейших нравственных норм. Как ни странно, помочь в укреплении вертикальных связей в школе может дежурство. Вот когда старшеклассники могут научить малышей терпению и уважению к людям, бережному отношению к школе, а в душах «больших» незаметно складывается главное понимание любви – отдавать лучше, чем получать, помогать – это приятно, общение – радость.
Но, чтобы любить, нужно знать, и именно передача знаний детям – прямая обязанность школы. В этом году очень интересно, организованно и необычно прошел конкурс «Мой район в годы Великой Отечественной войны». Почему организованно? Потому что заранее был обозначен не только круг вопросов, но и обширный список доступных материалов для изучения. Почему интересно? Потому что были представлены уникальные сведения об объектах, мимо которых каждый проходил неоднократно, стало известно нечто удивительное! В результате у ребят, которые вначале чисто формально отнеслись к предложению принять участие в конкурсе, во время совместного с руководителем ознакомления с документами проснулся неподдельный интерес, возник азарт: разрабатывались самые неожиданные модели подготовки. Отбирались темы и направления, реально интересующие каждого, проводились пробные блицтурниры, причем классному руководителю оставалось только радостно улыбаться и говорить: «Молодцы!»
Почему необычно? Потому что победителям выпала честь снять клип на песню «Дорогая моя столица». А это потребовало уже иных компетенций: разработки локации, построения видеоряда, озвучивания клипа. Нужно было не только спеть, но и обыграть песню, исполнить свои, пусть небольшие, но важные роли. Искреннее восхищение своими народом, земляками ознаменовалось созданием художественного произведения в их память. Так в действии, в творчестве и формируется патриотизм.
Разумеется, особую роль в этом процессе играют школьные традиции. Одна из них – шествие к памятнику погибшим героям, митинг у него и возложение цветов. В условиях поселка Рублево это особое событие: потомки героев живут рядом, для них очень важно, что их предков так торжественно чествуют. А как светятся любовью лица правнуков – учеников, идущих с портретами своих родных в общем строю. Как звенят голоса ребят, читающих стихи у обелиска.
Неудивительно, что живет в школе и традиция проведения смотра строя и песни. Честь – стать командиром подразделения, войти в строевой взвод, выполнить на «отлично» все задания. Радость – вспомнить о близких, которые сегодня служат в Российской армии, отправить им не просто поздравительную открытку, а собственную фотографию.
Как доказать, что в школе растут патриоты? Показать ликующие лица десятиклассников, которым повезло пройти очные военные сборы, и огорченные, едва сдерживающие слезы глаза тех, кто не прошел комиссию и учился заочно.
Но не только военно-патриотическое воспитание играет роль в формировании умеющей любить личности. Огромные пласты национальной культуры представлены в наших музеях, аккумулированы в зданиях, памятниках, названиях улиц. Посещая их, ребята учатся понимать историю народа, гордиться ее лучшими представителями. Чем обширнее знания, тем крепче любовь, тем сильнее желание послужить Отечеству.
И еще о связи поколений: патриот тот, кто чтит прошлое своей страны, поддерживает связь с пожилыми людьми, готовит и проводит встречи с ними, является волонтером при центрах социальной защиты.
Собственно, продолжать этот разговор о воспитании любви вообще и любви к Отечеству как высшего ее проявления можно бесконечно, хочется только напомнить, что связь поколений не прервется никогда, потому что это родственная, самая дорогая и естественная связь. Любовь к «земле отчич и дедич» – это и есть патриотизм.
Елена ЗУБОВА, учитель русского языка и литературы школы №1371 «Крылатское»
Комментарии