search
main
Топ 10
Признаки нехватки витамина В12: не хочется есть, быстро устаешь, теряешь вес Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Сборы в школу: как справиться и на что могут рассчитывать родители Продукты для хорошего зрения: что нужно есть, чтобы сохранить здоровье глаз Стирка вещей после покупки: от каких болезней она может спасти Минобрнауки: зачисление в вузы в одну волну исключает преимущества для высокобалльников В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион Телепроект для учителей «Классная тема»: ответы на главные вопросы Российские вузы начали проводить дополнительный набор первокурсников Подростки и вейпы: нарушение развития мозга и снижение когнитивных способностей – только верхушка «айсберга» Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу В поселке Шаховская воспитатель детского сада купила квартиру по программе «Социальной ипотеки» Дополнительный набор в вузы продлится до 16 сентября Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников В «Просвещении» обсудили меры по снижению документарной нагрузки на учителей Сбой на госуслугах лишил медалиста из Новосибирска шанса поступить на бюджет Живых лабораторных мышей ученые предложили заменить на 3D-модели

Потейте на здоровье. Урок биологии в 8 классе на тему «Покровы тела. Роль кожи в терморегуляции организма».

Представляем вашему вниманию очередной урок биолога из Казани Рамзии Сафиной. Она работает в технологии индивидуализированного обучения Юрия Макарова. Ее же занятие на тему «Пищеварение в желудке и кишечнике» было опубликовано в №47 «Учительской газеты» за 23 ноября 2010 года. Еще один урок, на тему «Основные закономерности эволюции», вы сможете найти на нашем сайте в архиве рубрики «Сценарии» раздела «Методика».

Цели

1)      определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функции кожи;

2)      развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: карточки с вопросами, тексты, таблица «Кожа».

Ход урока

Оргмомент. Целеполагание.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со строением кожи, с ролью кожи в терморегуляции; будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке. За что? Сколько заданий на «3», на «4», на «5»?

Работа с разноуровневыми вопросами.

А

1.Что такое терморегуляция? (Это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды; или это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме).

2. Почему терморегуляция необходима организму? (Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в рамках от 36,5ºС до 36,9ºС, что очень важно для функционирования белков и других органических веществ. Человек может переносить лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение выше 43ºС и падение ниже 25ºС, как правило, смертельно).

3. Каковы механизмы терморегуляции? (Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению).

4. Какова температура тела человека? (Температура на поверхности кожи здорового человека составляет 36,6 градусов).

5. Как изменяется просвет кровеносных сосудов при измерении температуры воздуха? (Когда температура окружающей среды становится высокой, кровеносные сосуды кожи расширяются, через них протекает больше крови, кожа нагревается, отдача тепла в окружающую среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха падает, организм стремится сохранить тепло. Просвет кровеносных сосудов сужается, отдача тепла уменьшается).

В

6. Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции? (Кожа – орган терморегуляции, терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже в коже).

7. Что такое пот? Как осуществляется потоотделение? (В сильную жару, когда температура тела ниже температуры окружающей среды, расширение сосудов уже не может усилить отдачу тепла. В этом случае опасность перегревания устраняется потоотделением. Испаряясь, пот поглощает с поверхности кожи большое количество тепла (на испарение 1 г пота тратится 0,58 калорий тепла). Вот почему температура тела человека не повышается  даже в самую жаркую погоду).

8. Что влияет на интенсивность потоотделения? (На потоотделение влияет несколько причин. Это температура воздуха, его движение и влажность).

9. Почему во время многих болезней температура тела повышается? (При проникновении

инфекции в организм наряду с защитными веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие) вещества. Они действуют на нервные центры теплорегуляции. Реакция  нервной системы на пирогенные вещества приводит к повышению температуры и является показателем благоприятного течения болезни. Это отражение активной борьбы организма с инфекцией, его естественная реакция).

10. Что дает повышенная температура больному организму? (Повышенная температура ускоряет химические процессы, увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма).

11. Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства? (Стойкая высокая температура создает большую нагрузку на сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм. Переносить такое состояние долгое время больной обычно не может. Но подавление высокой температуры осложняет инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить температуру лекарством, а воздействовать на основную причину болезни).

Рефлексия. Подведение итогов.

Тестирование.

1.В коже различают:

а) два слоя;

б) три слоя;

в) четыре слоя.

2. Какую функцию выполняет кожа:

а) защитную и выделительную;

б) опорную и защитную;

в) выделительную и опорную.

3. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

4. Пигмент находится:

а) в собственно коже;

б) в наружном слое кожи;

в) во внутреннем слое кожи.

5. Где расположены потовые и сальные железы?

а) в эпителиальном слое;

б) в собственно коже;

в) в наружном слое кожи.

6. Волосы и ногти:

а) производные эпидермиса;

б) производные собственно кожи;

в) производные внутреннего слоя кожи.

7. За сутки пота выделяется:

а) 100- 300 мл.,

б) 700-1300 мл.,

в) 50- 100 мл.

8. Температура тела человека:

а) постоянная;

б) зависит от температуры окружающей среды;

в) изменяется при понижении температуры  окружающей среды.

9. При повышении температуры воздуха просветы кровеносных сосудов:

а) сужаются;

б) расширяются;

в) не меняются.

10. В сильную жару теплоотдача:

а) усиливается за счет расширения сосудов кожи и потоотделения;

б) не изменяется;

в) усиливается за счет потоотделения.

11. Как меняется теплоотдача при напряженной мышечной работе:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

12. Что происходит с кровеносными сосудами при понижении температуры среды:

а) расширяются;

б) сужаются;

в) не изменяются;

5. Индивидуальное задание: желающим подготовить сообщения на темы: «Закаливание организма», «Курение и потомство» и «Алкоголь и развивающейся организм».

Рамзия Сафина, учитель биологии гимназии №2 Казани, Республика Татарстан

Во вложенном файле – таблица этапов урока.

Фото с сайта feelgood.com.ua

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте