search
main
0

Построим новую Россию?!

Нацпроект «Образование» стартовал в России в 2019 году. Предполагалось, что он поможет регионам в ближайшие четыре года на предоставленные субсидии от государства обновить материально-техническую базу в школах, создать условия для занятий физической культурой и спортом в сельских школах, установить современное и технологическое оборудование, построить детсады и школы, детские технопарки «Кванториум», создать центры выявления и поддержки одаренных детей, центры цифрового образования детей и многое другое. Предполагалось, что все это появится в России до 2024 года. Второй год нацпроекта «Образование» внес коррективы в виде коронавируса и замедления темпа освоения средств. Как обстоят дела в регионах на сегодняшний день? Об этом рассказывают собкоры «Учительской газеты».

Карелия: cтроительство и работа продолжаются!

В Карелии нацпроект «Образование» стартовал в 2019 году. Тогда в Министерстве образования республики рассказали, что регион будет участвовать в реализации семи федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность». Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение реализации мероприятий региональных проектов национального проекта «Образование», составил 761,3 млн рублей, в том числе из федерального бюджета бюджету Республики Карелия выделено 673,8 млн рублей.

В рамках заявленных мероприятий обещали обновить материально-техническую базу в двух образовательных организациях республики, реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы; приобрести оборудование и мебель для организации рабочих мест сотрудников регионального Модельного центра дополнительного образования детей Республики Карелия; обновить материально-техническую базу для занятий физической культурой и спортом; внедрить целевую модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях республики.

Тогда эти обещания казались едва ли исполнимыми. Но в сентябре 2020 года можно говорить о том, что планомерная работа главы Карелии Артура Парфенчикова и Министерства образования республики дала результаты. И если в 2019 году изменения касались в основном оснащения образовательных организаций, то в этом году речь идет о более ощутимых результатах. Вот лишь некоторые из них.

В Петрозаводске продолжается строительство школы на 1350 мест в микрорайоне Древлянка. Строительство планируют закончить в первом полугодии 2021 года. Для образовательной организации уже закупается оборудование, подрядчик благоустраивает территорию, занимается пришкольным стадионом.

Здание еще одной школы для 200 ребят в следующем году построят в поселке Деревянка Прионежского района. Проектно-сметная документация получила положительное заключение госэкспертизы, в октябре планируют объявить торги на выбор подрядчика и в 2020 году начать строительство. Финансирование из федерального бюджета составит примерно 60 процентов. Оставшуюся сумму изыскали в бюджете республики.

Садик на 300 мест появится к концу 2020 года в поселке Чална Пряжинского района. Работы по возведению здания начались в августе.

Строительство еще двух дошкольных учреждений в карельской столице – на улицах Энтузиастов и Судакова – завершено на 62 и 82%. В планах строительство еще одного детсада.

В Прионежском районе Карелии завершается оформление всех разрешительных документов на ясли в Шуе и детский сад в Заозерье. Открыть их планируют в конце сентября.

К 1 сентября в 30 сельских школах и школах малых городов Карелии открылись образовательные центры «Точка роста». «В обновленных классах яркий дизайн и функциональная мебель, но это не самое главное. В кабинетах установили современные компьютеры, цифровое оборудование для уроков информатики, технологии и ОБЖ. Здесь же ученики могут заниматься робототехникой и ЗD-моделированием. Согласитесь, это то, что действительно интересно современным школьникам», – прокомментировал новость глава республики Артур Парфенчиков, уточнив, что благодаря нацпроекту «Образование» 10 тысяч ребят из районов республики будут получать знания в качественно новых условиях.

Благодаря нацпроекту «Образование» в 16 сельских школах отремонтированы спортивные залы. Например, в кондопожской школе №3 с момента постройки, а это 1987 год, такого масштабного ремонта спортзала, как в этом году, еще не было. Этим летом в зале привели в порядок стены и потолок, вместо старых окон и дверей установили новые, отремонтировали пол. Сделали ремонт и в раздевалках.

В селе Михайловском Олонецкого района школьный спортзал был капитально отремонтирован пять лет назад. И каждый год для спортзала закупали новое оборудование. Теперь у михайловских школьников есть современный инвентарь для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, футболом, волейболом и баскетболом. А в этом году благодаря нацпроекту ребята смогут заниматься воркаутом – рядом со школой появилась площадка, на которой установлены 8 тренажеров. Всего на ремонт школьных спортзалов и оснащение их инвентарем по проекту «Образование» выделено более 22 млн рублей.
В рамках нацпроекта «Образование» в 2020 году в 101 образовательном учреждении появились новые ноутбуки, интерактивные комплексы, устройства для печати, сканирования и копирования документов и другое современное цифровое оборудование.

«Масштабную работу по модернизации школ и техникумов продолжим и дальше. В ближайшие годы появятся новые школы в Петрозаводске, Медвежьегорске, Кеми, в поселке Деревянка Прионежского района. Строим и детские сады», – говорит о планах глава Карелии Артур Парфенчиков, уточняя, что в республике также действует региональная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в образовательных учреждениях, в том числе в спортивных залах, продолжаются работы по замене старых окон на современные стеклопакеты.

Мария ГОЛУБЕВА

Три из семи готовы!

В Омской области планируется создать для учащихся 5266 мест

В начале прошлого учебного года в омской гимназии №88 обвалился потолок. Родители били тревогу еще несколько лет назад, здание 1955 года пытались ремонтировать, но помогало мало. Нынче 88 учеников пришлось распределить по другим учебным заведениям: здание признано аварийным, нужно усилить фундамент, менять перекрытия. Сейчас областная прокуратура проверяет безопасность омской школы №65, о чем тоже сообщили родители. «Учимся уже пятый год, фасад как был, так и разрушен, крыша болтается», – сообщили они в соцсетях. Жители Муромцевского района тоже рассказали, что школа в деревне Лисино находится в плачевном состоянии: протекает крыша, и ремонта в этом году не было запланировано.

Большинство из 728 школ Омской области построено в советское время. Сколько из них находится в аварийном состоянии, можно судить только по таким сообщениям – Министерство образования Омской области цифру не озвучивает. Но по программе ликвидации второй смены в школах, разработанной правительством области в 2016 году, на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт-расширение уже действующих должно было быть заложено более 24 млрд рублей. Согласно программе региону необходимо было быстро, за 10 лет, построить 60 новых школ, провести капитальный ремонт в более чем 70 образовательных организациях, 6 зданий реконструировать. Программа, впрочем, так и осталась на бумаге, но три школы все же появились. Одну построил в Муромцевском районе меценат Борис Коваленко исключительно на свои деньги, загоревшись идеей возвести для земляков лучшую школу в России: 22 учебных класса, помещения для трудового обучения, хореографический и тренажерный залы, скалодром, бассейн, учебный тир.

Между тем в регионе остро стоит проблема двухсменности. В августовском докладе министра образования Татьяны Дерновой содержатся такие данные: в прошлом году численность обучающихся во вторую смену составила 37 тысяч человек, то есть 16 процентов. В этом году, по расчетам, количество учеников второй смены должно было быть уже 43 тысячи. Увеличение вызвано и тем, что детей становится больше, и тем, что не хватает помещений в детских садах и школах. К 2024 году, как прогнозируется в докладе, потребуется еще 39 тысяч новых мест для школьников и детсадовцев, и решить этот вопрос можно только за счет строительства новых зданий.

Теперь Министерство образования Омской области обещает, что в рамках национального проекта «Образование» за период 2019-2022 годов в регионе будут построены 7 школ, которые обеспечат 5266 мест для учащихся. До конца 2020 года должна быть введена в эксплуатацию школа на 1122 места в микрорайоне Амурский-2. В сентябре планируется заключение контракта на строительство школы на 550 мест в городе Исилькуле. В октябре – на строительство образовательного учреждения в поселке Черлак, в ноябре – на строительство школы в микрорайоне Ясная Поляна Троицкого сельского поселения, затем – на строительство школы на 550 мест с корпусом детского сада на 80 мест в поселке Горьковское. Все это планируется ввести в строй в 2021 году, а к 2022‑му должны быть построены еще две школы в Омске на окраинах Омска – улице Завертяева и Космическом проспекте. Правда, школа в городе Исилькуле, например, на которую только планируется заключить контракт, согласно планам Минобразования Омской области, опубликованным на его сайте, должна быть уже и сдана к концу 2020 года, что нереально. То есть нацпроект уже не выполняется? Есть серьезные опасения, что его добрые намерения в регионе в очередной раз застрянут в бравурных отчетах.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск

Сады по осени считают

В Великом Новгороде строительство детсадов затянулось на год

Ровно год назад, прошлой осенью, в Великом Новгороде согласно нацпроектам «Образование» и «Демография» должны были появиться три новых детсада. На их строительство было выделено более 480 миллионов рублей. Но в сентябре 2019‑го дошколята и их родители из трех больших микрорайонов Ивушки, Псковский и Северный обещанных садиков не дождались.
Первые подрядчики, подписав контракты, через некоторое время объявили: сдать садики в срок они не успеют. Тогда, как в детской игре в салочки, «водить» начал другой. Строительством всех трех детсадов занялась одна компания. Однако в апреле 2020 года контракты расторгли и с ней. И в мае 2020‑го опять были выбраны новые подрядчики.

Новые три подрядчика пообещали сдать недостроенные садики до конца нынешнего календарного года. Ситуацию взял под личный контроль губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Микрорайоны, где ждут новых садиков, новые, состоят из многоэтажек, густо заселены. Здесь живет много молодых семей с детьми. Горожане недовольны затянувшимся строительством.

В сентябре 2020 года в городской администрации прошла специальная пресс-конференция, посвященная реализации нацпроектов и государственным программам в сфере строительства. На ней заместитель главы администрации Великого Новгорода Иван Средняков сообщил радостную новость: подрядчик, строивший детский сад в микрорайоне Ивушки, все работы выполнил. В настоящее время ведутся мероприятия по вводу объекта в эксплуатацию. Заключаются договоры с обслуживающими организациями, начат набор сотрудников и прием документов у родителей.

На пресс-конференции был назван и срок завершения строительства оставшихся двух садиков. Это 31 декабря 2020 года. Дошколята и их родители ждут свой запоздалый подарок к Новому году…

Всего в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография» в Новгородской области планируется построить до 2021 года тринадцать детских садов. Пройдет ли строительство гладко или опять возникнут трудности?

Почему затягивается возведение столь важных социальных объектов? Комментарий корреспонденту «УГ» дал представитель одной из московских строительных фирм, попросивший не обнародовать его реальное имя и фамилию. Александр С. раскрывает тайны строительных тендеров:

– Если подрядчик для возведения строительных объектов выбирается по конкурсу – это само по себе абсурдно. Ведь сметы составляются согласно строительным нормам и правилам, есть установленные расценки работ. Все стройматериалы имеют определенную минимальную цену. В условиях конкурса какой-то подрядчик может предложить меньшую стоимость, чтобы опередить конкурентов, а впоследствии не сможет выполнить все работы и откажется от их завершения. Это ситуация, к сожалению, распространенная по всей стране. Поэтому я считаю: тендер в строительстве в принципе недопустим. Это может привести и к более опасным последствиям, чем долгострой. А выбор подрядчика должны осуществлять менеджеры – специалисты по строительству.

Светлана ПОТАПОВА

Все начинается с мечты

В Воронежской области ввели в строй три новые школы

Успешной назвал реализацию нацпроекта «Образование» в Воронежской области директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации Игорь Михеев. Он участвовал в областном педагогическом совещании, организованном перед началом учебного года на базе школы-новостройки в селе Ямное Рамонского района.

Всего же в этом учебном году в Воронежской области ввели в строй три новые школы: Яменскую на 1100 мест, школу на 220 мест в селе Александровка Донская Павловского района, комплекс «школа – детский сад» на 775 мест для школьников и 145 для дошкольников в поселке Грибановский. Четвертой новостройкой стало дополнительное здание к школе №1 в селе Хреновое Бобровского района. Не остались без подарков от строителей и самые маленькие жители области, для них в этом году построено 14 детских садов на 1108 мест.

В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в сельских учебных заведениях в наступившем учебном году открываются 42 центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». К скоростным каналам связи за лето в области было подключено около 500 учреждений в сельской местности и поселках городского типа. Хорошим подарком стало новое оборудование для создания рабочих мест учителей в 105 образовательных организациях региона.

О том, какие системные задачи стоят перед образовательной сферой в процессе реализации национального проекта «Образование», рассказал руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. В ближайшее время особое внимание будет уделено объединению образовательных центров в сетевые кластеры. Каждая школа должна иметь возможность пользоваться ресурсами всей системы, это поможет предоставить качественное образование любому ребенку вне зависимости от места проживания. Достичь желаемой цели также помогает развитая инфраструктура центров, осуществляющих задачи нацпроекта «Образование», – это «Точки роста», «Доброшкола», реализующая адаптивные образовательные программы.

Большой плюс нацпроекта «Образование» заключается в огромных возможностях, которые он предоставляет, можно сказать, расширяет горизонты и даже поощряет грандиозные мечты. Например, Воронеж уже год гудит в предвкушении суперстройки, которая вот-вот начнется, а окончание уже известно. На 2022 год в Воронеже запланировано введение в строй самой большой в России школы! Предполагается, что это будет здание высотой три-четыре этажа, внешне оно должно напоминать планету знаний, у которой будет свой спутник, то есть здание начальной школы. Внутри главной планеты планируют построить форум с атриумом и амфитеатром, общественный блок с коворкингами, медиазоной, центром школьного самоуправления, клубными пространствами, информационно-библиотечной зоной, литературными клубами, медиакафе, зрительным залом для театральных постановок со сценой и репетиционными залами. Предполагаются и специализированные учебные блоки, а также эксплуатируемая кровля с астрономической башней. Ее предлагают использовать для уроков астрономии и внеклассной деятельности. Столовую в супершколе планируют разместить на двух этажах. Будущую планету знаний, рассчитанную на 2860 «космонавтов»-учеников, уже назвали мегашколой. Городские власти хотят обустроить ее в самом густонаселенном микрорайоне областного центра.

Чудеса новостройки

В Курской области в этом учебном году сразу несколько новостроек. Школа №58, рассчитанная на тысячу учеников, открылась в областном центре на проспекте Клыкова. На улице Антокольского встретила учеников капитально отремонтированная школа №11, до этого не работавшая более пяти лет. Еще одна новостройка порадовала жителей Железногорска: школа №14 приняла 1159 детей. Эту школу очень ждали, так как расположена она в густонаселенном районе, застроенном высотными домами, – жителей много, а социальные объекты в дефиците.

Большая четырехэтажная школа сразу стала центром притяжения для всего микрорайона. Учебные кабинеты оснащены по последнему слову компьютерной, мультимедийной и интерактивной техники. Кроме обычных кабинетов информатики есть 10 мобильных классов с ноутбуками. В кабинете физики два цифровых телескопа, современные лаборантские в кабинетах химии и биологии. В школе четыре лингафонных кабинета для эффективного усвоения иностранных языков и большой кабинет робототехники, в котором ученики смогут получить профессиональные навыки по трем направлениям – механике, программированию и теории управления.

На улице спортивная площадка с тренажерами для воркаута, а в самом здании – три спортивных зала и есть еще тренажерный. Рассказывает директор школы Галина Васильевна Зверева:

– Школу мы очень ждали. Строить ее начали в июле 2016 года, а первого сентября этого года торжественно открыли. Появление еще одной школы помогло решить проблемы города.

По словам директора, из шести входов, которые есть в здании, задействовано пять, этого достаточно, чтобы всем детям измерить температуру и без опозданий и очередей развести всех по классам. Учебных кабинетов на всех тоже хватает. В школьном здании отдельным блоком выделена начальная школа, в ней 22 класса, первоклассников – 235 человек, первых классов – восемь. При мощности школы 1000 детей в этом году приняли 1159, и все умещаются. В этом году нет одиннадцатого класса, но все надеются, что в следующем году он будет. И что снова вернется кабинетная система, при которой дети ходят по школе из одного класса в другой, а не учитель. Это даст возможность упростить обучение и размещение и вернуться к нормальному, без нервов, образовательному процессу.

Есть в новой школе свои особенности. Например, все три спортивных зала выкрашены в разные цвета – желтый, зеленый и синий. В желтом чаще проводятся уроки для первых – четвертых классов, зеленый – для основной и старшей школы, а синий зал предназначен для игровых видов спорта, в нем собираются волейболисты, гандболисты и любители баскетбола.
В помещении начальной школы свое «диво дивное» – интерактивный пол, от которого в восторге и дети, и взрослые! Как работает этот пол, когда на нем во время перемены играют в «Морской бой», в «снежки» или «собирают» осенние листья и морские раковины, специально показывали губернатору Курской области Роману Старовойту, приезжавшему на открытие школы.

Что касается образовательной деятельности, в новой школе много внимания отводится изучению запросов детей и родителей. По их пожеланиям с пятого класса ввели информатику, а в десятом – профильные группы. Открыли технологический профиль, естественно-научный, гуманитарный и социально-экономический.

– Галина Васильевна, что для вас как для директора важно, чтобы было в вашей школе?

– Взаимопонимание! Среди всех участников образовательных отношений – учителей, детей и родителей. И чтобы была поддержка друг друга во всем этом сообществе. Мы стараемся, чтобы в нашем новом общем коллективе главными стали взаимоуважение, терпение и взаимопомощь.

Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте