Гадалка предсказала ему сложную жизнь, полную опасностей. Впрочем, а кому предсказывают жизнь легкую, без волнений и тревог? Но гадалка уточнила, что он умрет в результате седьмого покушения. И тут она не ошиблась. Разумеется, если не считать покушений, которые готовились, но по разным причинам не состоялись.
За две недели до смерти он каждое утро находил на подоконнике спальни растерзанных голубей. Оказалось, на крыше поселился коршун. Поставили капкан. Птица подняла его в воздух, но далеко улететь не смогла. Коршун был таким огромным, что его чучело поместили в Кунсткамеру.
Речь идет о российском императоре Александре II, убитом террористами из “Народной воли” 1 марта 1881 года.
Его эпоха занимает особое место в истории. Ее главное событие – крестьянская реформа, изменившая жизнь страны самым коренным образом. Историк А.А. Левандовский во вступительной статье к книге Леонида Ляшенко “Александр II, или История трех одиночеств” (М.: Молодая гвардия, 2002, серия “Жизнь замечательных людей”) называет отмену крепостного права жизненным подвигом императора. Речь шла о том, чтобы изменить в корне страну, причем так, как до этого никто не менял ее. Разве что Петр I.
А. Левандовский сравнивает деятельность этих двух императоров. “Но попробуйте назвать великими Петровские реформы – не все сразу, а каждую в отдельности. По-моему, язык не повернется, если в понятие “величие” мы вкладываем хоть сколько-нибудь возвышенный смысл, не ограничивая его исключительно широтой, размахом и количеством человеческих жертв… В самом деле – подушная перепись, окончательно закабалившая крестьян в их отношениях с государством и помещиком, распространение крепостных отношений на сферу мануфактурного производства; создание чиновной бюрократии; рекрутчина… Можно сколько угодно говорить при этом о необходимости, целесообразности, блестящих результатах всех этих мер с точки зрения государственной, искренне восхищаться ими, по-моему, трудно, для этого надо полностью подавить в себе те свойства, которые так или иначе присущи, наверное, каждому из нас (или должны быть присущи): человечность, стремление к свободе, неприятие насилия… А вот реформы, проведенные Александром II: освобождение крестьян; создание органов местного самоуправления; гласный, независимый от бюрократии суд; всеобщая воинская повинность”.
Вообще жизнь императора в целом складывалась довольно благополучно. Счастливый брак, да и в детстве повезло с учителями. Василий Андреевич Жуковский так излагал свою идею воспитания наследника: “Его величеству нужно быть не ученым и просвещенным. Просвещение должно ознакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага… Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью”. Таким образом, главной идеей воспитания было образование для добродетели, развитие добрых природных качеств, искоренение дурных наклонностей. К тому же отец, Николай Первый, часто прививал детям мысль: “Всякий из вас должен всегда помнить, что только своей жизнью он может искупить происхождение великого князя”. То есть рождение в императорской семье надо было искупать – то ли как грех, то ли как особую отметину судьбы.
Интересен факт, когда десятилетний Александр нарисовал по заданию учителей эскиз герба для своего флага. Он изобразил скалу, муравья и якорь. Вокруг рисунка шел девиз: постоянство, деятельность, надежда. Слова, наверное, отражали то, что хотели слышать учителя, другое дело – рисунок. Утес – сила и одиночество, муравей – труд без устали, якорь – надежда. Доброта и сентиментальность стали отличительными чертами в характере будущего императора, к отрицательным чертам учителя относили нападавшую иногда странную хандру, апатию.
Нужно заметить, что, несмотря на объем сделанного и всю важность проведенных реформ, об Александре II как человеке написано очень немного. Книга восполняет этот недостаток.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии