Школа – уникальный инструмент, созданный человечеством для реализации задачи сохранения и поддержания человека в его истинно человеческом, социальном статусе. На протяжении сотен лет шла трансформация представлений об идеальном устройстве школы.
Казалось бы, созданный Яном Амосом Коменским в первой половине XVII века механизм, подобный часам, должен был служить главным способом достижения цели образования знающего, благочестивого, духовного индивида. Именно Коменский явно сформулировал идею о необходимости непрерывного образования в течение всей жизни и четко обозначил приоритеты на каждом из возрастных этапов и способы их достижения. Более того, Ян Коменский заметил: «Обучение других следует соединять с собственным учением!»
Необходимым условием успешности деятельности педагога является осознание им процесса образования, воспитания. В настоящий момент важным стало не просто описание учителями удачных разработок, конкретных фактов, практики педагогического взаимодействия, но их серьезное теоретическое обобщение, осмысление, убедительная интерпретация, концептуализация.
Рассуждая о том, является педагогика наукой или искусством, кем должен быть и кем подчас является педагог – ремесленником или мастером, выдающийся российский педагог П.Ф.Каптерев отмечал: «Практическая деятельность не имеет стремления объяснять явления, а преследует только утилитарные цели, чьи-либо выгоды и интересы. …И вот практики торжествуют победу, потому что ближайшая цель достигнута – экзамен сдан, общественное зло не обнаруживается. Но какими средствами эта цель достигнута – разумными или неразумными? От достижения ближайшей цели получилась существенная польза и на будущее время или вся благотворность результата ограничивается одной видимостью и настоящим моментом, а дальше и по существу будет хуже, чем было прежде? Подобными вопросами истые практики никогда не задаются». Как же, по мнению П.Ф.Каптерева, педагог может осмыслить, рационализировать свою деятельность? Очень легко, «так как она непосредственно связана со многими и различными научными сферами. … Но для этого нужно получить соответствующую педагогическую подготовку, нужно получить вкус и любовь к научному исследованию».
Как представляется, сама подготовка будущих педагогов и переподготовка, осуществляемая курсами повышения квалификации, должна быть ориентирована на построение образовательного процесса в обществе не индустриальном, для которого столь детально разработал свою концепцию Я.А.Коменский, и не постиндустриальном, время которого также осталось в прошлом, а в информационном обществе, в котором мы живем в настоящее время. Совершенно иные, тринитарные отношения детерминируют своеобразие образовательной модели для данного общества. Мир, человек, информация – вот та тройка идеальных объектов, которая задает базу для рассмотрения идеализированных объектов – среды, субъекта, контента, – через которые можно описать объект инфомира.
Возможно, именно через специально организуемые педагогом когнитивные провалы и осуществляется образовательный процесс. В этой связи интерес представляет использование современных образовательных технологий, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, дебаты, педагогической технологии мастерских и других. Последняя из перечисленных технологий является, вероятно, наиболее показательной, так как уже в структуре данной технологии предусмотрен этап разрыва, который по сути своей и знаменует когнитивный провал, который ведет к открытию и постижению новых смыслов.
Личность ребенка в такой работе растет, происходит ее становление. Но учитель, организовавший и осуществивший этот процесс восхождения вместе с детьми, вместе с каждым, – и он значительно возрастает в личностном плане.
Удивительно, но о необходимости деятельностного подхода читаем уже у Я.А.Коменского: «Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни». Но в гораздо большей степени, возможно, за время подготовки и проведения мастерской изменится и внутренний мир учителя – он сделает еще один шаг по пути развития своей профессиональной компетентности в знаниях, умениях, навыках и, главное, в личностной заинтересованности их деятельностного применения, то есть раскроет еще один глубокий ресурс развития – педагогические технологии.
Таким образом, для успешной работы учителю необходимо искать глубинные теоретические основания применяемых технологий, осознавать и анализировать деятельность свою и своих учеников. Ведь в противном случае, по словам профессора, доктора философских наук В.И.Купцова, «кто не хочет работать головой, тот будет обременять свои ноги и руки».
Из всего сказанного следует, что образовательный процесс неизбежно вовлекает в активное созидательное формирование, развитие, совершенствование всех его участников – и учеников, и учителей. Только тогда он будет успешным. Поэтому, чтобы учить, учусь!
Елена КОРНЕЙЧИК, учитель начальных классов школы №117
Комментарии