Тема «Славянская мифология. :: Тема «Вертикальное устройство мира в мифологии и фольклоре. ::
Тема «Славянская мифология.
Духи природы»
Цель: рассмотреть взаимоотношения человека и природы на мифологических примерах.
Задачи:
Развитие коммуникативных способностей.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Выработка активной жизненной позиции.
Работа над умением отстаивать свою точку зрения.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. Рассказ о русалках и водяных.
2. Чтение текста о лешем.
3. Подготовка вопросов к тексту и ответы на них (работа в парах).
4. Чтение текста «Домой». Сравнение духа дома и духов природы.
5. Приметы, обряды и обычаи, связанные с этими духами и дошедшие до наших дней.
6. Выводы:
1. Вселенная – это единая замкнутая система. В ней ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда. Человек происходит из природы (от родоначальника – тотема) и после смерти возвращается в природу.
2. С миром природы связаны женщина и мертвые. Поэтому отношение к ним двойственное – их магические свойства используются, но сами они считаются чужими, враждебными.
3. Двойственное отношение у древнего человека и к природе. Стихии помогают, но и вредят; очищают, но и уничтожают. Очистительная сила природных стихий использовалась в древних ритуалах очищения.
4. Лес, поле, водоем населены духами. Попадание человека на чужую территорию сопряжено с опасностью.
5. Люди, чьи профессии связаны с опасными стихиями (кузнецы, гончары), – это посредники между человеческим миром и природой. В фольклоре профессия служит характеристикой героя.
7. Составление таблицы по образцу (систематизирующее задание). (См. таблицу).
Тема «Вертикальное устройство мира в мифологии и фольклоре.
Мировое дерево»
Развитие творческих способностей.
Воспитание любви к родной природе.
Работа над самосознанием и самоопределением личности на предмет духовных ценностей.
Эстетическое развитие.
Развитие аналитических способностей учащихся.
1. Беседа. Активизация имеющихся знаний, представлений, читательского опыта.
В мифах каких народов вам встречался образ мирового дерева?
Какова его роль?
Что олицетворяет мировое дерево?
Почему у различных народов в качестве мирового выступают деревья различных пород?
Расскажите о ясене Игдрессиле.
Какое дерево особо почиталось на Руси? Докажите свою мысль примерами из фольклора.
Какую роль дуб играет в сказках Пушкина? Почему?
2. Рассказ учителя.
Как известно, существуют четыре стороны света: север, юг, запад, восток. Самая священная из них – восток (почему?).
«Стану я, раб такой-то, к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь…» (из заговора).
По вертикали фольклорный мир состоит из верхнего, среднего и нижнего царств: небесного, земного и подземного (подводного). Отношение к ним в фольклоре различное. Верхняя зона – положительная. Сравнение с птицами – существами верхнего царства – наибольшая похвала. Вот как на свадебном обряде величают жениха:
У тебя очи ясные,
Как у ясного сокола,
У ясна перелетного.
(Обрядовая песня)
А невесту сравнивают и с лебедушкой, и с павою (павлином), с голубкой:
У нее очи ясные,
Как у белой лебедушки,
У нее же, у девицы,
У нее, у красавицы,
Что походка павиная,
Речь-говорь голубиная.
Нижний мир – мир отрицательный. Подземное и подводное царства связаны в фольклоре с миром мертвых. Попадание туда героя грозит ему гибелью, серьезными испытаниями.
Чтобы вызволить матушку, спускается Иван-царевич «по плиту железную, в яму подземельную». Там, в жемчужном царстве, ему приходится сразиться с Вороном Вороновичем (ворон – традиционный символ смерти).
Середина – это магический центр, примиряющий правое и левое, переднее и заднее, верх и низ. Середина соединяет небо и подземелье. В среднем царстве живет человек – он и есть середина мира. Человеку – герою фольклора – помогают жители и верхнего, и нижнего царства, сам он может спускаться в подземелье и подниматься в небеса.
На помощь солдату, герою сказки «Елена Премудрая», приходят орел и рыба; первый прячет его «за облака – тучи темные», а рыба – в море, под пески.
Отражение вертикального строения Вселенной в мифологии и фольклоре разных народов – мировое древо, мировой столб, мировая гора. Они находятся в магическом центре мира и соединяют все три царства.
В русском фольклоре мировое древо – это чаще всего дуб: на 12 дубах сидит Соловей-разбойник, под дубом спрятана смерть Кощея, у дубовых стволов привязаны волшебные жеребцы.
Удивляться этому не приходится. В древности дуб был одной из основных пород, покрывавших славянские земли, как и почти всю Европу. В нем многое вызывало почтение: толстые, в два обхвата, стволы высотой до 40-50 м, кора толщиною в ладонь, долговечность (до 1000-1500 лет), твердая, устойчивая к гниению древесина. Дубравы укрывали людей от стихий и врагов, кормили (охота). Лепешки из желудевой муки были, видимо, первым хлебом в наших краях. Увы, большая часть европейских дубрав за последнюю тысячу лет сведена.
С верхней частью мирового древа (крона) связаны птицы; со средней (ствол) – копытные животные, пчелы, человек; с нижнем (корень) – змеи, лягушки и существа подводного царства.
Старуха из сказки «Петушок – Золотой гребешок и жерновки» роняет желудь в подполье (нижний мир), дубовый росток добирается до пола (граница между нижним миром и средним – жилье человека), пол прорубается, деревце вырастает до потолка, крыши (граница человеческого, среднего мира с верхним). Дед снимает ее, дуб дорастает до самого неба, и старик взбирается по дереву на небо. Здесь мировое древо – дуб связывает три части мира. Так с помощью сказки передается знание о вертикальном устройстве Вселенной.
Для древнего человека все в мире имело свое фиксированное место. А сам человек? Ведь он отправляется в путешествие, проникает на небеса, в подземный и подводный мир. Фольклорный герой преодолевает препятствия, при помощи волшебной силы пересекает границы, общается с жителями чужого мира – мертвыми, живыми, с силами природы. Но все чужие для него: ведь он не мертвец и не зверь. Мир мертвых чужд для него, живого. Чужой для него мир зверей – он же человек. Поэтому его пребывание в чужом пространстве – временно, он всегда возвращается в свое пространство, к себе.
Вопросы и задания
Подберите из сказок примеры мирового древа, мировой горы. Объясните, зачем в сказках дается их подробное описание.
Вспомните, с помощью чего устанавливается и чем украшается новогодняя елка. Попробуйте сделать классификацию елочных украшений.
Сопоставимы ли с тремя царствами три времени (прошлое, настоящее, будущее)?
3. Чтение текста «Деревья». Обсуждение прочитанного.
Вопросы для обсуждения:
С каким новым вариантом славянского мифа о происхождении земли вы познакомились?
Какова роль различных деревьев в славянской мифологии?
Какие поверья и обряды связаны с различными деревьями?
Какую роль в русских народных сказках играет дуб, а какую яблоня?
4. Творческая работа. Сочинение (стихотворение) о любом дереве (на выбор учащегося).
Примеры полученных работ.
Яблоневый сад
Наступило лето. В лесу и в саду пахло разными ягодами и цветами. Но лучше всего был запах яблок. Яблоня так вкусно пахла, что хотелось быстрей попробовать яблоко. Рано утром я вышел в сад и сразу почувствовал запах яблок.
Яблоки были еще зеленые, но на них так блестела роса, что они казались прозрачными в солнечных лучах. Я протянул руку, и на моей ладони оказался маленький шарик, еще не зарумянившийся и не налившийся соком.
Но придет осень, яблоки созреют и будут похожи на маленькое солнце.
БЛАШИН Алексей
Яблонька
Маленькую яблоньку посадил
мой дед
В день, когда я появилась на свет.
Выросла яблонька. Как хороша!
Рядышком с ней отдыхает душа.
Весною в цветах, как невеста,
стоит.
А осенью яблочком нас одарит.
ХОХЛОВА Ольга
5. Домашнее задание. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о различных деревьях.
Марина ФРОЛОВА, учитель гимназии № 2, Раменское
Комментарии