search
main
0

Посредники между человеком и природой

Тема «Славянская мифология. :: Тема «Вертикальное устройство мира в мифологии и фольклоре. ::

Тема «Славянская мифология.

Духи природы»

Цель: рассмотреть взаимоотношения человека и природы на мифологических примерах.

Задачи:

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Выработка активной жизненной позиции.

Работа над умением отстаивать свою точку зрения.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. Рассказ о русалках и водяных.

2. Чтение текста о лешем.

3. Подготовка вопросов к тексту и ответы на них (работа в парах).

4. Чтение текста «Домой». Сравнение духа дома и духов природы.

5. Приметы, обряды и обычаи, связанные с этими духами и дошедшие до наших дней.

6. Выводы:

1. Вселенная – это единая замкнутая система. В ней ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда. Человек происходит из природы (от родоначальника – тотема) и после смерти возвращается в природу.

2. С миром природы связаны женщина и мертвые. Поэтому отношение к ним двойственное – их магические свойства используются, но сами они считаются чужими, враждебными.

3. Двойственное отношение у древнего человека и к природе. Стихии помогают, но и вредят; очищают, но и уничтожают. Очистительная сила природных стихий использовалась в древних ритуалах очищения.

4. Лес, поле, водоем населены духами. Попадание человека на чужую территорию сопряжено с опасностью.

5. Люди, чьи профессии связаны с опасными стихиями (кузнецы, гончары), – это посредники между человеческим миром и природой. В фольклоре профессия служит характеристикой героя.

7. Составление таблицы по образцу (систематизирующее задание). (См. таблицу).

Тема «Вертикальное устройство мира в мифологии и фольклоре.

Мировое дерево»

Развитие творческих способностей.

Воспитание любви к родной природе.

Работа над самосознанием и самоопределением личности на предмет духовных ценностей.

Эстетическое развитие.

Развитие аналитических способностей учащихся.

1. Беседа. Активизация имеющихся знаний, представлений, читательского опыта.

В мифах каких народов вам встречался образ мирового дерева?

Какова его роль?

Что олицетворяет мировое дерево?

Почему у различных народов в качестве мирового выступают деревья различных пород?

Расскажите о ясене Игдрессиле.

Какое дерево особо почиталось на Руси? Докажите свою мысль примерами из фольклора.

Какую роль дуб играет в сказках Пушкина? Почему?

2. Рассказ учителя.

Как известно, существуют четыре стороны света: север, юг, запад, восток. Самая священная из них – восток (почему?).

«Стану я, раб такой-то, к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь…» (из заговора).

По вертикали фольклорный мир состоит из верхнего, среднего и нижнего царств: небесного, земного и подземного (подводного). Отношение к ним в фольклоре различное. Верхняя зона – положительная. Сравнение с птицами – существами верхнего царства – наибольшая похвала. Вот как на свадебном обряде величают жениха:

У тебя очи ясные,

Как у ясного сокола,

У ясна перелетного.

(Обрядовая песня)

А невесту сравнивают и с лебедушкой, и с павою (павлином), с голубкой:

У нее очи ясные,

Как у белой лебедушки,

У нее же, у девицы,

У нее, у красавицы,

Что походка павиная,

Речь-говорь голубиная.

Нижний мир – мир отрицательный. Подземное и подводное царства связаны в фольклоре с миром мертвых. Попадание туда героя грозит ему гибелью, серьезными испытаниями.

Чтобы вызволить матушку, спускается Иван-царевич «по плиту железную, в яму подземельную». Там, в жемчужном царстве, ему приходится сразиться с Вороном Вороновичем (ворон – традиционный символ смерти).

Середина – это магический центр, примиряющий правое и левое, переднее и заднее, верх и низ. Середина соединяет небо и подземелье. В среднем царстве живет человек – он и есть середина мира. Человеку – герою фольклора – помогают жители и верхнего, и нижнего царства, сам он может спускаться в подземелье и подниматься в небеса.

На помощь солдату, герою сказки «Елена Премудрая», приходят орел и рыба; первый прячет его «за облака – тучи темные», а рыба – в море, под пески.

Отражение вертикального строения Вселенной в мифологии и фольклоре разных народов – мировое древо, мировой столб, мировая гора. Они находятся в магическом центре мира и соединяют все три царства.

В русском фольклоре мировое древо – это чаще всего дуб: на 12 дубах сидит Соловей-разбойник, под дубом спрятана смерть Кощея, у дубовых стволов привязаны волшебные жеребцы.

Удивляться этому не приходится. В древности дуб был одной из основных пород, покрывавших славянские земли, как и почти всю Европу. В нем многое вызывало почтение: толстые, в два обхвата, стволы высотой до 40-50 м, кора толщиною в ладонь, долговечность (до 1000-1500 лет), твердая, устойчивая к гниению древесина. Дубравы укрывали людей от стихий и врагов, кормили (охота). Лепешки из желудевой муки были, видимо, первым хлебом в наших краях. Увы, большая часть европейских дубрав за последнюю тысячу лет сведена.

С верхней частью мирового древа (крона) связаны птицы; со средней (ствол) – копытные животные, пчелы, человек; с нижнем (корень) – змеи, лягушки и существа подводного царства.

Старуха из сказки «Петушок – Золотой гребешок и жерновки» роняет желудь в подполье (нижний мир), дубовый росток добирается до пола (граница между нижним миром и средним – жилье человека), пол прорубается, деревце вырастает до потолка, крыши (граница человеческого, среднего мира с верхним). Дед снимает ее, дуб дорастает до самого неба, и старик взбирается по дереву на небо. Здесь мировое древо – дуб связывает три части мира. Так с помощью сказки передается знание о вертикальном устройстве Вселенной.

Для древнего человека все в мире имело свое фиксированное место. А сам человек? Ведь он отправляется в путешествие, проникает на небеса, в подземный и подводный мир. Фольклорный герой преодолевает препятствия, при помощи волшебной силы пересекает границы, общается с жителями чужого мира – мертвыми, живыми, с силами природы. Но все чужие для него: ведь он не мертвец и не зверь. Мир мертвых чужд для него, живого. Чужой для него мир зверей – он же человек. Поэтому его пребывание в чужом пространстве – временно, он всегда возвращается в свое пространство, к себе.

Вопросы и задания

Подберите из сказок примеры мирового древа, мировой горы. Объясните, зачем в сказках дается их подробное описание.

Вспомните, с помощью чего устанавливается и чем украшается новогодняя елка. Попробуйте сделать классификацию елочных украшений.

Сопоставимы ли с тремя царствами три времени (прошлое, настоящее, будущее)?

3. Чтение текста «Деревья». Обсуждение прочитанного.

Вопросы для обсуждения:

С каким новым вариантом славянского мифа о происхождении земли вы познакомились?

Какова роль различных деревьев в славянской мифологии?

Какие поверья и обряды связаны с различными деревьями?

Какую роль в русских народных сказках играет дуб, а какую яблоня?

4. Творческая работа. Сочинение (стихотворение) о любом дереве (на выбор учащегося).

Примеры полученных работ.

Яблоневый сад

Наступило лето. В лесу и в саду пахло разными ягодами и цветами. Но лучше всего был запах яблок. Яблоня так вкусно пахла, что хотелось быстрей попробовать яблоко. Рано утром я вышел в сад и сразу почувствовал запах яблок.

Яблоки были еще зеленые, но на них так блестела роса, что они казались прозрачными в солнечных лучах. Я протянул руку, и на моей ладони оказался маленький шарик, еще не зарумянившийся и не налившийся соком.

Но придет осень, яблоки созреют и будут похожи на маленькое солнце.

БЛАШИН Алексей

Яблонька

Маленькую яблоньку посадил

мой дед

В день, когда я появилась на свет.

Выросла яблонька. Как хороша!

Рядышком с ней отдыхает душа.

Весною в цветах, как невеста,

стоит.

А осенью яблочком нас одарит.

ХОХЛОВА Ольга

5. Домашнее задание. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о различных деревьях.

Марина ФРОЛОВА, учитель гимназии № 2, Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте