search
main
0

Последние не хуже первых . Негосударственные вузы намерены бороться за свое существование

Четырнадцать лет негосударственные институты, академии и университеты пытаются доказать, что они имеют право на жизнь, однако каждый раз наталкиваются на стену непонимания и недоверия. Однако сдаваться вузы не собираются, потому и объединяются. Именно по этой причине в октябре 2003 года был создан Национальный союз негосударственных вузов, который недавно провел первую пресс-конференцию, посвященную будущему негосударственного образования в России.

Сегодня в России порядка 750 тысяч студентов получают высшее образование в 571 как аккредитованном, так и неаккредитованном негосударственном вузе. По данным Министерства образования, на начало 2003 года государственных вузов в стране насчитывалось 628. Как видно, разрыв между государственным и негосударственным секторами небольшой, однако у последнего почему-то проблем несравнимо больше. Президент Национального союза Игорь Ильинский отметил лишь самые болезненные. Во-первых, это негативный образ негосударственного образования, который сложился в обществе. Большинство населения страны считает, что раз у вуза нет государственного диплома, то о качестве образования и говорить не стоит. Да и откуда это качество возьмется, если за знания надо платить: только выкладывай каждый год по нескольку сот долларов, а оценку и так поставят.

– Мы признаем, что некоторые вузы действительно дают плохое образование, но разве подобное не происходит и в государственном секторе? – удивляется Игорь Ильинский. – К тому же в государственных вузах есть немалая доля студентов-платников, за счет которых учебные заведения и выживают. Наш союз намерен коренным образом изменить негативное общественное мнение относительно негосударственного образования. Для этого в ближайшем будущем мы проведем сравнительное социологическое исследование по государственным и негосударственным вузам, чтобы показать, что последние ничуть не хуже первых.

Вторая проблема, мешающая развитию негосударственного сектора, касается порядка, который Минобразование пытается навести в этой области, придерживаясь рамок закона. Полиции качества, новые аккредитационные показатели, строгие требования, приведшие к закрытию части вузов, – все эти меры, даже несмотря на их жесткость, по мнению членов Национального союза, бесперспективны. Нужна новая концепция подхода к управлению негосударственным сектором образования. Ведь негосударственные вузы открываются не сверху, не решением правительства или министерств. Они создаются в рамках экономических свобод. Другими словами, если есть спрос на негосударственные образовательные услуги, значит, должны быть и предложения, должен быть и выбор, где учиться. С этим мнением членов совета согласен первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Олег Смолин:

– Отношение власти к негосударственному образованию парадоксально: признавая, что этот сектор состоялся и стал неотъемлемой частью высшего образования, мы постоянно пытаемся завинтить гайки вокруг него.

Не облегчает жизнь высшему негосударственному образованию финансовая дискриминация. Так, в 2003 году в два с лишним раза была повышена арендная плата. Для многих вузов это решение явилось ударом ниже пояса. То же касается и налоговых льгот, которых правительство лишило не только негосударственные, но и государственные образовательные учреждения. Кроме того, если негосударственный вуз облагается налогом, то он часть этого бремени переносит на студентов. Это уже напрямую касается доступности образования. Остается надеяться, что Национальный союз негосударственных вузов совместно с единомышленниками – Комитетом по образованию и науке Государственной думы и Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии окажутся тем щитом, который оградит образование от нападок властей. Пока же в первоочередных планах союза – создание исследовательского центра проблем негосударственного образования, подготовка поправок к действующему законодательству по образованию, проведение крупной научной конференции, где будет рассмотрен весь комплекс проблем негосударственного образовательного сектора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте