Тест 1. СССР к началу 90-х годов. Отметь пять положений, которые характеризуют социально-экономическую ситуацию в стране в этот период.
1. В стране созрели все необходимые условия для осуществления рыночных реформ.
2. Страна оказалась на пороге преобразований, которые ни в одной стране мира не решались в столь короткий промежуток времени: переход к экономике, основанной на частной собственности, многопартийной системе.
3. Тоталитарное государство переживало кризис и разложение, экономическая и политическая система не была способна к реформированию.
4. В стране были подготовлены условия для плавного перехода от плановой командной экономики к рыночной, основанной на частной собственности.
5. В среде коммунистических руководителей в центре и на местах сформировались кадры управленцев, способных осуществить рыночные реформы в стране.
6. Демократическое движение стало единственной организованной силой, четко представлявшей цели и методы осуществления рыночных преобразований.
7. Бытовые тяготы, карточки, талоны, списки на продукты питания и другие товары были с пониманием встречены гражданами, что предотвратило созревание взрывоопасной ситуации в стране.
8. Одной из главных проблем государственного устройства была проблема перехода от унитарного государства к сообществу независимых государств.
9. В конце XX века перед Россией стояли те же задачи, которые не были решены в начале столетия: создание демократического государства, свободной рыночной экономики, национального государственного устройства.
10. Коммунистические лидеры в бывших союзных республиках превратились в лидеров националистических движений, используя опыт, связи, националистическую и национал-коммунистическую демагогию, возглавили процесс отделения от союзного государства.
Тест 2. Распад СССР. Расположи события в правильной хронологической последовательности.
1. Над Большим Кремлевским дворцом спущен флаг СССР.
2. Совет республик принял Декларацию о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик.
3. В г. Форос (Крым) производится арест членов ГКЧП.
4. Восьмого декабря 1991 г. подписано соглашение о создании СНГ, под которым свои подписи поставили: Ельцин (Россия), Кравчук (Украина), Шушкевич (Белоруссия).
5. Началась бессрочная политическая забастовка шахтеров с требованием отставки Горбачева и роспуска Верховного Совета СССР.
6. 1 декабря 1991 г. в Украине проводится референдум, на котором побеждают сторонники отделения от СССР и провозглашения Украины независимым государством.
7. Страна из телевизионных и радиопередач узнает о том, что образованный высшими руководителями компартии и государства ГКЧП берет на себя власть в стране, в Москву вводятся войска, однако большинство офицеров и солдат не проявляют активности и не спешат выполнять распоряжения заговорщиков.
8. Государственный Совет СССР начал свою работу, официально признана независимость Литвы, Латвии, Эстонии.
Тест 3. 1993 год: от апреля к октябрю. Расположи события в правильной последовательности.
1. Главой российского правительства становится В.С. Черномырдин.
2. 25 апреля проводится референдум по вопросу доверия россиян президенту Ельцину.
3. По результатам референдума принимается Конституция, Россия провозглашается демократическим правовым государством с сильной президентской властью.
4. Решением Верховного Совета Ельцин отрешается от должности президента, на этот пост принимает присягу А. Руцкой.
5. Радикально настроенные противники Ельцина во главе с генералом Макашевым начинают открытые столкновения с силами правопорядка, милицейские кордоны, защищающие некоторые важные административные здания Москвы, смяты, гибнут люди.
6. 21 сентября в стране вводится президентское правление, т.е. страна управляется указами президента, а не на основе законов Российской Федерации.
Тест 4. Реформы Е. Гайдара. Соедини логическими связями основные положения, характерные для действий правительства Е. Гайдара – пункты с 1 по 4, с последствиями, к которым привело каждое из направлений – пункты с 5 по 12.
1. Активная компания в средствах массовой информации, в первую очередь на телевидении, преимуществ рыночной экономики на примерах США и других развитых стран.
2. Либерализация цен.
3. Свобода торговли.
4. Приватизация.
5. Бывшие советские заводы и фабрики, радиостанции, магазины, здания переходят в руки немногочисленного слоя “новых русских”, в числе которых оказывается немало представителей бывшей правящей партии и директорского корпуса.
6. Миллионы россиян восприняли рыночную экономику как возможность быстро разбогатеть, не прилагая больших усилий, в частности это вылилось в массовую сдачу ваучеров в так называемые инвестиционные фонды типа МММ.
7. Торговля приняла самые первобытные и примитивные формы, центральные улицы городов, спорткомплексы превратились в торговые ряды.
8. Рост цен на все товары и услуги, так, в Воронежской области буханка хлеба в начале реформ стоила в среднем 80 копеек, к декабрю же 1993 г. цена выросла до 80 рублей.
9. Российский рынок потребительских товаров (продукты питания, бытовая электронная техника, одежда) быстро заполнился продукцией, доставленной “челноками” из Турции, Польши, Китая. Товары отечественного производства постепенно стали исчезать из торговой сети.
10. В стране появились тысячи безработных – новые хозяева бывших государственных предприятий начали осуществлять массовые увольнения или отправку в неоплачиваемый отпуск рабочих и служащих.
11. Постепенно увеличивались масштабы выезда за рубеж высококлассных специалистов разных отраслей экономики, привлеченных информацией о высоких заработках в развитых капиталистических странах.
12. Большинство вкладчиков сберегательных касс по всей стране лишились сбережений, рост цен превратил накопленные суммы в жалкие копейки, на которые мало что можно было приобрести по новым ценам.
Тест 5. Россия до… и после. Под какими пятью номерами изложена характеристика обстановки в стране после 1993 года?
1. Гайдар, Чубайс и другие реформаторы “в розовых штанишках” (по выражению А. Руцкого) начинают реформы по созданию рыночной экономики в России.
2. В новогоднюю ночь начинается штурм Грозного, Россия вступает в новую кавказскую войну.
3. Несколько танков, заняв позиции на мосту через Москву-реку, прямой наводкой обстреливают здание Верховного Совета, где засели А. Руцкой, Р. Хазбулатов и их сторонники.
4. Всенародные президентские выборы приносят победу Ельцину, на втором месте по числу набранных голосов лидер коммунистов Г. Зюганов, на третьем – А. Лебедь.
5. Принята Конституция Российской Федерации, фактически шестая в XX столетии.
6. Президент России Б. Ельцин и президент Украины Л. Кучма подписывают договора об условиях пребывания Черноморского флота и об условиях аренды Россией Севастополя – города русской военно-морской славы.
7. Народно-патриотические силы (как они себя сами назвали) во главе с коммунистами становятся главной организованной оппозицией в стране, их лидер Г. Зюганов – реальный кандидат на президентский пост во время президентских выборов.
8. Начинается либерализация цен, свободная торговля, ваучерная приватизация.
9. Президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписывают договор о создании союза России и Белоруссии.
10. В Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписывают договора о прекращении существования СССР и создании СНГ.
11. Члены ГКЧП делают попытку смещения законной власти президента.
Тест 6. На политическом Олимпе конца 90-х годов XX века. Соотнеси фамилии политических деятелей России с фактами их политической биографии, высказываниями, поступками. 1. Е.М.Примаков. 2. В.С. Черномырдин. 3. В.В. Жириновский. 4. А.И. Лебедь. 5. В.В. Путин. 6. Б.Н. Ельцин. 7. Ю.М. Лужков.
1. Говоря о своем происхождении, он ответил в одном из интервью, что мать его украинка, а отец юрист; яростный спорщик и полемист, лидер партии, отстаивающей либеральные ценности.
2. В последние годы проходил регулярные курсы лечения, включая операцию на сердце, сторонник рыночной экономики, свободы средств массовой информации, активного сотрудничества и контактов со странами Запада. В советском прошлом – первый секретарь областного комитета компартии.
3. Крупный хозяйственный руководитель, автор образных высказываний, выступая перед депутатами Госдумы, требовавших отставки возглавляемого им правительства, бросил фразу: “Руки чешутся? Чешите ими в другом месте!”.
4. Бывший Председатель Верховного Совета СССР времен М.С. Горбачева, бывший руководитель внешней разведки России, возглавлял российское правительство, добился, среди прочего, стабилизации курса рубля.
5. Его подпись стоит под договором о прекращении войны в Чечне в 1996 г., в своих выступлениях применяет грубоватые выражения и поговорки, армейские шутки.
6. Сторонник укрепления вертикали власти, способен совершать неординарные поступки, так, в 2000 г. накануне президентских выборов совершил полет в Чечню на военном истребителе СУ.
7. Сторонник развития малого и среднего предпринимательства, мэр города, активный сторонник идеи принадлежности Севастополя России.
8. Академик, считается знатоком Востока, находясь на одном из высших государственных постов, немало сделал для установления относительной политической и экономической стабильности, лидер одной из думских фракций.
9. В период перестройки в СССР имел огромную популярность, которую растерял к концу своей политической карьеры. К иностранным руководителям обращался: “Мой друг Гельмут”, “Мой друг Билл”. Постоянно был объектом шуток и пародий.
10. Почитатель одного из видов восточной борьбы, в прошлом – работник советских спецслужб, затем глава ФСБ, сторонник решительной борьбы с терроризмом, работал в Петербурге вместе с А. Собчаком.
Итоговые тесты
Тест 7. XX век, Россия на войне. Соотнеси цели войн (пункты с 1 по 6) с их результатами и последствиями (пункты с 7 по 12).
1. О целях и причинах участия Вооруженных Сил, как и о самой войне, говорилось расплывчато и неопределенно, народу объясняли, что армия оказывает народу соседней мусульманской страны интернациональную помощь.
2. Цель – маленькая победоносная война для укрепления пошатнувшегося авторитета власти, а также, заодно, подавление начинавшейся революции в стране.
3. Отодвинуть на Запад границу с небольшим соседним государством в обмен на территории в Карелии.
4. Для наведения конституционного порядка в регионе механизированные части Российской армии были введены в столицу этого субъекта Федерации в ночь с 31 декабря на 1 января.
5. Весь народ поднялся на защиту своего Отечества, первые же часы показали, что граждане готовы, не щадя своей жизни, освободить свою землю от захватчиков.
6. Полный российский контроль над проливами, ведущими в Средиземное море, овладение древней столицей православия, либералы при этом надеялись на последующую демократизацию в стране в случае победы.
7. Новое руководство правящей партии отдает распоряжение вывести войска с территории этого государства. Потери нашей армии, по официальным данным, составили 14453 человека. В плен попали 417 человек, самолетов потеряно 118, вертолетов – 333, танков – 147, подорван авторитет государства, Олимпийские игры в Москве бойкотируются многими странами.
8. В ходе войны в стране меняется не только правительство, но и весь социально-экономический строй, новый глава правительства называет подписанный мир “похабным”.
9. Страна-агрессор разгромлена и поделена на 4 зоны оккупации между победителями, однако буквально через год между недавними союзниками начинается жесткое противостояние – “холодная война”.
10. В г. Портсмут (США) С.Ю. Витте подписывает мирный договор, Россия, среди прочего, теряет часть о. Сахалин.
11. Ценой тысяч погибших, обмороженных руководство страны достигает поставленной цели, происходит обмен территориями с соседним государством, война показала неготовность нашей армии, ее командования к стратегии современной войны.
12. Договор о прекращении военных действий и выводе Российской армии подписывали от каждой воюющей стороны два бывших офицера некогда единой армии одного и того же распавшегося государства, пройдет некоторое время и один из них будет избран президентом, а другой – губернатором одного из сибирских регионов.
Ответы
Тест 1: 2, 3, 8, 9, 10.
Тест 2: 5, 7, 3, 8, 6, 4, 1, 2.
Тест 3: 1, 2, 6, 4, 5, 3.
Тест 4: 1-6, 11; 2-8, 12; 3-7, 9; 4-5,10.
Тест 5: 2, 4, 6, 7, 9.
Тест 6: Примаков – 4,8; Черномырдин – 3; Жириновский – 1; Лебедь – 5; Путин – 6, 10; Ельцин – 2,9; Лужков – 7.
Тест 7: 1 – 7, 2 – 10, 3 – 11, 4 – 12, 5 – 9, 6 – 8.
Михаил ЗЯТЬКОВ
Павловск,
Воронежская область
Окончание следует
Комментарии