Трагедия в Краснодарском крае не оставила равнодушными наших читателей. Как поддержать людей и помочь им пережить этот ужас? Что могут сделать в этой ситуации не специалисты – психологи и психотерапевты, аблизкие, коллеги? Какую помощь могут оказать детям педагоги и школьные психологи? Уважаемые читатели, отвечая на ваши вопросы, мне хотелось бы представить опыт работы многих практических психологов и свой собственный. В должности психолога социально-реабилитационного центра я участвовала в специальных семинарах-тренингах, посвященных методам оказания психологической помощи людям, пребывающим в состоянии посттравматического стрессового расстройства. В 2000 году в составе команды специалистов выезжала на место трагедии – к месту взрыва, унесшему жизни людей, – в Минеральные Воды Ставропольского края, где наша команда работала в течение 5 суток. Собственный опыт показывает всю ограниченность теоретических рассуждений, даже основанных на реальной практике. Лучше, если учитель, профсоюзный лидер, любой волонтер наряду со знанием теории примет личное участие в специальных психологических тренингах, посвященных данной проблеме.
Архангельская область:
– Весь наш коллектив потрясла трагедия в Краснодарском крае. Представляем, как страдают люди. Там, наверное, и врачи работают, и психологи. А что делать, если такое случится с нашими близкими? Надо же как-то правильно реагировать, а в школе этому не учат.
Комментарий психолога. Прежде всего, нужно учитывать, что к стихийным бедствиям нельзя быть готовыми заранее. Профилактическая работа, например система оповещения о приближающемся бедствии, может смягчить его последствия. Но сейчас разговор пойдет о другом.
У человека, пережившего подобную катастрофу (даже если он был свидетелем, а не жертвой), возникает посттравматическое стрессовое расстройство. У него разрушаются основные представления о себе и мире. Он осознает, что уязвим, мир уже не так понятен, как раньше, и самого себя человек представляет уже не в позитивном свете.
Это происходит по нескольким причинам.
1. Внезапность. Если катастроф надвигается постепенно, люди могут быть предупреждены об опасности чем внезапнее событие, тем оно разру шительнее.
2. Отсутствие похожего опыта. Если с человеком ничего подобного раньше не случалось, любую поддержку после травмы он считает запоздалой и переживает ее болезненно. Он может спрашивать: «Где же вы были раньше?», «Почему в моем доме плохо сделали ремонт?» – хотя по оценкам специалистов сделано многое из возможного. 3. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф, а после них может пройти немало времени, прежде чем человек установит контроль над самыми обычными повседневными делами. Если события затягиваются, люди впадают в состояние беспомощности.
4. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед необходимостью принятия решения, связанного с системой ценностей и способного изменить жизнь, например, перед выбором, кого спасать, насколько рисковать.
5. Поведение во время травматической ситуации. Каждый желал бы выглядеть в трудной ситуации наилучшим образом, однако это удается немногим. То, что сделано или не сделано
фа
; а
у-
во время катастрофы, может преследовать человека долго, в то время как другие раны уже зарубцевались.
Как помочь человеку, пережившему подобную ситуацию? Чтобы защититься от болезненных переживаний, человек загоняет их глубоко внутрь, подавляет. Однако это мешает адаптироваться к обычной жизни, подавленные эмоции могут проявиться совершенно неожиданно для него самого.
Мгновенно здесь излечить невозможно, так как травма становится частью опыта человека. Восстановление можно сравнить с помощью в «переваривании» этого опыта.
У людей, переживших подобную ситуацию, преобладают сильные эмоциональные нарушения. Задача психолога состоит в том, чтобы стабилизировать состояние и снизить их интенсивность. Осторожно пытайтесь вернуть утраченное доверие человека ко всему миру, обеспечить ощущение безопасности не только во время разговора с вами, но и в остальной жизни.
Необходимо поощрять людей к рассказу о своих чувствах, напоминать, что их переживания нормальны. Таким людям необходимо высказаться. Часто вы можете оказаться первым, кому поведали о травме. Одно только это приносит облегчение.
Не нужно бояться спрашивать, как человек справляется с травмой, но если вы чувствуете, что такие вопросы преждевременны, ждите, когда он сам будет готов заговорить об этом.
Помогайте человеку понять связь симптомов, о которых мы написали выше, с травматическим событием.
Екатерина Викторовна, учитель истории, Саратов:
– Очень жалко детей. Как учителя могут помочь им пережить этот ужас?
Комментарий психолога. Поддержка педагогов здесь действительно необходима, потому что за пару месяцев детям полностью не оправиться, потребуются месяцы для их реабилитации, то есть школа будет принимать в этом самое непосредственное участие.
Во-первых, вы должны знать, что есть несколько стадий переживания горя. От того, к какой стадии можно отнести сегодняшнее состояние ребенка, зависит своеобразие работы с ним.
1. У подростков, осознающих, что происходит, шок выражается в молчаливом
уходе или взрыве слез. Маленькие дети испытывают болезненное чувство дискомфорта, не понимают, что произошло, но чувствуют атмосферу в доме. Обнимите ребенка, дайте ему время и возможность расслабиться, пожаловаться вам и выплакаться.
2. Отрицание смерти. Несмотря на то что ребенок понимает, что близкий человек умер, они его видели мертвым, срабатывает один из защитных механизмов человека – отрицание. Этот механизм предохраняет от осознания глубины травмы и разрушения психики.
3. Стадия поиска состоит в том, что ребенок ищет кого-то, кого потерял, а невозможность найти порождает страх.
4. Стадия отчаяния может наступить, когда ребенок осознает, что умершего вернуть невозможно. Он начинает плакать и отвергать любовь других людей. Он может сердиться на умершего за то, что тот его «бросил», или на родственников, которые его «мало любят». Тревога и чувство вины могут привести к депрессии.
Помогите ребенку пережить утрату. Для этого всем членам семьи и педагогам нужно разделять его переживания. Сообщая ребенку о смерти, покажите, как много он для вас значит, насколько вы понимаете его чувства, объясните, что ему не нужно бояться своих слез или переживаний. Помогите ребенку рассказывать обо всем, что с ним происходит, о его страхах. Разрешайте ему вести себя так, как хочется, но помня при этом о своей безопасности и безопасности окружающих.
Отведите ребенка к психологу! Психолог необходим ему в этой ситуации, как никогда. Поскольку детям трудно понятным языком рассказать о том, что произошло, специалист «проработает» психологическую травму в игре. Игра поможет снять физическое и психологическое напряжение, позволит ребенкупопробовать себя в разных ролях во время разыгрывания сказок. А применение элементов арт-терапии, телесно-ориентированной терапии под силу именно профессиональным психологам.
Залина, школьный психолог, Кабардино-Балкария:
– Я начинающий психолог и работаю в обычной школе. Насколько мне известно, для работы с людьми, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством, необходимо специальное обучение. Однако катастрофа может произойти в любой момент, и психолог должен реагировать на нее немедленно, помогать независимо от того, прошел он обучение или нет. Каковы основные правила работы с такими людьми? Не показалось ли вам странным, что после катастроф люди начинают жестко требовать у государства льготы и гарантии того, что ситуация не повторится?
Комментарий психолога. Вначале хотелось бы ответить на второй вопрос, так как он показался нам наиболее острым. Вы говорите о недовольстве пострадавших, которое принимает безапелляционные формы. На самом деле это вполне адекватная реакция для тех, кто ощутил себя жертвами. Поэтому именно адекватным является требование к государству компенсации за перенесенные страдания.
А желание заняться совершенствованием себя, своего характера придет несколько позже. Это зависит от ощущения тяжести перенесенных страданий, определенной стадии развития посттравматического состояния. Волонтеры и психологи могут помочь людям занять самосовершенствованию подобающее место в их иерархии ценностей.
Теперь ответим на первый вопрос. Целью работы психолога в данном случае является психологическое сопровождение человека в адаптации к окружающему миру, сглаживание симптомов посттравматического расстройства.
Индивидуальная работа заключается в следующем. Вначале необходимо провести психологическую диагностику. Начните с наблюдения. Любые поведенческие проявления дадут большое количество необходимой информации о клиенте. Классифицируйте симптомы и разработайте гипотезу относительно наблюдаемого. В процессе клинической беседы уточните гипотезу. Затем проведите обследование с помощью психодиагностических методик. Можно использовать «Шкалу реактивной и личностной тревожности» Спилберга и Ха-нина, опросник MMPI, цветовой тест Люшера, профиль самооценки посттравматического стресса Колодзина.
Во время психологической диагностики клиент получает о себе много полезной информации. Это хорошее начало для проведения с ним психокоррек-ционной работы, так как у человека расширяются знания о том, что с ним произошло.
Особенности групповой работы.
Такая форма работы является эффективным методом психологической коррекции при стрессовых расстройствах.
Во время групповой работы быстрее наступают позитивные перемены в состоянии участников, восстанавливаются нарушенные связи с социальной средой, повышается самооценка людей и их доверие к окружению. Участники даже становятся целителями для себя самих и своего окружения.
Мы бы рекомендовали провести тренинг совершенствования коммуникативных умений, целью которого является личностный рост и развитие участников, осознание себя в качестве субъектов собственных изменений.
Направления групповой психокор-рекционной работы: обучение техники релаксации, поведенческий тренинг.
Вообще любая групповая терапевтическая работа (проводите ее, только если вы являетесь психотерапевтом!) направлена на освобождение от болезненных симптомов и коррекцию личностных изменений.
Комментарии