Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Гуманная педагогика

Послание из города Солнца

Станьте первыми читателями новой книги современного классика
Учительская газета, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Имя Шалвы Алек­­сан­дро­вича Амо­на­швили, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, имеющего много важных титулов и наград, известно далеко за пределами России и Грузии, его родины. Он должен был стать историком Ирана, окончив востоковедческий факультет Тбилисского государственного университета. Но случилось иначе: его увлекли дети, школа, педагогика.

Уже на втором курсе молодой Шалва стал пионервожатым, а в 1951 году пошел работать в школу. Там остался на долгие годы. Потом аспирантура и защита кандидатской диссертации в Тбилиси. Далее встречи с видными психологами, учеными-единомышленниками в Москве, работа над докторской диссертацией в Академии педагогических наук под руководством легендарного ученого Василия Васильевича Давыдова и ее успешная защита в 1973 году.

Многое потом происходило в его жизни. Признавали и не признавали. Принимали и отвергали. Мешали, критиковали, что позволяло, по словам самого ученого, зреть и развиваться, получать хороший опыт. Но и помогали. В конце 90-х Виктор Васильевич Рябов, ректор МГПУ, создал лабораторию гуманной педагогики, которую и сегодня возглавляет Ш.А.Амонашвили. Среди тех, кто поддерживал и ценил самобытного, авангардного, смелого, смотрящего вперед, свободолюбивого педагога, которого сегодня справедливо называют классиком гуманистической, передовой педагогики, всегда была и оставалась «Учительская газета», с которой Шалву Амонашвили связывают давние и крепкие узы дружбы.

В разные годы он публиковался на страницах нашего издания, особенно начиная с середины 80‑х, когда педагогика сотрудничества захватила умы и сердца учителей страны. Новая концепция, которую предложили педагоги-новаторы, взорвала образовательное пространство уходящего в прошлое Советского Союза, пошатнула устои авторитарной педагогики. Газета первой рассказала о тех, чьи идеи вызвали подъем духа в педагогической среде, опубликовала четыре отчета о встречах учителей-экспериментаторов: в поселке Переделкино в 1986 году, в Грузии, в Цинандали, в октябре 1987 года, в Москве и Краснодарском крае в 1988‑м, став трибуной для новых идей и проектов в образовании.

Магическое сочетание двух слов «педагогика сотрудничества» было на устах многих учителей, в спорах ученых, в статьях сторонников и оппонентов такой педагогики. Но именно Шалва Александрович стал одним из первых, кто емко и убедительно представил гуманистические идеи, вошедшие позже в Манифест педагогов-новаторов, в своей книге «Здравствуйте, Дети!», которая вышла в свет еще в 1983 году. Позже появились книги «Как живете, Дети?» (1986), «Единство целей» (1987), они и составили его знаменитую трилогию «Педагогическая симфония».
В монографии «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», которая появилась в 1984 году, обобщались результаты многолетнего экспериментального обучения в начальных школах Грузинской ССР, предлагались революционные для того времени методы обучения без отметок, формирующие положительное отношение к учению и преодолевающие формализм в школе.

Книга, вышедшая в издательстве «Педагогика», а также и другие работы Амонашвили переведены на многие языки. Уже в ней Шалва Александрович обозначил свою гуманистическую позицию в педагогике, которая заключается в принятии ребенка таким, какой он есть, с такой жизнью, которой он живет. Он призывал учителей видеть мир глазами детей, разобраться в стремлениях каждого из них и с помощью тонких и психологически обоснованных педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого школьника к одной цели – познанию мира и утверждению добра.

Эти важные, ключевые опоры и понятия философской и педагогической стратегии Шалвы Амонашвили доминируют во всех его последующих научных работах, книгах, статьях, в практике преподавания, на семинарах, в публичных выступлениях, в его литературных произведениях, эзотерических сказках, в личной и общественной жизни в целом. Замечу и другое: для многих участников конкурса «Учитель года России», который газета инициировала в 1989 году, концепция гуманной педагогики Шалвы Амонашвили стала важнейшей составляющей их педагогической деятельности.

Среди многих книг, написанных великим педагогом, разработчиком оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, отрицающей авторитарную, императивную (повелительную, приказную) педагогику, есть и те, которые появлялись вначале на страницах «Учительской газеты»: «Улыбка моя, где ты?», «Без сердца что поймем», «Будем как солнце» (2003), «Истина Школы» (2006), «Учитель от Бога» (2017).

Будущие книги рождались на наших глазах, их жизнь начиналась на страницах газеты. Вместе с нашими читателями, если вспомнить высказывание В.Гюго о том, что «творец книги – автор, творец ее судьбы – общество», мы становились в некоторой степени творцами судьбы этих замечательных произведений.

Вот и сейчас у нас снова есть шанс стать первыми читателями глав рукописи новой книги Шалвы Александровича Амонашвили, над которой он работал (датируя завершение над ней 2 октября 2020 года) в своей родовой усадьбе в Грузии, в селе Бушети. Здесь написаны основные его работы.
Это удивительное место в Кахетии с неповторимым природным ландшафтом, с чарующими видами на знаменитые Кавказские горы семья Амонашвили превратила в цветущий сад, в доброе пространство будущего. Оно называется городом Солнца, местом, где в летнее время лучшие представители гуманной педагогики помогают родителям, детям, учителям открыть сердца, понять друг друга, получить энергию созидания и творчества, любви и радости.

Ирина Димова


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt