УТВЕРЖДЁН оргкомитетом Всероссийского конкурса «Учитель года России» от «29» апреля 2015 г. (протокол № 1)
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального а «Педагог». , кегль – 12, интервал – 1,5, поля – 2 см), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника заключительного этапа конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального а «Педагог». Материалы размещаются на сайте конкурса. Критерии оценки конкурсного задания: информированность и понимание тенденций развития образования, масштабность и неность суждений, аргументированность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, ценностные ориентиры и личная позиция. 6.2. Объявление и награждение осуществляются на торжественном мероприятии, место которого определяется решением оргкомитета конкурса. Приложения к Порядку проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России” – в прикрепленном файле
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» (далее соответственно – Порядок, конкурс), учредителями которого являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета», устанавливает модель и структуру заключительного этапа конкурса, определяет место, сроки, требования к составу участников и жюри заключительного этапа конкурса, представлению материалов, конкурсные мероприятия, включая отбор лауреатов и победителей конкурса, а также финансирование заключительного этапа конкурса.
1.2. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»), поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
1.3. Организационно-техническое сопровождение заключительного этапа конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
1.4. Заключительный этап конкурса проводится ежегодно в сентябре – октябре в субъекте Российской Федерации, представителем которого является абсолютный победитель конкурса предыдущего года.
1.5. Девиз финала конкурса «Учить и учиться» отражает приоритетные задачи современного образования: непрерывный и профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики, пропаганду инновационных идей и достижений.
1.6. Участниками заключительного этапа конкурса являются учителя со стажем педагогической работы не менее трёх лет. На заключительный этап конкурса делегируются один конкурсант – абсолютный победитель регионального этапа конкурса. По объективным причинам для участия в заключительном этапе конкурса может быть направлен учитель, занявший второе место на региональном этапе конкурсе.
2. Представление материалов участников заключительного этапа конкурса
2.1. Для участия в заключительном этапе конкурса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, официальным письмом направляют в оргкомитет конкурса следующие материалы:
представление по форме (приложение 1);
выписку из протокола заседания оргкомитета регионального этапа конкурса о выдвижении кандидатуры на участие в заключительном этапе конкурса (приложение 2);
заявление кандидата на участие в заключительном этапе конкурса по образцу (приложение 3);
информационную карту кандидата на участие в заключительном этапе конкурса (приложение 4);
справку об итогах регионального, зонального, муниципального и школьного этапов конкурса (приложение 5);
согласие кандидата на участие в заключительном этапе конкурса на обработку персональных данных (приложение 6);
копию паспорта кандидата на участие в заключительном этапе конкурса;
копию трудовой книжки кандидата на участие в заключительном этапе конкурса.
2.2. Участники заключительного этапа конкурса должны пройти электронную регистрацию на официальном сайте конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт конкурса).
2.3. Приём материалов осуществляется до 1 августа текущего года оператором конкурса (при потовом отправлении по штемпелю не позднее 1 августа). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в заключительном этапе конкурса сообщается оператором конкурса.
2.4. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также от участников, не зарегистрировавшихся на сайте конкурса.
2.5. Материалы, представляемые в оргкомитет конкурса, не возвращаются.
3. Конкурсные мероприятия
3.1. Для участников заключительного этапа конкурса в июне текущего года проводятся дистанционные формы консультаций, в июне – консультативный очный установочный семинар.
3.2. Заключительный этап конкурса проходит в два этапа: заочный тур и три очных тура.
3.2.1. Заочный тур «Методическое портфолио» включает три конкурсных задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», «Я – учитель» (срок – до 15 августа текущего года).
В заочном туре заключительного этапа конкурса проводится экспертиза методического портфолио участников заключительного этапа конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.
Конкурсное задание «Интернет–ресурс».
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного задания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником заключительного этапа конкурса и публикуемыми им материалами.
Критерии оценки конкурсного задания: информационная насыщенность, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, эффективность обратной связи, актуальность информации, оригинальность и адекватность дизайна.
Конкурсное задание «Методический семинар».
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц; шрифт – Times New Roman, кегль – 12, интервал – 1,5, поля – 2 см), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника заключительного этапа конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Материалы размещаются на сайте конкурса.
Критерии оценки конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.
Конкурсное задание «Я – учитель».
Формат конкурсного задания: текст эссе (до 6 страниц; шрифт – Times New Roman, кегль – 12, интервал – 1,5, поля – 2 см), тема которого объявляется на сайте конкурса не позднее 15 июня текущего года. Эссе размещается на сайте конкурса.
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Критерии оценки конкурсного задания: языковая (грамматическая, орфографическая и синтаксическая) грамотность текста, обоснование актуальности, ценностные ориентиры, аргументированность позиции, умение формулировать проблемы и видеть пути решения, рефлексивность, оригинальность изложения.
3.2.2. Очные туры (первый, второй и третий).
Первый тур «Учитель-Профи».
Конкурсное задание «Урок».
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в школе, предложенной принимающим субъектом Российской Федерации в качестве площадки первого и второго туров заключительного этапа конкурса и согласованной с оргкомитетом конкурса не позднее 1 июня текущего года.
Конкурс оценивается жюри первого тура, сформированного по междисциплинарному принципу. Количество групп жюри первого тура соответствует количеству групп участников заключительного этапа конкурса, которые формируются в алфавитном порядке.
Определение участников второго тура заключительного этапа конкурса осуществляется из числа участников первого тура.
Критерии оценки конкурсного задания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексивность и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметный и междисциплинарный подход; поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся.
На основе оценок конкурсных заданий в рамках заочного тура «Методическое портфолио» («Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я – учитель») и первого тура «Учитель – Профи» («Урок») определяются 15 лауреатов конкурса – участников второго тура.
Второй тур «Учитель-мастер».
Второй тур состоит из трёх основных конкурсных заданий: «Мастер-класс», «Педагогический совет», «Образовательный проект».
Конкурсные задания оценивает Объединённое жюри, в состав которого входят: Большое жюри, жюри финалистов конкурса, не вошедших в число лауреатов, родительское жюри, ученическое жюри.
Конкурсное задание «Мастер-класс».
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта – до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника – до 5 мин.
Критерии оценки конкурсного задания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность, коммуникативная культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, рефлексивная культура, метапредметность и универсальность подходов, развивающий характер и результативность, информационная и языковая культура, проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся.
Конкурсное задание «Педагогический совет».
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.
Формат конкурсного задания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент – до 45 минут.
Тема конкурсного задания объявляется накануне, после завершения мастер-классов.
Ведущие «Педагогического совета» – абсолютные победители и/или победители конкурса предыдущих лет.
Критерии оценки конкурсного задания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.
Конкурсное задание «Образовательный проект».
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного задания: группы из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Критерии оценки конкурсного задания: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.
Выбор пятерки победителей Конкурса определяется членами Объединённого жюри второго тура.
Пять лауреатов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки выполнения конкурсных задания первого и второго туров заключительного этапа конкурса, объявляются победителями.
Третий тур «Учитель-лидер».
Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков».
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного задания: круглый стол образовательных политиков (регламент – 60 минут), который проводится с участием Министра образования и науки Российской Федерации. Тема «круглого стола» определяется оргкомитетом конкурса не позднее 1 сентября текущего года.
Критерии оценки конкурсного задания: информированность и понимание тенденций развития образования, масштабность и нестандартность суждений, аргументированность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, ценностные ориентиры и личная позиция.
3.3. При определении абсолютного победителя учитывается сумма всех баллов, полученных по итогам первого, второго и третьего туров.
Жюри имеет право также использовать результаты Интернет-голосования при вынесении окончательного решения.
3.4. Конкурсные мероприятия транслируются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Жюри и счётная комиссия заключительного этапа конкурса
4.1. Для оценки конкурсных заданий первого тура создаётся жюри, которое формируется по предложению учредителей конкурса. Основными принципами формирования жюри являются участие в предыдущие годы в заключительном этапе конкурса (финалисты, лауреаты, победители), практическая преподавательская и управленческая работа в системе образования в настоящее время, опыт организации и проведения муниципальных и региональных этапов конкурса. Приоритет при выдвижении кандидатур в состав жюри отдаётся наиболее успешным в конкурсном движении регионам, представители которых не менее трёх раз становились лауреатами и победителями конкурса.
Состав жюри утверждается оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.
По каждому конкурсному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости.
4.2. Для оценки конкурсных заданий второго и третьего туров формируется Объединённое жюри, в состав которого входят Большое жюри, жюри финалистов конкурса, не вошедших в число лауреатов конкурса, родительское жюри (из числа наиболее активных членов родительских комитетов общеобразовательных организаций), ученическое жюри (из числа обучающихся, имеющих высокие образовательные результаты и достижения и являющихся победителями и призёрами международных, всероссийских и региональных олимпиад).
Большое жюри формируется по предложению учредителей конкурса и утверждается оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.
Количество членов жюри – от 15 до 17 человек. Основным принципом формирования Большого жюри является включение в его состав известных и авторитетных в педагогическом сообществе экспертов в области образования. Среди них: руководители организаций из числа лидеров по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; руководители организаций дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации; руководители образовательных организаций, имеющих статус федеральных стажировочных площадок, создаваемых в субъектах Российской Федерации – победителях конкурсного отбора региональных программ развития образования; лица, удостоенные почётного звания «Народный учитель Российской Федерации»; абсолютный победитель (победители) конкурса в предыдущем году; деятели культуры, науки, искусства, спорта, бизнеса; руководители групп междисциплинарного жюри. Кроме того, в состав Большого жюри могут входить представители учредителей конкурса.
4.3. Для проведения жеребьёвки, организации подсчёта баллов, набранных участниками заключительного этапа конкурса в конкурсных мероприятиях, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения конкурсных заданий участниками заключительного этапа конкурса создаётся счётная комиссия. Состав комиссии утверждается оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.
5. Определение лауреатов и победителей конкурса,
абсолютного победителя конкурса
5.1. Жюри и Объединённое жюри оценивают выполнение всех конкурсных заданий в баллах в соответствии с критериями, утверждёнными настоящим Порядком.
5.2. Пятнадцать участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочного и первого туров, объявляются лауреатами конкурса.
5.3. Пять лауреатов конкурса, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочного, первого и второго туров, объявляются победителями конкурса.
5.4. Участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов по результатам заочного, первого, второго и третьего туров после завершения конкурсного задания «Круглый стол образовательных политиков» на торжественной церемонии закрытия конкурса объявляется абсолютным победителем конкурса, а при условии равенства баллов у двух участников – абсолютными победителями конкурса.
6. Награждение лауреатов и победителей конкурса
6.1. Награждение участников, объявление и награждение лауреатов, объявление и награждение победителей конкурса осуществляется на торжественных мероприятиях в субъекте Российской Федерации, где проводится заключительный этап конкурса.
6.2. Объявление и награждение абсолютного победителя конкурса осуществляются на торжественном мероприятии, место которого определяется решением оргкомитета конкурса.
6.3. Победители и лауреаты конкурса привлекаются к работе в составе коллегиальных органов при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
7. Финансирование заключительного этапа конкурса
7.1. Финансирование проведения заключительного этапа конкурса осуществляет федеральный орган исполнительной власти при софинансировании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся первый и второй туры заключительного этапа конкурса текущего года.
7.2. Расходы по командированию участников заключительного этапа конкурса на все его мероприятия осуществляются за счёт средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают участники заключительного этапа конкурса.
7.3. Расходы по командированию членов жюри конкурса на все мероприятия конкурса осуществляются за счёт средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают члены жюри заключительного этапа конкурса.
7.4. Для проведения заключительного этапа конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств.
Комментарии