Первый – седьмой. Седьмой – первый. Лифт на Тверской, 11, так и летал – с этажа на этаж. К девяти утра пунктуальные министры заполнили мягкие кресла актового зала Минобрнауки России. Здесь 30 мая состоялось совещание, объединившее ключевые фигуры образовательных властей – федеральных и региональных.
Открывать совещание должен был руководитель аппарата Правительства РФ Вячеслав Володин. Но в силу обстоятельств не сложилось. И роль ведущего по праву осталась у Андрея Фурсенко, федерального министра, которому в итоге и держать отчет перед высшим руководством страны о реализации в регионах инициативы Владимира Путина.Собственно, совещание было частью двухдневного съезда, который проводился в Москве Всероссийским педагогическим собранием. Для обсуждения на съездовских дискуссионных площадках был запланирован внушительный список проблем. Министрам же предстояло сосредоточиться на двух вопросах – ходе исполнения поручения Председателя Правительства РФ по модернизации региональных систем общего образования с повышением зарплаты учителей и 3-й версии проекта федерального закона «Об образовании в РФ».Сверим часыУспешное выполнение любого поручения зависит по крайней мере от ряда важных условий: наличия ресурсов, ответственной команды исполнителей, четкого графика работ, грамотного нормативно-правового сопровождения, слаженной координации на всех этапах проекта. Подробно всех звеньев этой цепи коснулся в своем выступлении Сергей Кравцов, директор Департамента регионального развития Минобрнауки России.Начал он с того, что сделано. В каждом субъекте созданы рабочие группы, утверждены планы работы, губернаторами определены ответственные за реализацию проекта координаторы, идет выбор региональных операторов.1 июня – старт реализации второго этапа проекта. Его результатом должны стать заключение к 1 августа соглашений со всеми субъектами РФ и детальное согласование всех комплексов мер (собственно модернизации образования). После первого августа – на третьем этапе реализации проекта – Федерация направит необходимые средства в субъекты, чтобы с сентября началось повышение зарплаты учителям.Первый транш Федерации составит 20 миллиардов рублей. Второй транш планируется осуществить до 15 февраля следующего года, причем объем субсидий будет учитывать эффективность выполнения проекта субъектами РФ за 2011 год. Для четкости выполнения финансовой стороны дела на федеральном уровне в третьем чтении уже принят закон о бюджете с поправками.Ключевым показателем результативности проекта станет соотношение средней по экономике региона зарплаты (по данным Росстата за 1-й квартал 2011 года) к средней по региону зарплате учителей – за 4-й квартал 2011 года. В случае если это труднодостижимо, субъект РФ должен увеличить в этом году средний уровень зарплаты учителей минимум на 30 процентов.Федеральный мониторинг проекта начнется 1 июля. Минобрнауки России будет отслеживать реализацию соглашений в рамках комплексных мер, движение средств, нормативную базу. Отдельным направлением в мониторинге станет оценка уровня повышения зарплаты учителям. В соглашении между субъектом РФ и Федерацией должны быть представлены сведения о наличии в регионе системы нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Если таких систем не имеется, то план-график их введения. В завершение проекта необходимо будет довести среднюю зарплату учителей до средней зарплаты по экономике в регионе.В соответствии с постановлением правительства, подчеркнул Сергей Кравцов, комплекс мер должен быть опубликован. И конечно, модернизации образования в регионах должна сопутствовать серьезная информационная работа в СМИ – с учителями, общественными организациями. Важно понимать, что уровень повышения средней зарплаты будет дифференцирован. Дифференциация попадет в зависимость от уровня общего повышения фонда оплаты труда учителей на 30 процентов или доведения ее до средней по экономике субъекта РФ, а также от качества работы педагога.Свободный микрофонВслед за Сергеем Кравцовым к микрофону выходили руководители региональных систем образования, которых заранее попросили подготовить выступления, – Наталья Астафьева (Тамбовская область), Алдар Дамдинов (Республика Бурятия), Алла Золотухина (Ставропольский край). Министры слушали коллег и временами озабоченно перешептывались.«Смотрю в зал, у всех лица такие, будто бы деньги хотят не дать, а отнять, – определил настроение присутствующих Андрей Фурсенко. – Если это такое тяжелое решение, можно от них отказаться». Отказываться никто не стал. А об опыте выступающих коллег стали слушать со всем вниманием.«Учитывая, что проект носит стратегический характер, необходимо исключить все факторы коррупционности, особенно в финансовом плане, – подчеркнула Наталья Георгиевна Астафьева, начальник образования и науки Тамбовской области. – В полной мере должна быть обеспечена открытость. Важно правильно организовать мониторинг реализации проекта, мы фактически запустили его уже с 1 мая. Мы также сделали расчеты, и они показывают: объем средств, выделяемый федеральным бюджетом Тамбовской области на выполнение поручения, практически совпадает с объемом средств, который область должна направить на повышение зарплаты для поэтапного (планируется за два года) доведения ее до средней по экономике. У нас она составит 16-17 тысяч рублей, а из всех работников отрасли половина будет получать зарплату более 20 тысяч. Для нашей территории это очень существенный результат. Средства, которые обеспечивают повышение зарплаты, мы решили направить в стимулирующую часть фонда оплаты труда, с тем чтобы прослеживалась связь зарплаты и качества, результативности работы учителя».Когда запланированные выступления завершились, Андрей Фурсенко дал возможность высказаться всем, кто этого захотел.Александр Адамский, директор института образовательной политики «Эврика», предложил воспользоваться реализацией проекта и выйти на единую систему оплаты труда. «У нас сейчас их 3 или 4», – подсчитал он.Александр Асмолов, директор ФИРО, обратил внимание министров на то, что проект – уникальный шанс привести в соответствие федеральную политику и региональные программы развития образования. В частности, увязать новый стандарт начальной школы с повышением квалификации учителей.Очереди к микрофону не наблюдалось. А потому федеральный министр взял слово сам, чтобы прокомментировать и подытожить важные моменты в обсуждении первого вопроса заседания.«Важно соблюдать график. Он жесткий. Но всем придется поработать в таком режиме, – сказал Андрей Фурсенко. – Дыр в образовании много. Но все проблемы одномоментно решить нельзя. В данном случае исполнение поручения Председателя Правительства РФ будет касаться учреждений, в которых есть классное руководство. Добьемся результата здесь, двинемся дальше. Но мы должны показать, что можем эффективно израсходовать деньги на те цели, на которые они были выделены.Еще важно понять: мы не всем одинаково увеличиваем зарплату – автоматически на треть. Потому что есть те, кому надо повышать вдвое, а есть те, кому вообще не нужно повышать. Есть лидеры и аутсайдеры в своей профессии».«Здесь предлагалось сделать единой систему оплаты труда. Я думаю, говорить надо о единстве подходов к зарплате, – высказал свое мнение министр. – Были вопросы, куда закладывать субсидию – в базовую или стимулирующую часть фонда оплаты труда? Думаю, должен быть баланс, конечно, с учетом особенностей регионов». Версия 3.0Завершилось совещание на законодательной ноте. «В середине июля, – сообщил статс-секретарь – зам. министра образования и науки Игорь Реморенко, – появится третья версия федерального законопроекта «Об образовании в РФ». До августовских совещаний она будет обсуждаться в Сети. Причем целью интернет-дискуссий станет консультация с обществом – не просто переписывание текста, но комментирование всеми заинтересованными и неравнодушными людьми основных смыслов, идей, концепции закона. Провести обсуждение в таком ключе попросил президент Медведев, который, как ожидается, лично примет участие в одном из региональных августовских совещаний.…Уделил время федеральный министр и журналистам. Всех интересовал вопрос: какие санкции будут применены к руководителям регионов, где не смогут поднять зарплату? – Самые жесткие, – ответил Андрей Фурсенко. – Мы, конечно, будем разбираться, кто виноват – министр образования, финансов или губернатор. Но представление на снятие с должности я не исключаю. Решение правительства принято и должно быть выполнено.NB! О чем еще спрашивали журналисты федерального министра? Читайте об этом на сайте «УГ» www.ug.ruФото автора
Комментарии