Труд педагога тяжел и ответственен. Зайдите в школу, и вы сразу поймете, какого нервного напряжения и какой любви к детям требует работа учителя. Загляните в класс во время урока, и вы поймете, сколько умения, знания и педагогического мастерства нужно иметь, чтобы быть учителем. После уроков учитель остается с детьми для внеклассной работы. Вечером вы застанете его дома за столом склонившимся над детскими тетрадями. И так в самоотверженном труде изо дня в день проходят двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет.
Партия и правительство относятся с глубоким уважением к труду учителя, осуществляют большую заботу о его быте.
Однако на местах труд учителя не всегда встречает должное уважение. Нередко забываются заслуги старых педагогов, которые проработали долгие годы в школе, воспитали тысячи советских людей, а теперь по состоянию здоровья вышли на пенсию и доживают свой век в селе и городе, возле родной школы.
Все ли руководители отделов народного образования, все ли председатели райкомов и обкомов профсоюза учителей знают, сколько у них в районе, области педагогов-пенсионеров? Знают ли они, как живут эти старые учителя? К сожалению, на этот вопрос часто приходится отвечать отрицательно.
В Казанском районе Тюменской области живет учительница-пенсионерка А.Н.Николаева. Она проработала в школе 35 лет, заболела и вышла на пенсию. И все в районе о ней забыли. Никто не поинтересовался, как живет А.Н.Николаева, не нуждается ли она в чем-нибудь. А старая учительница живет в трудных условиях. Разве не позорен для района этот факт?
Есть и другие факты. В с. Бондари Бондарского района Тамбовской области учительница-пенсионерка М.Г.Лавровская проработала 43 года. Она живет вместе с другой учительницей, тоже пенсионеркой, проработавшей здесь же 40 лет. Как живут эти два старых педагога, всю свою жизнь посвятившие детям? Спокойна ли их старость? Окружены ли они вниманием и заботой? Нет! К стыду местных руководителей народного образования, живут они плохо. Дом их нуждается в ремонте, необходимо починить печку, подвезти дрова, помочь им в снабжении. «Только на словах, а не на деле помогают нам», – пишет в редакцию М.Г.Лавровская. Разве можно найти какое-либо оправдание такому бездушию?!
Только политической близорукостью, только полнейшим непониманием своих задач и обязанностей отдельными работниками органов народного образования и профсоюза можно объяснить их беззаботное отношение к бытовым нуждам старых учителей-пенсионеров.
В каждой области, в каждом районе можно и нужно изыскать возможности для обеспечения учителей-пенсионеров за счет местных ресурсов. Проявляют же подлинно советское отношение к учителю-пенсионеру в Мордовии. Здесь принимаются сейчас меры к тому, чтобы снабжать учителей-пенсионеров так же, как и работающих педагогов. Пример отзывчивого отношения к нуждам учителя-пенсионера показывает секретарь Спасского райкома ВКП(б) Горьковской области тов. Большаков. Он позаботился, например, о том, чтобы старая учительница-пенсионерка тов. Соловьева лучше снабжалась, чтобы ей был выделен огородный участок и выдан картофель на посадку.
Труд учителя почетен и достоин глубочайшего уважения. Надо уважать старость учителя-пенсионера – от этого никто не вправе отмахнуться. И в первую очередь не вправе забывать о своих товарищах по работе, вышедших по старости или болезни из строя, руководители школ и их педагогические коллективы. Они сами должны оказывать поддержку учителю-пенсионеру. Они же должны добиваться от руководителей местных организаций заслуженного внимания и помощи старым педагогам.
Комментарии